Татьяна Куцина
«Россия — Родина моя». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей представление о Родине - России, стране, в которой мы живём, её символах.
Задачи:
Образовательная:
-Познакомить детей с глобусом, картой России;
- Ввести понятие слова «Родина», малая Родина;
-Познакомить с государственной символикой России, столицей.
-Расширить представления детей об особенностях родной страны.
Развивающая:
-Развивать активную речь, речевую выразительность, словарный запас словами: россияне, волгоградцы; прилагательными – кленовый, дубовый, рябиновый.
Публикация «„Россия — Родина моя“, Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
-Развивать внимание, память, мышление, дружеские взаимоотношения во время выполнения коллективной работы.
Воспитательная:
Воспитывать интерес у детей к особенностям страны, в которой мы живём;
Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Предварительная работа:
Рассматривание физической карты России; беседы о Москве-столице, о гербе России, о достопримечательностях Волгограда; просмотр видеофильма, рассматривание альбома о Волгограде; беседы на темы: «Улица, на которой я живу»; оформление фотовыставки и выставки рисунков «Город, в котором я живу», дидактические игры «Достопримечательности Волгограда», «Россия – Родина моя», чтение русских народных сказок; наблюдение за берёзой, рисование берёзы, обсуждение пословиц о Родине.
Ход занятия.
-Ребята, давайте встанем в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, а вы заметили что-то новое в группе? (на столе глобус). Давайте его рассмотрим. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём. Как она называется? (Россия).
- Вы хотите узнать больше о России?
Я предлагаю вам сесть на стульчики под своим номером. Для этого нужно взять карточку, посчитать точки на ней и определить цифру. (от 1до 10)
Воспитатель проводит беседу:
На этой карте изображена страна, в которой мы живём – Россия. Россия - это наша Родина.
- Мы живём в России, значит мы кто? (россияне). Россия – богатая, могучая, великая страна. Она настолько огромна, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается утро, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. (показываю на карте)
- Ребята, как вы понимаете слово Родина? Что это для вас? (город, дом, родители)
- У каждого из нас есть свой уголок земли, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. В каком городе мы живём? (Волгограде) Значит мы кто? (волгоградцы). Волгоград – частица России. (показываю на карте).
Послушайте стихотворение, которое приготовила для вас….
Слышишь песенку ручья?
Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это — Родина твоя.
Руки мамочки твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина —
Это тоже Родина.
- Есть много пословиц о Родине. Какие вы знаете?
-Всякому мила своя сторона.
-Нет земли краше, чем Родина наша.
- Береги землю родимую как маму любимую.
-Всюду хорошо, а дома лучше.
-Если народ един – он непобедим.
Все они учат любить свою Родину, заботиться и беречь родную природу.
- В каждой стране есть главный город, его называют столицей.
- Как называется столица России? (Москва). Самая главная достопримечательность Москвы – это Красная площадь, кремль, где работает правительство во главе с президентом. Как зовут президента России?
У любой страны есть три обязательных символа.
1 - Это флаг. На флаге России три цвета, каких? (белый, синий, красный).
Белый – мир и чистота,
Синий – верность, небеса,
Красный – мужество, отвага –
Вот цвета родного флага.
2 - Это герб.
У России величавой – на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный.
На голове у орла – корона. Она обозначает, что у России свои законы, а охраняет эти законы президент, а раньше Россией правил царь. В лапах у орла – скипетр и шар (его называют державой) - это значит могущество. В середине изображён щит, а на нём всадник –Георгий Победоносец, который убивает злого Змея, это значит победа добра над злом.
А третий символ – это гимн, торжественная песня, которая звучит в определённых случаях. Когда звучит гимн – нужно встать и слушать молча, разговаривать нельзя. Этим мы выражаем своё уважение к нашей стране.
Задание
Сложите из полосок макет российского флага.
А теперь мы отдохнём физминутку проведём:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький цветок,
Мы живём в родном краю,
Любим Родину свою.
