Екатерина Бардина
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста
Тема: «Хрюша в гостях у ребят»
Цель: вовлекать детей в экспериментальную исследовательскую деятельность по изучению качеств, свойств неживой природы (вода, лёд).
Публикация «Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи.
Образовательные:
формировать познавательную активность детей через игры – эксперименты;
закреплять знания детей о свойствах воды: температура, прозрачность.
побуждать детей проводить опыты с водой и делать элементарные выводы;
закреплять проговаривание потешки одновременно с движениями, развивать чувство темпа и ритма;
дать представление о свойствах льда (лёд тает в тепле);
формировать разнообразные формы речевого общение (повторения за воспитателем, ответы на вопросы);
обогащать словарь детей новыми словами (холодная, горячая, тёплая, льется, течет, журчит).
Развивающие :
развивать навыки речевого общения, умения вести диалог;
развивать активную речь;
развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, тактильно - кинестетическую чувствительность; способствовать развитию слухового внимания, умению слушать взрослого, следовать инструкциям;
развивать звуковую и интонационную выразительность речи, умение звукоподражать.
Воспитательные:
воспитывать, аккуратность, умение работать в коллективе;
формировать дружеские взаимоотношения и желание помочь тем, кто нуждается в помощи;
воспитывать чувство чистоты, опрятности;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная.
Методы:
• словесный;
• наглядно – действенный;
• практический;
• игровой.
Приемы:
• беседа;
• использование игровой мотивации;
• решение «проблемы», возникшей у сказочного героя;
• игры – эксперименты;
• художественное слово.
Словарная работа: холодная, горячая, тёплая, льется, течет, журчит.
Форма проведения непосредственно образовательной деятельности: игра – эксперимент.
Предварительная работа: беседа на тему «Вода в жизни человека»; заучивание потешки «Водичка – водичка», чтение сказок и рассказов познавательного характера «Мойдодыр», «Про серую тучку», «Дождик»; игры - эксперименты с водой, сюжетно - ролевая игра «Купание куклы»; просмотр мультфильма «Приключения капельки».
Оборудование: телефон, экран, мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон, аудиозаписи, слайды с изображением луж, моря океана, водопроводного крана, чайника.
Демонстрационный и раздаточный материал: синее ведёрко с холодной водой, красное ведёрко с горячей водой, 2 тазика, стаканчики по количеству детей; стакан с водой; стакан с молоком; ложечки; кусочки сахара на блюдце; маленькие игрушки – киндер сюрпризы; разноцветные «ледяные кубики»; ватман; гуашь; шапочки «капелек».
Действующий персонаж Хрюша (взрослый).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Дети! Я очень рада вас видеть! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. Я загляну вам в глаза, а вы - в мои. Какие хорошие добрые дети. Давайте обниматься! (дети подходят к педагогу и все друг друга обнимают).
Воспитатель: Дети, послушайте, что это? (звучит аудиозапись со звуком воды. Приложение № 1)
Воспитатель: Что-то шумит! Как вы думаете, что это шумит?
Предполагаемый ответ детей: Вода.
Воспитатель: Правильно, шумит вода. Сейчас я расскажу вам историю про водичку, а вы садитесь на стульчики и послушайте.
Воспитатель: Жила-была водичка. Однажды налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала и говорит: «Вот сижу я в тазике, ничего не вижу, а вокруг, наверное, много интересного!»
Хотела она из тазика вылиться, да не получилось, ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички тихий - никто её не услышал. А потом пришла домой девочка Маша и подумала: «Зачем здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам (звук воды) и попала в большую реку, в которой много другой воды. Водичка, путешествуя, и нас не забыла. В нашем детском саду тоже течёт водичка. Она движется по трубам и издаёт разные звуки.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Дети, когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С. Давайте мы проговорим сначала тихо, как вода течет из крана С-С-С-С. А теперь произнесем громко С-С-С-С. В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш. Давайте мы проговорим сначала тихо, как кипит вода в чайнике Ш–Ш–Ш. А теперь произнесем громко Ш–Ш–Ш–Ш. А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР. Давайте проговорим, как тихо вырывается вода из крана ФР-ФР-ФР-ФР. А теперь произнесем громко ФР-ФР-ФР-ФР
Игровая мотивация:
Раздается телефонный звонок. (Приложение № 2) Воспитатель берет трубку и имитирует разговор.
