Елена Щёголева
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Вода — бесценный дар»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №85 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
с элементами экспериментирования в подготовительной группе
«Вода – бесценный дар»
Составил:
Щеголева Е. А
Цель:
Формирование основ экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с планетой Земля
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе „Вода — бесценный дар“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
• Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека
• Закреплять знания детей о свойствах воды, понятием «круговорот воды в природе»
• Познакомить детей со способами очистки воды, с умением воды работать на благо человека
• Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов
• Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности
Воспитательные:
• Развивать социальные навыки : умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие :
• Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов
• Формировать умение отгадывать загадки
• Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
4. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
5. Наблюдение за водой на прогулке.
Оборудование:
Облако из пенопласта с прикрепленными к нему капельками, глобус.
Иллюстрации «Портрет Ю. А. Гагарин», «Планета Земля», «Сказка о «нефтяной» рыбке», картинка-фон «круговорот воды в природе»
Плакат «Загрязнённого водоема», картинки: «пароход», «мусор».
Термос с кипятком. Зеркальца.
Емкости с водой, емкости с песком и почвой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки, ткань, сито, сахар, соль, кофе, шампунь, краски, кисти.
Ход занятия
Звучит классическая музыка со звуком воды
В: Ребята закройте глаза и послушайте.
Что вы слышите? (Ответы детей)
Шум реки, волн, дождя, что это за звук? ( Ответы детей: звук воды)
В: Ребята, кто-нибудь знает какой сегодня день? (Ответы детей)
Рассказ воспитателя
22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.
Главной задачей этого праздника, напоминание всем жителям Земли об огромной важности воды для поддержания жизни на нашей планете. Как известно, человек, растения и животные не могут существовать без воды. Если бы на Земле не было водных ресурсов, то на ней и не зародилась бы жизнь.
В нашей стране праздник "Всемирный день воды" отмечается каждый год 22 марта с 1995 года. Его девизом является: «Вода - это жизнь». Он призван подчеркнуть величайшее значение воды в нашей жизни.
Вода главный источник жизни на земле!
Стихотворение (Ребенок)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить
В: Ребята у нас сегодня много гостей, даже туча к нам залетела. Посмотрите сколько капелек она с собой принесла. Это не простые капельки, они нам расскажут и покажут много интересного.
Кто хочет снять первую капельку.
Один из детей достает капельку
В: Это не простая капелька, а бережливая.
Она приготовила для вас загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ответы детей: глобус
В: Знаком ли вам этот предмет?
А что такое глобус? (Ответы детей)
В: Глобус – модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал её «голубой планетой». (Показ картинки) Как вы думаете, почему он назвал землю «голубой планетой»? (Примерные ответы детей)
Потому что большую часть земли занимает вода.
Что же означает синий цвет на глобусе? (Ответы детей)
В: Синий цвет обозначает воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.
Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Я хочу вам рассказать сказку о несчастной рыбке.
Экологическая сказка с иллюстрациями «Сказка о «нефтяной» рыбке»
Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Скажите, кого поймал дед и как называется эта сказка? Конечно, все знают эту сказку – это сказка А. С. Пушкина о золотой рыбке.
В стародавние времена поймал дед золотую рыбку.
А в нашей сказке закинул дед свой невод сегодня? Пришел невод обратно не «с одной тиной морской», а еще и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами.
Закинул невод во второй раз – выловил дед рваный башмак и изношенную автомобильную шину.
В третий раз, как и полагается попалась старику рыбка. Да не простая, а известное дело золотая. И, заговорила она человеческим голосом.
Но не стала золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водой – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяной», а хочу остаться рыбкой золотой.
…Грустная сказка! Раньше бывало возвращаются моряки из странствий рассказывают о заморских диковинах, теперь твердят одно: пропадают, братцы, моря-океаны! Кораблей на водных путях как автомобилей на шоссе. И с каждого, даже с самого маленького суденышка в волны бросают мусор. А бывает и такое потерпел танкер в пути аварию – вся нефть выливается в море. Превращаются голубые морские просторы в свалку. А когда море становится грязным, гибнут рыбы, дельфины и другие морские обитатели. Скажем нет грязи. Но что вы можете и должны делать, что бы море стало чище?
Примерные ответы детей: не мусорить на водоемах в местах отдыха
Посмотрите у нас в группе тоже есть водоем. (Показ плаката с загрязнённым морем)
Я предлагаю подойти и посмотреть на плакат, что же здесь не так? (Ответы детей)
Дидактическая игра: «Очистим море от грязи»
В: А теперь когда воду мы очистили, можно и искупаться.
Физ. минутка «К морю быстро мы спустились…»
В: Полина сними следующую капельку.
Капелька любопытная
А эта капелька любит экспериментировать. А вы помните свойства воды?
Ответы детей (форма, цвет, вкус, запах)
Опыт №1
В: Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Но может ли вода приобрести вкус? (Ответы детей)
В: Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!
Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.
В: Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду? (Ответы детей).
В: Они исчезли, растворились! А теперь, снова попробуем воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей)
В: А что будет если добавить в воду лимон? (Ответы детей)
Воспитатель совместно с детьми делает вывод
Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.
Опыт №2
В: Ребята, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? (Ответы детей)
В: Мы с вами знаем, что чистая вода - прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.
В: Что же случилось с водой? ( Ответы детей: вода поменяла свой цвет).
Воспитатель совместно с детьми делает вывод
Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.
Опыт №3
В: Какое еще свойство воды вы знаете?
Вода не имеет запаха. Проверим, может ли вода приобрести запах.
Добавим в наши стаканчики ложечку кофе и капельку шампуня.
Воспитатель совместно с детьми делает вывод
Вывод: Вода приобретает запах, растворенного в ней вещества.
Опыт №4
В: Какое следующее свойство воды? А имеет ли вода форму? (Ответы детей)
Перед вами блюдце и банка налейте в них воду. Что произошло? (Ответы детей)
Воспитатель совместно с детьми делает вывод
Вывод: Вода в жидком состоянии не имеет формы, она может принимать форму того сосуда в котором она находится.
В: Хорошо мы с вами потрудились, теперь давайте вернемся к нашей тучке и возьмем следующую капельку.
Капелька ученая
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»
А знаете ли вы, откуда вода поступает в наши дома? ( Ответы детей: по трубам из рек и озер).
В: Для чего мы используем воду? ( Ответы детей:
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения).
В: Много воды нужно для этого? (Ответы детей).
В: Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается?
Об этом нам и напомнит ученая капелька. (Показ плакат «Круговорот воды в природе)»
Один ребенок подходит к плакату
В: Возьми капельку и положи ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.
(Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар).
Несколько детей подходят и подносят руку, ощущая пар
В: Во что превращается вода при нагревании? ( Ответы детей: В пар).
В: Куда движется пар? ( Ответы детей: Вверх).
Термос закрывается.
В: Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Перемести капельку на небо и положите на облако. На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? (Дети проводят пальцем по зеркалу) ( Ответы детей: в воду).
В: Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.
Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют? «круговорот воды в природе».
Снимем следующую капельку.
В: Капелька чистюля
К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? (Ответы детей)
В: Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.
Опыт «Фильтрование воды»
Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.
В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной, грязной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань грязную воду. Какая вода попала в стакан? (Ответы детей)
В: Уже намного чище, чем была, а если несколько раз пропустить воду через фильтр она будет еще чище.
Воспитатель совместно с детьми делает вывод
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.
В: А сейчас вернемся к нашему глобусу.
Посмотрите, на глобусе еще есть участки белого цвета.
Как вы думаете, это тоже вода или нет? Кто как думает? (Ответы детей)
В: Это, ребята, тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают.
А у нас зима заканчивается и что происходит со льдом и снегом? ( Ответы детей: Тает, превращается в воду)
В: Значит лед - это тоже вода. Но лед - твердый. Значит, вода может быть твердой!
А еще какое состояние воды вы знаете? ( Ответы детей: газообразное)
В: Кто мне назовет все состояния воды (Ответы детей)
В: Кажется, что воды очень много и на всех ее хватит. Так ли это или нет, хотите узнать?
Воспитатель показывает 3-х литровую банку с водой
В: Представьте, что в этой банке вся вода, которая есть на глобусе - реки, моря, океаны, болота.
Отливает стакан воды из банки
Это пресная вода, которая необходима животным и растениям.
Набирает столовую ложку из стаканы воды
Это вода, которую может использовать человек: стирать, умываться, мыть посуду.
Набирает из ложки воду в чайную ложку и наливаю в блюдце
И только эту каплю мы употребляем в пищу. (Пьем, варим еду.)
Так кто мне из вас ответит, мало или много чистой, пресной воды на нашей планете Земля?
Как нужно относиться к воде? ( Ответы детей: Бережно. Нужно закрывать кран, когда вымыл руки. Охранять - не бросать мусор, когда на природе, то помнить правила поведения.)
В: Как мы с вами можем помощь водоемам? ( Ответы детей: просто взять и очистить ее от мусора).
В: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
О каких свойствах воды мы сегодня говорили? ( Ответы детей: Вода - это жидкость. Вода не имеет собственной формы. Вода может нагреваться и быть горячей - пар. Вода может растворять некоторые вещества. Воду можно очистить с помощью фильтра).
В: Ребята понравилось вам сегодняшнее занятие? А что больше всего понравилось? (Ответы детей)
Запомните ребята, без воды мы не можем прожить на земле, воду надо беречь и охранять.
Наша планета – общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.