Татьяна Ермакова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познание
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Труд, Социализация, Физическая культура, Музыка, Художественное творчество, Чтение художественной литературы
Тип: интегрированное
Возраст детей: возраст 6-7 лет
Формы непосредственной образовательной деятельности : занятие-путешествие
Методы и приемы: практические, наглядные, словесные: беседы, художественное слово; метод интеграции, метод игровых технологий, проблемно-поисковые вопросы, сюрпризный момент.
Формы организации: группа, подгруппа.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Задачи
Образовательные:
1. Расширять знания об окружающем мире, активизировать познавательный интерес;
2. Закреплять умение группировать предметы ближайшего окружения по их назначению, выделяя существенные признаки («одежда», «мебель», «игрушки», «овощи»);
3. Закреплять счетные умения дошкольников, умения соотносить количество предметов и соответствующую цифру;
4. Продолжить формировать навыки экологически грамотного поведения в природе;
5. Формировать умение работать с картой и схемой, составлять предложение по схеме;
6. Расширять представление о составе числа (8 и 10);
7. Познакомить детей с народными приметами;
8. Совершенствовать физические качества детей в разнообразных формах двигательной деятельности;
9. Выявить свойства тканей (промокаемых и непромокаемых).
Развивающие :
1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность, развивать память, внимание, мышление, речь, эмоциональную отзывчивость на характерную музыку.
Воспитательные:
1. Воспитывать художественно-эстетический вкус, бережное отношение к природе;
2. Побуждать детей объединяться в группу, чтобы добиться общей цели, приходить на помощь тем, кому это надо, согласовывать содержание совместной работы со сверстниками.
Здоровьесберегающие:
1. Формировать правильную осанку;
2. Закреплять умение правильно пользоваться пипеткой, салфеткой, кисточкой, клеем;
3. Совершенствовать умение согласовывать действие со словами;
4. Выполнять физминутку, пальчиковую гимнастику, упражнение на релаксацию в соответствии с методикой обучения детей старшего дошкольного возраста и требованиям СанПин 24.1.3049-13.
Ожидаемый результат:
Дети знают приметы весны и правила поведения в природе, различают форму и цвет предметов, умеют квалифицировать предметы по их свойствам и качествам, работать с картой и схемой, различают основные цвета и их оттенки, эмоционально реагируют на музыку, умеют работать с пипеткой, салфеткой, кисточкой, клеем и ножницами.
Предварительная работа: Чтение стихов и сказок, работа с дидактическими играми на обобщения, на вычленение лишнего, изготовление заготовок для коллективной работы, подвижные игры, работа с дидактическими играми по математике, рассматривание альбома «Правила поведения в природе», подбор материалов и оборудования к занятию
Оборудование и материалы: карта, следы различных форм, клей, заготовки для коллективной работы, костюмы кота и снеговика, письмо, презентация, отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный…». Аудиозаписи: гимн России (Музыка А. Александрова, слова С. Михалкова, полька итальянская (музыка Рахманинов С. В., марш «Прощание славянки» (музыка Агапкин В. С.).
Слайды на ТВ: зима, лес, горы, река, лесная поляна.
ХОД:
Дети входят в зал, здороваются и рассаживаются полукругом под музыку
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Ведущий: Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы поиграть, вспомнить то, что уже знаем, узнать что-то новое и интересное.
А сначала скажите, какое время года сейчас?
Дети: весна.
Ведущий: Какие месяцы весны вы знаете?
Дети: март, апрель, май.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Ой, кто-то стучится. Входит снеговик под музыку.
Снеговик: Здравствуйте.
Дети: здравствуйте.
Ведущий: Здравствуй, снеговик. А ты ничего не перепутал? На улице уже весна.
Снеговик: Нет, я ничего не перепутал, я пришел к вам по поручению волшебницы Зимы. Она прислала вам письмо. Вот послушайте.
ПИСЬМО. Здравствуйте, ребята. Пишет Вам Волшебница Зима. Мне так у Вас нравится, что уходить я не собираюсь. Я заколдовала Весну, отправила ее вместе с яркими красками в далекую страну и теперь вся земля будет выкрашена в белый цвет. (На ТВ появляется картина зимы Природа). ВАША ЗИМА.
Ведущий: Как же так? Что же делать? Мы уже устали от зимы и хотим, чтобы пришла весна. Уважаемый снеговик, может быть, вы нам поможете и подскажете, как выручить Весну.
Снеговик: Я не могу вам помочь, да я и не знаю, что такое Весна.
Ведущий: А мы тебе расскажем. Ребята, какие признаки весны вы знаете?
Дети:
1. Тает снег
2. Бегут ручьи
3. На крышах длинные сосульки
4. Если весной летит много паутины-лето будет жарким
5. Весна освобождает землю-делает проталинки.
