Евгения Никитина
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Вода вокруг нас» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе на тему : «Вода вокруг нас».
Цель: углубить природоведческие знания детей через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- обучить детей различать состояния воды;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Вода вокруг нас“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);
Развивающие :
- формировать наблюдательность и любознательность в области познание;
- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно - следственные связи;
Воспитательные:- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе к водным ресурсам.
Обогащение словаря:
Исследователи, лаборатория, прозрачная, жидкая, твердая.
Оборудование: прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, мерные стаканчики, ложки, трубочки, салфетки, краска гуашь, кисточки, лед, сахарный песок, соль, сосуды разной формы. ТСО: ноутбук, видеосюжеты из мультфильма «Мойдодыр», аудиозапись «Звуки воды».
Предварительная работа: наблюдение во время прогулок за физическими явлениями (дождь, снег, лед, туман, иней, сосулька). Чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем», заучивание стихотворения «Капелька» Г. Н. Лющнина.
Ход деятельности:
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам на занятие пришли сегодня гости, давайте их поприветствуем (поздоровываемся) :-Здравствуйте!
Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Читали энциклопедии. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Исследователь», но вы должны пройти два испытания:
1. Определите и назовите звуки природы (включаем аудиозапись звук воды). Определите что это за звук? Ответы детей: это звук воды.
2. А теперь отгадайте загадку о природном явлении.
«Я и туча, и туман, Очень добродушная,
И ручей, и океан, Я мягкая, послушная,
И летаю, и бегу, Но когда я захочу,
И стеклянной быть могу. Даже камень источу»
(Ответы детей).
Воспитатель: А давайте, ребята, посмотрим на экране, для чего нужна нам вода? (Просмотр видеосюжета № 1 из мультфильма «Мойдодыр» на ноутбуке)
Воспитатель: Такие мальчики попадаются и среди нас. (Выбегает мальчик - грязнуля).
Мальчик – грязнуля: Вот было бы здорово, если вода бы исчезла совсем.
Воспитатель: Да, что ты такое говоришь! Ребята, что будет, если вода исчезнет?
Ответы детей: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле. Ребята, давайте посмотрим сюжет из мультфильма.
Просмотр видеосюжета №2 из мультфильма «Мойдодыр» на ноутбуке
(Рано утром на расвете).
Воспитатель: Посмотри, вода нужна всем, и зверятам, и растениям, и людям.
Мальчик - грязнуля: Да я все понял, я не буду таким, я пойду, умоюсь и всегда буду аккуратным и чистым.
Воспитатель: Ты умывайся, а мы пока поиграем.
Проводится игра малой подвижности «Вода, воздух, земля». На слово воздух дети поднимают руки вверх, на слово «вода» отпускают руки вниз, а на слово «земля» руки вперед.
(Входит «Грязнуля, улыбается).
Воспитатель: Посмотрите, какой он теперь чистый. Дети вы хотите узнать ещё о воде? Приглашаю вас в клуб «Исследователь». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи? (Ответы детей).
Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Дети, одевая фартуки, читают стихотворение.
Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
Дети подходят к столу, на котором стоят чашки с водой и сок с трубочкой.
Опыт №1 «Вода – это жидкость и не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет формы.
Воспитатель: 1. Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей: вода жидкая – течет.
2. Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы?
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.
Опыт №2 «Вода может менять цвет»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.
Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?
Вывод детей: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.
Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее карандаш (кисточку). Какая стала вода? Видите ли вы карандаш (кисточку?
Вывод детей: вода меняет цвет. Карандаш (кисточку) в стакане не видно.
Опыт №3 «Три состояния воды»
Воспитатель: Снежная королева подарила нам подарок (показывает лёд) Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лёд тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей : Лед твердая вода.
Воспитатель: А мы сегодня с вами переливали воду, помните? Какое у неё состояние было? (Жидкое)Ф сейчас я вам покажу что вода может быть и в газообразном состоянии. (На столе стоит стакан с горячей водой, он прикрыт тарелкой, стакан открыть и посмотреть как идет пар,но так как вода в стакане горячая и можно обжечься в целях безопасности мы наблюдаем за паром со стороны. А на тарелочке с обратной стороны образовались капельки воды,
Вывод вода может превратиться в пар.
Опыт №4 «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли.
Вывод детей: вода изменилась на вкус : в одном стакане – сладкая, в другом – солёная.
Физкультминутка «Синяя вода».
Синяя вода,
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Поле без следа,
Без конца и края.
(Кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(Присели, обхватили плечи руками)
К морю синему,
Там, где волны сильные,
(Встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня,
(Кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода.
(Присели, обхватили плечи руками)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)
Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)
Мальчик: Как интересно у вас. Мне очень стыдно, что я не дружил с водой!
Воспитатель: Я очень рада, что ты будешь дружить с водой.
(чтение стихотворения детьми)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель:Вы мне поверите, если я вам скажу, что вода слышит (ответы детей) Я тоже не верила. Но оказывается учёные проводили опыты с замё рсшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины и много времени. Но что они увидели через микроскопы. Я вам сейчас покажу. Ученые говорили воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц потом воду заморажмвали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели (слайд с изображением красивых крислаллов воды)
Затем дали воде послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово и снова заморозили воду. Посмотрите какие кристаллики получились (слайд с изображением ломанного кристала воды)
Вот и полдучается, что наша вода способна слышать и слушать. Значит она живая. Авсё живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны воду беречь? (ответы детей)
Ребята, подойдите пожайлуста к столу. На столе стоят кружки с питьевой водой. Давайте скажем добрые слова. Пожелайте ей добра и здоровья. (дети разговаривают с водой) Атеперь давайте её выпьем, а она с нами в ответ поделится здоровьем и добром. Никогда не ругайтесь. Вода нас окружает везде, она находиться в водопроводном кране, в чайнике, в супе, и слышит нас. Плохие слова делают воду нездоровой а вместе с ней и мы можем заболеть.
Воспитатель: Благодарит детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Вручает значки «Юный исследователь».