Воспитатель: Алло, здравствуйте! (пауза). Да, это детский сад. А кто звонит? Хрюша? А что у вас случилось? (пауза).
Воспитатель: (обращается к детям). Дети! Нам позвонил Хрюша. У него что-то случилось, и он просит нашей помощи. Вы хотите помочь Хрюше?
Предполагаемый ответ детей: Да.
Воспитатель (продолжает разговор по телефону) : Приходите, приходите, конечно, поможем!
(Раздается стук в дверь. Входит взрослый в костюме Хрюши).
(Приходит Хрюша – грязный)
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел?
Дети: Хрюша.
Воспитатель: Здравствуй, Хрюша!
Дети: Здравствуй, Хрюша.
Хрюша: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Хрюша, что же у тебя случилось, почему ты такой грязный?
Хрюша: Я спешил, торопился в гости к друзьям, упал и испачкался. Что же мне делать?
Воспитатель: Ребята, что же сделать Хрюше, чтобы он стали чистым?
Дети: Умыться.
Хрюша: А чем можно умыться?
Предполагаемый ответ детей: Водой.
Воспитатель: Да, в нашем детском саду живет водичка, которой можно умыться.
Хрюша: А я не знаю, что такое вода? Никогда не видел и не слышал о воде.
Воспитатель: А вы, ребята, слышали о воде? (показ презентации) (Приложение № 3)
Говорят она везде: вот взгляните - В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. В чайнике она кипит, И в тазу у нас стоит!
Воспитатель: Дети, ближе подойдите и Хрюше воду покажите.
(Воспитатель предлагает детям и Хрюше подойти к столу, где размещены два больших ведерка с горячей и холодной водой).
Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас в двух ведерочках вода. Но вода у нас здесь разная. Давайте узнаем, какая водичка в синем ведерке, а какая в красном ведерке.
Воспитатель предлагает детям потрогать воду пальчиком.
Воспитатель: В синем ведерке, какая вода?
Предполагаемые ответы детей: Холодная.
Воспитатель: А в красном ведерке?
Предполагаемые ответы детей: Горячая.
(Дети убеждаются, что в синем ведерке холодная вода, а в красном ведерке горячая вода).
Словарная работа (холодная, горячая).
Индивидуальная работа (с Дашей, Софией, Арсением).
Воспитатель: Даша, какая водичка в синем ведерке? А в красном ведерке?
Обобщение воспитателя: Верно. В синем ведерке холодная водичка, а в красном ведерке – горячая.
Воспитатель: Дети, если мыть руки холодной водой – можно простудиться, а если горячей водой – можно обжечься. А мы с вами умываемся и моем руки какой водичкой?
Предполагаемые ответы детей: Теплой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить теплую воду?
Предполагаемые ответы детей: Смешать.
Воспитатель: Правильно, чтобы получить теплую воду, мы смешаем холодную и горячую воду.
Воспитатель смешивает, сливает воду с двух ведерок в тазик.
Воспитатель: Давайте проверим, какая водичка у нас стала?
Воспитатель предлагает детям потрогать воду пальчиком.
Предполагаемые ответы детей: Теплая.
Воспитатель: Вот теперь теплой водичкой Хрюше будет приятно умываться. Воспитатель (обращается к Хрюше) : Водичка готова, теплая, умывайся Хрюша.
Воспитатель: Хрюша, пока ты умываешься, наши дети расскажут тебе потешку о воде.
(Дети рассказывают потешку, имитируя движениями)
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: Дети, каким теперь стал Хрюша?
Дети: Чистым.
Воспитатель: Вот и Хрюша улыбается, довольный.
Хрюша: Теперь мне приятно находиться чистым у вас в гостях. Спасибо!
Воспитатель: Хрюша, а наши дети еще умеют играть с водой. Мы предлагаем тебе пройти вместе с нами в волшебную лабораторию и поиграть.
(Воспитатель вместе с детьми проходят в другую часть группы, где находится «Лаборатория для опытов»)
Опыт 1 «Вода жидкая» (раздаточный материал на каждого ребенка).
Воспитатель: Посмотрите, как много стаканчиков. Покажем, Хрюше, какая наша водичка. Давайте возьмем стаканчики, наберем в них водичку из тазика и будем тихонько выливать воду из стаканчика снова в тазик.
Словарная и индивидуальная работа (с Вероникой, Аней, Андреем).
Воспитатель: Что делает водичка?
Предполагаемые ответы детей: Льется, течет, журчит.
Обобщение воспитателя: Да, водичка льется, течет, журчит.
Воспитатель: Ребята, а где живет водичка?
Предполагаемые ответы детей: В речке, море, луже, бассейне.
Обобщение воспитателя: Да, водичка живет в речке, море, луже, бассейне.
Воспитатель: А в нашей группе, где живет вода?
Предполагаемый ответ детей: В кране.
Хрюша: Всё равно не понимаю. Вода мокрая, теплая и что ей можно умываться я уже понял. А какая ваша вода еще?
Воспитатель: Что ж, Хрюша, чтобы еще о воде узнать, ребята покажут тебе какая она волшебная.
(Воспитатель приглашает детей к столам, где стоят 2 стакана - с водой, молоком; ложечки, кусок сахара на блюдце для каждого ребенка).
Опыт 2 «Вода прозрачная»
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам продолжить наше путешествие по волшебной лаборатории.
Воспитатель: Перед вами стаканчик с водой, возьмите по одному кусочку сахара и опустите в стаканчик, а теперь возьмите ложечку и размешайте.
Воспитатель: Что получилось с сахаром?
Предполагаемый ответ детей: Сахар растворился, растаял.
Воспитатель: А цвет водички изменился?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, цвет воды не изменился. Вода осталась прозрачной. Давайте проверим. Опустите маленькую игрушку в свой стаканчик.
Воспитатель: Дети, вы видите свою игрушку в водичке?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит вода, какая?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: А теперь я добавлю в ваши стаканчики молоко. Вы видите свои игрушки?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему? Что случилось с водой?
Дети: Водичка стала белой.
Обобщение воспитателя: Верно, водичка стала не прозрачной и поэтому игрушек не видно.
Хрюша (удивленно) : Вот действительно волшебство произошло.
Воспитатель: Хрюша, ты, наверное, устал, и ребятки устали. Давайте немножко отдохнем. Выходите поиграть.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять - Вышли капельки гулять! Побежали по дорожке И попрыгали немножко! К тучке – маме возвратились, В дождик теплый превратились. И на землю кап да кап Дружно капли опустились!
Хрюша: А у меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, какие я вам принес разноцветные кубики.
Воспитатель: Спасибо, Хрюша!
(Воспитатель предлагает детям и Хрюше подойти к столу, где размещены стаканчики с водой на каждого ребенка).
Воспитатель: Ребята, а кубики не простые, они ледяные. Возьмите их в руки. Какие они на ощупь?
Дети: Холодные.
Воспитатель: Они твёрдые или мягкие?
Дети: Твердые.
Воспитатель: А давайте опустим наши разноцветные кубики в стаканчики с водичкой.
Воспитатель: Посмотрите, что случилось?
Предполагаемый ответ детей: Кубики растаяли.
Воспитатель (делает вывод) : Правильно, разноцветные кубики растаяли, потому что они ледяные, а лёд в тепле тает и становится водой.
Воспитатель: Ребята, давайте мы Хрюше тоже сделаем подарок, нарисуем разноцветные капельки. А помогут нам в этом наши пальчики.
(Дети рисуют пальчиками разноцветные капельки – коллективная работа).
Хрюша: Ребята, вы меня очень порадовали, я очень много узнал о воде. Спасибо за подарок. Мне пора возвращаться домой.
Дети: До свидания, Хрюша.
Хрюша: До свидания. (Хрюша уходит).
Итог занятия.
Воспитатель: Вам понравилось играть с водичкой?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети, а кому мы сегодня помогли?
Дети: Хрюше.
Воспитатель: А как мы ему помогли?
Предполагаемые ответы детей.
Обобщение воспитателя: Мы сегодня очень много узнали о воде, что она бывает холодной, горячей, теплой, прозрачной, а лед тает в тепле и превращается в воду.
Воспитатель: Мне было очень приятно видеть, какими вы были добрыми, дружными и помогли Хрюше узнать много о воде. Спасибо, дети! Сегодня было много волшебства, и я предлагаю вам превратиться в волшебные капельки.
(Дети надевают шапочки «капелек»).
Танец «Волшебные капельки» под музыкальное сопровождение.