Ведущий: Какие цвета появляются в природе весной?
Дети: голубой, белый, жёлтый, зелёный.
Ведущий: Весна очень красивая, солнечная, яркая, поют птицы, расцветают цветы.
Снеговик: Здорово! Хорошо, я вам помогу. Чтобы выручить весну, вам нужно отправиться в волшебную страну Сообразилию и я могу вас туда проводить.
Ведущий: Спасибо, Снеговик. На чем же мы можем поехать, как вы думаете, ребята?
Снеговик: В волшебную страну можно добраться только на необыкновенном паровозике (Едут под музыку на паровозике. Звучит тихая музыка).
Снеговик: Вот и приехали, но здесь очень тепло, поэтому я, пожалуй, отправлюсь обратно к Зиме. До свидания.
Дети прощаются, снеговик уходит.
Ведущий: Ребята, давайте немного отдохнем и присядем.
Дети рассаживаются на стульчики.
Входит КОТ ученый с палитрой под музыку.
Кот ученый: Здравствуйте, я кот ученый, а вы кто? Отвечайте, зачем к нам приехали? Дети: искать весну.
Кот ученый: Да, я уже слышал, что случилось с Весной. Чтобы ее выручить, нужно собрать краски весны вот в эту волшебную палитру. А для этого нужно выполнить много сложных заданий. Только умные ребята, которые много знают, могут с этим справиться.
Ведущий: Уважаемый кот, наши ребята отлично занимаются, много знают и готовы попробовать пройти все испытания.
Кот: А я сейчас проверю. Продолжите стихи. У лукоморья дуб зеленый…
Стрелина Полина
Алексеенко Вика
Перова Ангелина
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Кот: Молодцы, люблю, когда про меня стихи читают. А кто написал эти строчки?
Дети: А. С. Пушкин
Кот: Молодцы! Предварительное испытание прошли с блеском. И теперь вы можете путешествовать по волшебной стране. Но она очень большая, без карты здесь не обойтись. Только она необычная, ее еще нужно собрать.
Дети, выбранные ведущим, собирают карту.
Кот: Молодцы, в путь. Сначала наш путь лежит в Горы Знаний. А попасть туда можно только путем змейки.
Дети идут змейкой (звучит музыка, шум водопада, картинка на ТВ)
Кот: Это Горы Знаний, давайте сядем на склоне горы. Здесь нужно показать свои знания, быть внимательным и сообразительным. И показывать знания будем в игре «Четвертый лишний».
Картинка, мебель, одежда, овощи, игрушки.
Ведущий: Молодцы, ребята. А я поиграем в игру «Логический квадрат»
В пустые клетки квадрата надо вставить числа 2 и 3 так, чтобы в сумме получить число 6 по вертикали, горизонтали и диагонали.
Ведущий: А сейчас поиграем в игру «Будь внимательным»
Ведущий: А сейчас, ребята, ещё одна игра, нужно поселить соседей в домики с цифрами 8 и 10.
Ведущий: проведём игру «Составь предложение». Ребята, пожалуйста, составьте предложение про Весну.
Пришла весна (___ ___ .)
Идёт дождь (___ ___ .)
Появились проталинки (___ ___ .)
Ведущий: молодцы, ребята (звучит волшебная музыка).
Кот: Все задания вы выполнили правильно. Поэтому мой волшебный горшочек готов отдать вам первую краску – жёлтую (Кот достает из горшочка краску и отдает ведущему, чтобы тот поместил краску в палитру).
Кот: Дальше наш путь лежит к Реке Открытий и попасть туда можно по канатной дороге. (Дети идут по канату под музыку и рассаживаются).
Звучит музыка, река.
Кот: Вот мы и пришли к Реке Открытий. Здесь необходимо показать свои научные знания, провести эксперимент.
Кот: Где-то здесь был мой зонтик, ой, что это с ним случилось?
Дети: порвался, дырка.
Кот: Смогу ли я ходить с ним под дождем, когда придет весна? Ответы детей. А почему?
Дети: нет.
Кот: А почему?
Дети: потому что в дырку будет попадать вода.
Кот: Что же нужно сделать, ребята?
Дети: поставить заплатку.
Кот: Из чего можно сделать заплатку?
Дети: из ткани.
Кот: Какая ткань нужна для зонта?
Дети: непромакаемая.
Кот: Правильно, нужна непромокаемая ткань. Помогите мне определить из какой ткани можно сделать заплатку?
Ведущий: Уважаемый кот, мы тебе обязательно поможем. Я предлагаю всем ребятам подойти к столам и провести эксперимент. Вспомним правило работы с водой «Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело»
Дети засучивают рукава
Ведущий: Возьмите пипетки и наберите немного воды. Теперь капайте на ткань, как будто прошел дождик.
