Лариса Павловна Куликова
НОД в старшей группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие интереса детей к космосу.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить у детей знания об истории развития космонавтики.
Закрепить навыки количественного и порядкового счета.
Закрепить знания детей о планетах, входящих в Солнечную систему.
Закрепить знания геометрических фигур и геометрических тел.
Формирование навыков здорового образа жизни.
создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности.
Развивающие:
Развивать координацию движений, внимание.
Развивать конструктивные навыки.
Публикация «НОД в старшей группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Опыты и эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Развивать навыки социально-коммуникативного общения, умение быть доброжелательными.
Воспитательные:
Способствовать формированию чувства патриотизма и сознания гражданина своей Родины (малой Родины, знающего её историю, уважительно относящегося к славным свершениям предшествующих поколений.
Активизация словаря: Солнечная система- Планеты Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, созвездие, космические тела- комета, астероид, навигатор.
Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике – 12 апреля «День космонавтики», тематические занятия, рисование и лепка космических спутников, ракет и космонавтов в скафандре, чтение художественной литературы о космосе, просмотр мультфильмов. Разучивание стихотворения.
Оборудование:
Макеты планет Солнечной системы, созвездий, кометы, музыка, геометрические фигуры для строительства ракеты, картинки с изображением разных видов транспорта, набор геометрических фигур, модули мягкие, блоки Дьенеша, пластмассовый конструктор, 3 обруча, презентация о планетах Солнечной системы, листы бумаги разного цвета, фото Ю. А Гагарина, фото А. Самокутяева.
Для опытов: пластиковые пипетки (по 2 шт на каждого, подставки для пробирок, пробирки, 8 пластиковых тарелок, молоко, пищевые красители зеленого, бордового, желтого цветов, ватные палочки, лист картона с вырезанными звездами, два листа белой бумаги.
Ход НОД:
В: Добрый день ребята. Здравствуйте гости. (воспитатель случайно роняет на пол карточки с изображением разного вида транспорта).
Что же я наделала? Помогите мне пожалуйста собрать карточки и разобрать их. И давайте вспомним какие виды транспорта бывают? (наземный, подземный, водный и воздушный). Дети активно разбирают транспорт и называют его виды. (попадается карточка с изображением ракеты).
В: Что же это за транспорт? К какому виду его отнести? (ответы детей) правильно, а какой космический транспорт вы еще знаете? (луноход, спутник, марсоход, космический зонд).
В - Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Нам нужно будет справиться с разными заданиями, и за правильное их выполнение мы соберем из слов выражение очень известного человека, который сказал очень важные слова о нашей планете Земля. Но благодаря взаимопомощи мы с вами все преодолеем и справимся со всеми трудностями. Готовы постараться? Только мы не поедем, а полетим. На чём можно летать?
Д - На самолёте, вертолёте.
В - Как называется человек, который управляет самолётом?
Д - Летчик.
В - А как называется человек, который летит в космос?
Д – Космонавт.
Первый полет человека в космос длился всего 108 минут, но этот подвиг советского пилота и космонавта заставил заговорить о нем всю мировую общественность. Это был Юрий Гагарин. (слайд 1)
Событие 12 апреля 1961 года положило начало новой эры в истории освоения людьми космического пространства и открыло путь в космос еще многим и многим отважным летчикам, отправляющимся покорять бескрайние просторы Вселенной. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.
Вот и наш пензенец Александр Самокутяев тоже внес вклад в освоение космоса. Он участвовал в космической экспедиции и даже работал в открытом космосе. На орбите он провел более 160 суток. Мы должны гордиться таким земляком.
В – ну, что ж, давайте представим, что сегодня мы космонавты. Скажите, на чём отправляется в полёт космонавт?
Д - На космической ракете.
А какой должна быть ракета знают в конструкторском бюро. Мы с вами тоже построим ракету, как настоящие инженеры.
1 задание. Из чего же можно построить космическую ракету? (ответы детей: из геометрических фигур, из кубиков, из модулей.) Что ж договоритесь друг с другом кто из чего будет строить ракету и приступайте. (Помните, что за правильное выполнение задания вы получите первую часть фразы. (Звучит музыка). Беседа о материалах для ракеты. (назвать детали призма, брус, цилиндр) какие замечательные ракеты у вас получились.
Ну что с первым заданием вы справились так что получите первую часть фразы.
К взлету готовы?
Начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7….(музыка) наша ракета распалась на части мы попали в открытый космос. Что же нас окружает? Ответы детей.
Задание 2. Верно (планеты). Все планеты в космическом пространстве идут друг за другом по порядке удаления от солнца. Ваша задача угадать название планеты.
1. Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)
2. Не звезда и не Луна,
Обаяния полна,
Привлекает наши взгляды
И дрейфует с Солнцем рядом?
На закате и рассвете
В небе ярче Солнца светит,
Без неё темно и серо…
Ярче всех планет – … (Венера)
3. Нет планеты краше и милей
Для животных, насекомых, птиц, людей…
Реки, горы и бескрайние поля
На планете, что зовем… (Земля)
4. Его зовут планетой красною,
К себе он манит, манит нас.
Вот уже мчат к нему ракеты
Зовут планету эту … (Марс)
5. В телескоп скорей взгляните —
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
6. Такая мрачная, суровая, серьезная планета!
От Солнца далеко: здесь холод, мало света.
Гуляют вихри скоростные, ветры задувают,
И множество колец планету окружают. (Сатурн)
7. Вращается не так, как все,
Огромный газовый гигант,
Имеет голубой лишь цвет,
Что придает ей газ метан! (Уран)
8. На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма —
Длится 40 лет зима. (Нептун)
9. Она моложе всех планет,
И в Солнечной системе меньше просто нет.
Зовут ее «планета-крошка»,
Изучена она совсем немножко.
Считают, жизни здесь не будет никогда:
Планета просто очень холодна. (Плутон)
Вы правильно справились с заданием, сколько всего планет в Солнечной системе? (9) Давайте их еще раз вспомним.
Считалочка про планеты:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Верно вы справились с заданием и получаете еще одну часть фразы)
Угадайте, что можно еще увидеть в открытом космосе?
- В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари — Фонарики
Меньше, чем комарики…
С давних пор люди интересовались звёздами и наблюдали за звёздным небом. Со временем изобрели специальные приборы, чтобы узнать о звёздах больше — телескопы слайд 2 (большие подзорные трубы, в которые видно далеко-далеко).
3 задание: построить телескоп.
выберите себе бумажный лист любого цвета и сделайте сами телескоп? У кого не получается помогите друг другу. Присаживайтесь поудобнее и давайте посмотрим через телескоп на звезды.
Вы знаете, что такое звёзды? Звёзды — это гигантские раскалённые шары из газа (не твёрдые, на них нельзя наступить — провалишься, как сквозь облако). Ближайшая к нашей планете Земля звезда — Солнце. Остальные звёзды находятся очень далеко, поэтому видятся нам маленькими точками.
- Изучая звёзды, люди заметили, что их можно объединять в группы. Как называют скопление звезд? — созвездия. (слайд 3)
Созвездия выглядят, как небесные рисунки из звёзд, которым люди дали различные названия, например: созвездие большой (малой) Медведицы, созвездие Лебедя.
Слайд 4 знаете ли вы какая звезда является самой яркой? (ответы детей)
Полярная звезда в созвездии Малая Медведица является самой яркой звездой в созвездии, ее также называют иногда путеводной, из-за того, что всегда указывает север. Она помогает морякам находить дорогу домой, действует как навигатор или компас.
А знаете ли вы, что днем звезды светят тоже, так почему же их на видно? (ответы детей)
Положите свои телескопы.
Опыт 2 «Дневные звезды». Посветим на картонку с лицевой стороны, ничего не видно, а теперь с обратной стороны. Что вы видите? (Очертания звезд)
ПОЧЕМУ? Звезды днем светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
(за постройку телескопа вы получаете следующую часть фразы)
В: А какие еще космические тела можно встретить в космосе?
(Кометы — космические тела, они образуют светящийся хвост из газа и пыли) слайд 5 и астероиды слайд 6, которые состоят из камней и металла.
Предлагаю вам немного поиграть.
Подвижная игра «Быстрые ракеты». Под музыку
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
Вы все постарались попасть на ракету и за ваше старание вы получаете еще часть фразы.
А еще в космосе есть туманности (слайды 7-10). У каждой туманности есть свое название например: кольцо, песочные часы. Они очень красочные, яркие и красивые, такое ощущение что кто-то пролил и смешал краски.
Хотите немного пофантазировать и создать свою туманность?
Задание 4. Проходите в нашу мини-лабораторию, но прежде чем приступить к эксперименту нужно надеть шапочки и присесть на стулья. Работать мы будем аккуратно, потому что на нашем столе стеклянные пробирки. Постарайтесь не пролить жидкость мимо.
Опыт 3. Для этого нам понадобятся некоторые предметы. Давайте разделимся на пары и немного пофантазируем.
(Дети проводят опыт, с объяснением воспитателя, с использованием необходимых атрибутов. (наливаем молоко в тарелочку, набираем в разные пипетки краситель и капаем по капле (в разные места) в молоко, затем берем ватную палочку и медленно соединяем капли красителя друг с другом, цвета смешиваем осторожно).
Какие красивые туманности у вас получились. Придумайте название своей туманности. (Ответы детей)
И за выполнение этого задания вы получаете последнюю часть фразы. Давайте прочтем ее.
«Облетев Землю на космическом корабле, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, берегите, храните и делайте её еще красивее!» Ю. Гагарин
В. : Что хотел сказать Ю. Гагарин этими словами? Верно, нужно заботиться о нашей планете Земля и беречь ее. А что мы с вами можем сделать чтобы сберечь нашу планету?
Воспитатель: я благодарю вас за помощь и ваши знания.
Скажите, вам понравилось наше космическое путешествие? Что вы узнали нового? Чем мы с вами занимались в путешествии? Что вам понравилось больше всего? Кому бы вы хотели рассказать о том, что сегодня узнали?
Сегодня вы были активными, внимательными. Я увидела как много вы знаете и умеете!
А каждому из вас я дарю звезду, как символ ваших будущих побед, и может быть однажды кто-нибудь из вас совершит настоящее космическое путешествие или будет изучать космос, ведь это очень увлекательно и интересно.
Спасибо вам за помощь. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им удачи.