В России живёт много разных народов: калмыки, татары, башкиры, буряты, азербайджанцы…У каждого народа свой язык, свои традиции, национальные костюмы и своя национальная еда. Но все мы живём дружно и разговариваем на русском языке. Скоро Россия будет отмечать праздник – День народного единства. Пока весь народ един – он непобедим.
Есть у России символы, которые характерны только для нашей страны.
- Посмотрите на фотопейзажи. Какое дерево на них запечатлено. (берёза) Берёза считается символом и гордостью России. В народе её называют русской белоствольной красавицей. Почему её так называют? …
- Кору берёзы называют берестой. Вокруг берёзки в праздники раньше водили хороводы и наряжали её яркими ленточками. Возьмите каждый ленточку, придумайте красивое слово про берёзку и повесьте на неё.
Речевое упражнение «Придумай красивые слова о березе».
(кудрявая, белоствольная, стройная, красавица, русская, высокая).
В России много других лиственных и хвойных деревьев.
Давайте поиграем в игру «От какого дерева лист».
(активизация словаря; дубовый, кленовый, еловый, сосновый, рябиновый, лист каштана, берёзовый).
А теперь поиграем в игру «От какого дерева плод».
(проводится игра по типу «Чудесный мешочек»- каштан, рябина, жёлудь, шишки). Молодцы!
Отгадайте загадку:
У лесной сторожки,
Стоит Солнышко на ножке.
Середка желтая, юбка белая.
Ромашка символизирует дружбу, любовь и доброту. Наша группа так и называется «Ромашки». Давайте возьмёмся за руки и скажем наш девиз:
Как ромашки на полянке – мы дружны и веселы,
Выручаем мы друг друга – это значит вместе мы.
Ромашки приготовили для вас загадки, садитесь на ковёр и слушайте:
1. Хожу в пушистой шубе, 2. Есть на реке работники,
Живу в густом лесу. Не столяры, не плотники,
В дупле на старом дубе А выстроят плотину -
Орешки я грызу. Хоть пиши картину.
3. Лежала между ёлками, 4. У косого нет берлоги,
Подушечка с иголками, Не нужна ему нора,
Тихонечко лежала, От врагов спасают ноги,
Потом вдруг побежала. А от голода - кора.
- В Российских лесах живут разные дикие животные. (показываю иллюстрацию)
Задание:
Я буду вам показывать животное, а вы должны сказать где его дом, убежище.
Лиса- живёт в норе, медведь – в берлоге, волк – в логове, бобёр – в хатке, белка – в дупле.
- Россия знаменита также русскими народными сказками. Почему их называют народными? (придумал народ)
Задание:
Я вам расскажу отрывок из сказки, а вы догадайтесь из какой.
1. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и её звали Настасья Петровна.
2. Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!
3. Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошел он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: "Пы-ыхх! П-пы-ых!"
Молодцы!
Вам нужно объединиться по два человека, собрать картинку из частей и назвать сказку.
(«Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок»).
А сейчас я приглашаю вас на выставку народных промыслов. Россия славится своими умельцами.
1. Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
2. Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живу - ,всех матрёшками зовут.
3. Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она - Золотая Хохлома.
6. Неужели, неужели
Вы не слышали о Гжели?
Про фаянсовое чудо –статуэтки и посуду?
Раньше, на Руси, делали красивые игрушки, посуду, раскрашивали их и везли на ярмарку. Сейчас их можно купить в магазине, на праздничных ярмарках. Туристы, когда приезжают в Россию из других стран, обязательно покупают сувениры на память.
Давайте поиграем в игру «Карусель». Ведь в России на праздниках всегда катались на карусели.
Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
А сейчас пройдите на свои стульчики и давайте закрепим то, что вы узнали нового, проведём викторину:
- Как называется наша страна?
- Назовите столицу России.
- Назовите три символа России.
- Чем славится Россия, что у нас есть?
Будущее России во многом будет зависеть от вас, ребята, что хорошего сможете вы для неё сделать, когда станете взрослыми. Но уже сейчас вы можете сделать нашу страну крепкой и дружной, если будете любить своих близких и друзей, и не будете ссориться в группе. Давайте возьмёмся за руки и все вместе скажем:
«Если дружба велика – будет Родина крепка!»