Ведущий: а теперь посмотрим, какая ткань промокла, а какая нет. (Ведущий и кот поднимают ткань и показывают салфетку)
Какая ткань подойдет к зонтику?
Дети:
Ведущий: А кто знает, как называется эта непромокаемая ткань?
Ведущий: Эта ткань называется «болонья» и ее используют для изготовления зонтов, плащей и накидок от дождя (Кот прикрепляет заплатку к зонту).
Кот: Вот теперь я точно не промокну, когда начнутся весенние дожди, спасибо вам ребята (Звучит волшебная музыка).
Кот: Научное открытие мы с вами сделали. Смотрите волшебный горшочек уже приготовил для вас краску- синюю.
Кот передаёт ведущему синюю краску.
Кот: А нам пора идти дальше в Лес Правильных поступков. И пойдем вы по волшебным следам.
Дети идут под музыку по здоровьесберегающим следам и рассаживаются (звучит музыка, лес).
Кот: В этом лесу вы должны показать свои знания о природе.
Ведущий раздаёт детям по два круга, один красного, другой зеленого цвета, потом задает вопросы, касающиеся поведения в лесу. Если это можно делать, ребенок поднимает зеленый кружок, если нельзя – красный.
ИГРА «Что можно и чего нельзя делать в лесу?»
Громко кричать и слушать музыку
Убирать чужой мусор и после себя
Разорять птичьи гнезда
Подкармливать животных и птиц зимой
Рвать охапками цветы
Жечь костры
Любоваться красотой леса
Уничтожать несъедобные грибы
Сажать деревья
Уносить животных и птиц из леса домой
(Звучит волшебная музыка и волшебный горшочек)
Кот: Молодцы, знаете как вести себя в лесу.
Ведущая: А сейчас поиграем в игру «Земля. Вода! Огонь! Воздух.
Земля – дети приседают
Вода – двигают руками, повторяя движения пловца
Огонь – поднимают руки вверх
Воздух – сильно дуют.
Кот: А вот и третья краска – зелёная.
Нам пора в путь, на Полянку Мастеров.
Звучит музыка, дети идут друг за другом, увидели по дороге «Камень желаний».
Ведущая: в кармашках «Камня желаний» 3 желания.
- Первое желание игра «Угадай мелодию» (Гимн России, марш, полька).
- Второе желание игра «Назови герб» (Герб России, Саратовской области, города Красный Кут).
- Третье желание игра «Рождение цветка» :
Встаньте в круг. Ложитесь на пол головой в центр круга. Закройте глаза и представьте себя маленьким ростком цветка. Росточек только-только появился. Он ещё совсем маленький. Солнышко согревает его и помогает ему расти. Он поворачивает свой бутон к солнышку. Листья же цветка раскрываются всё шире и шире. Наши руки тянутся к солнцу. Открываем глаза, потягиваемся, встряхиваем ладошками, вдыхаем цветочный аромат. Представим улыбки людей, которые смотрят на цветы и вдыхают их запах.
Ведущий: все встают. Пусть каждый из вас назовёт свой цветок.
Дети: подснежник, тюльпан, мимоза, одуванчик, нарцисс, гвоздика, ромашка, лютик, ирис, василёк.
Ведущий: Вот какая пёстрая цветочная полянка у нас получилась. Оглядитесь вокруг, что мы увидим на полянке. Картина, но она не закончена. Как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: цветы.
Ведущий: подходим к столам и доделываем картину.
Делаем пальчиковую гимнастику «Весна» :
Иди, весна, иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(Дети пальчиками «идут» по столу, загибают по одному пальчику на обоих руках, начиная с мизинца).
Коллективная работа «Цветочная поляна».
Ведущий: посмотрите, какая красивая получилась полянка.
Звучит волшебная музыка.
Кот: А вот и последняя краска-красная.
Ведущий: на палитре не заполнено, какие оттенки цветов вы знаете?
Красный – розовый
Синий – голубой
Зелёный – салатовый.
Как получить оттенок – добавить белой краски и воды.
Ведущий: Все краски мы собрали. А теперь предлагаю вернуть Весне краски.
Собирали краски мы для красавицы Весны,
Ручками сейчас взмахнем и украсим все кругом.
Дети делают движения в сторону экрана, как бы раскрашивая картину, картинка на ТВ становится разноцветной. На экране ТВ появляется Весна.
Запись голоса Весны: Спасибо вам, ребята. Освободили меня из плена, примите мои подарки и ждите меня в гости.
Кот вручает детям сюрпризы.
Ведущий: Нам пора возвращаться. Спасибо, уважаемый Кот. До свидания. Кот уходит.
Дети под музыку возвращаются в зал на паровозике.
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие.