Светлана Дисенбаева
«Все начинается с семян». Конспект ООД с детьми старшей группы по познавательному развитию с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Все начинается с семян»
Участники: воспитатель, дети
Место проведения: МБДОУ №4
Цель: уточнить представление об условиях роста растений.
Задачи:
Научить узнавать семена помидора и отличать их от семян болгарского перца; дать представление об условиях, необходимых для благоприятного роста семян;
Продолжать развивать у детей умение сравнивать, устанавливать сходство и различия;
Закрепить знания о взаимодействии живой и неживой природы;
Публикация «„Все начинается с семян“, Конспект ООД с детьми старшей группы по познавательному развитию с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Формировать представления о том, что человек часть природы, и что он должен беречь, охранять и защищать её;
Развивать память, внимание, мышление, речь; совершенствовать диалогическую форму речи;
Воспитывать культуру трудовой деятельности;
Материалы и оборудование: фартуки, контейнеры с землей, лейки с водой,
слайды с изображением помидора и болгарского перца, семена овощей
на 2х пластиковых тарелочках, слайд с опорной схемой посадки семян, ИКТ.
Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение детских энциклопедий, просмотр презентаций по теме, работа в уголке экспериментирования.
Ход образовательной деятельности: (Слайд 1)
1. Введение в игровую ситуацию
(Игра на общение)
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
ДОБРОЕ УТРО!
Основная часть:
Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в ученых–агрономов. Кто-нибудь из вас знает, кто такой агроном (Слайд 2)
Дети: Это человек, который выращивает и ухаживает за растениями.
Воспитатель: Правильно, агроном-специалист по выращиванию растений. Какие вы знаете растения?
Дети: деревья, кустарники, трава, цветы … .
Воспитатель: Что нужно растениям для быстрого роста?
Дети: воздух, солнце, вода…
Воспитатель: Как вы думаете, растения-живые или нет?
Дети: Да, растения живые.
Воспитатель: Правильно, растения-живые. Они растут, дышат, питаются. Какие вы знаете растения, растущие на грядке?
Дети: капуста, картофель, свекла, огурцы….
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки о растениях, семена которых мы с вами будем рассматривать и сажать:
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
- перец –
На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат.
- помидоры –
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Части растения». Посмотрите внимательно на экран и назовите те части растения, которые вы уже знаете. (Слайд 3)
Дидактическая игра «Части растения»
Дети показывают, с помощью слайдов и называют части растения (корень, стебель, листья, бутон, цветок, плоды) растения.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о растениях, семена которых мы будем сегодня сажать.
Дети: (Слайд 4-5) У помидоров листочки зеленого цвета, шершавые, ворсистые, стебель тоже с «волосками», цветочки мелкие, желтого цвета.
А ещё это очень ароматное растение с приятным запахом.
Плоды помидора - сочные, могут быть разной формы: круглой, овальной, грушевидной.
Окрас плодов тоже бывает разный-желтый, оранжевый, розовый, красный и даже белый.
(Слайд 6-7) Болгарский перец, напротив, имеет гладкие нежные листики зеленого цвета; цветы желтые, как у помидора.
Плоды бывают очень крупных размеров и разных цветов: красные, зеленые, оранжевые, желтые и черные.
Воспитатель: Скажите, из чего вырастают помидоры и перцы?
Дети: Помидоры и перцы вырастают из семян.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы посеем семена растений в землю, будем ухаживать за ними и наблюдать.
Возьмите лупы и рассмотрите семена помидоров, положив их на белые полоски бумаги (дети рассматривают семена, дают ответы).
Дети: Семена помидоров- маленькие, сплюснутые, продолговатые и похожи на капельки.
Воспитатель: А теперь рассмотрим семена перца.
Дети: Они тоже маленькие, но круглые.
Воспитатель: А чем похожи семена помидор и перца?
Дети: Они маленькие и из них вырастут растения.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт и отберем семена, пригодные для посева. Для этого берём ёмкость с водой и бросаем туда немножко семян. Хорошие утонут, плохие всплывут и мы их выбросим. (дети бросают семена в воду) Пусть семена немного помокнут, а мы перед началом следующего опыта отдохнем и разомнемся
Физминутка «На огороде»
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе (потягивания—руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп (правой рукой коснуться левой ступни,
Там морковь у нас растёт (потом наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать (приседания)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива (потягивания — руки в стороны)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного (потягивания — руки вперёд)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки (дети приседают и встают).
Воспитатель: Набрались сил? Будем сажать семена овощей? Из семян вырастет рассада, которую мы потом высадим на наш огород около участка, и у нас вырастут замечательные плоды, если, конечно, сажать вы их будете с любовью. Как вы думаете, что значит с любовью?
Дети: Аккуратно брать семя, слегка присыпать землёй, можно сказать ему что-нибудь ласковое.
Воспитатель: Правильно, а какие ласковые слова вы будете говорить? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а что вырастет из семян, кто знает?
Дети: Рассада.
Дети вместе с воспитателем проводят опыт: (Слайд 8) Воспитатель показывает детям опорную схему посадки семян на экране и вместе обсуждают последовательность действий, подходят к столам, одевают фартуки и отбирают семена для посева.
Воспитатель уточняет у детей, что нужно для посева семян. С помощью воспитателя дети на дно укладывают дренаж – мелкие камушки (это обеспечит сток воды, затем дети вместе с воспитателем заполняют контейнер землёй так, чтобы до края оставалось немного места: в этом случае вода при поливе не будет выливаться из контейнера.
Воспитатель: Семена надо разложить на поверхности подготовленной почвы на
небольшом расстоянии друг от друга, а затем засыпать их мелко просеянной землёй и полить. Ребята, подумайте, куда можно поставить контейнеры.
Дети: На шкаф, батарею, подоконник, стол.
Их предложения обсуждаются, выявляется, насколько это место соответствует оптимальным условиям для роста семян. В результате приходят к единому выводу, что лучшее место – подоконник, где есть свет, тепло и постоянно свежий воздух.
Воспитатель: Молодцы, вы выбрали очень хорошее место для наших будущих растений. Что необходимо для растения, чтобы оно нормально росло и развивалось? (Слайд 9)
Дети: Почва, вода, воздух, свет, тепло.
Психогимнастика «Овощи» (проводится под музыку Чайковского)
Воспитатель: Представьте, что вы – маленькие семена овощей. Вас посадили в землю на грядке. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток набрался сил, выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки, вот они распрямились, и все вокруг увидели маленький желтый цветок, из которого позже появятся плоды помидоров и перца.
Рефлексивный компонент:
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Кто мне подскажет, что нужно для роста растений? Рос растений мы будем отмечать в нашем дневнике наблюдений. (показ)
Если вам понравилось наше занятие, и вы не скучали, то возьмите смайлик с хорошим настроением.
Молодцы ребята! Всем понравилось и мне тоже очень понравилось с вами заниматься.
Воспитатель: Ну что же, ребята, теперь будем ждать, когда прорастут наши семена, а потом мы высадим рассаду на нашем огороде и будем ждать богатый урожай!