Лариса Николаевна Дементьева
«Гость из космоса». Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Гость из Космоса».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»
Цель:
Продолжать формировать представления детей о космосе, важности исследования космического пространства человеком.
Задачи:
«Познавательное развитие» :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Расширять и уточнять представления детей о космическом пространстве, роли человека в его освоении, о работе космонавтов и ученых.
2. Продолжать расширять знания детей о планете Земля, о космосе, Солнечной системе и ее планетах.
3. Закрепить названия планет, их отличительные особенности и умение различать их.
4. Поддерживать познавательную активность детей, совершенствовать умение делать простейшие выводы, участвуя в экспериментальной деятельности, устанавливать причинно – следственные связи.
Речевое развитие :
1. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
2. Упражнять в умении высказывать предположения и делать простейшие выводы.
3. Ввести в активный словарь понятия и слова: «космическое пространство», «солнечная система», «планета», «комета», «спутник» и др.
Социально-коммуникативное развитие :
1. Развитие нравственно - патриотических чувств, гордости за свою страну, гордость за людей данной профессии.
2. Устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками на основе соблюдения элементарных норм поведения (не мешать друг другу, помогать, считаться с другими детьми)
Материалы и оборудование: презентация «Солнечная система», набор для экспериментов для каждого ребёнка.
Логика образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас хорошая новость. Мы с вами участвовали в конкурсе посвящённому дню космонавтике и заняли призовое место. Сейчас я предлагаю отнести наши поделки в «Музей космоса»
Воспитатель с детьми проходят в музей, где создана атмосфера космического пространства. На потолке подвешены объемные макеты Солнца, планет солнечной системы, выполненные в стиле «папье-маше», объемные звезды. Центральная стена подсвечена и представляет собой звездное небо. По центру размещена выставка творческих работ детей и их родителей по теме «Космос».
Воспитатель: Посмотрите на небо. Кажется, оно совсем близко — протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. На самом деле каждая звезда – это гигантски газовый шар, подобный нашему солнцу, который излучает тепло и свет. Звезды очень далеко от нас. Кто может приблизиться к звёздам? Сейчас я загадаю вам загадку, а выскажете, о ком идет речь?
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски…
Дети: Космонавт.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем космонавты летят в космос?
Ответы детей:
Воспитатель: Космонавты испытывает космическую технику и работает в космосе. На космических станциях космонавты кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: выращивают растения, изучают, как ведут себя живые организмы. Выясняют, есть ли жизнь на других планетах.
Воспитатель: Кто скажет, кто был первым космонавтом?
Ответы детей: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Правильно первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.
12 апреля 1961 года - советский космонавт, который первый в мире побывал в космосе. Юрий Алексеевич Гагарина совершил полёт на космическом корабле «Восток». Гагарин был первый, кто проложил дорогу к звездам.
(воспитатель читает стихотворение, свет выключается)
Светятся звезды, светятся…
Даже порой не верится,
Что так далека Вселенная,
В небо смолисто-черное
Гляжу, все, забыв на свете…
А все-таки это здорово,
Что ночью нам звезды светят.
Словесная игра «Подбери слово»
• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
Молодцы, ребята!
На небе много звезд, но есть некоторые группы звезд, которые ученые назвали созвездиями. Созвездие — это несколько звезд, которые вместе очень похожи на какую-то фигуру.
(Воспитатель обращает внимание детей на созвездие «Большая медведица)
Воспитатель: Ребята можно ли в этом созвездии узнать «Медведицу»? Что оно вам напоминает?
Дети (Ответы)
Воспитатель: Мерцает и светится
Большая Медведица.
Созвездие это похоже на ковш,
А ковш на медведя совсем не похож!
Это созвездие называют также Большим ковшом. Оно и вправду похоже на ковш с длинной ручкой.
- Куда же днем пропадают звезды?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно! Они никуда не пропадают, в ярких лучах солнца мы их не видим.
Сейчас послушайте загадку и скажите, есть ли этот объект среди звёзд
1. Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной -.
(Комета)
2. Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический.
(Метеорит)
3. Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный.
(Спутник)
Молодцы, ребята! Сейчас мы вернёмся в группу и побудем «астрономами», узнаем ещё больше о созвездии.
(в зале включается свет, дети обращают внимание на «Инопланетянина»)
Воспитатель: Ребята, кажется у нас гости! Кто ты? И как здесь оказался?
Инопланетянин: - Здравствуйте, ребята! Я Марсик, житель соседней планеты, меня очень заинтересовала ваша планета, с моей планеты, она, кажется большая и красивая. Вот я, и прилетел посмотреть и понять, почему моя планета не такая красивая как ваша.
Воспитатель: - Как называется твоя планета?
Инопланетянин: - Ой, кажется, я забыл.
Дети: Как выглядит твоя планета?
Воспитатель: Может быть, среди этих планет ты узнаешь свою планету.
(Обращает внимание на планеты)
Инопланетянин: - Нет, это слишком высоко, и мне трудно понять какая из этих планет моя.
Воспитатель: Ребята, надо выручать гостя, как мы можем помочь ему? Предлагаю пройти в нашу лабораторию, и выяснить с какой он планеты.
(Проходят в зал, в зале на экране изображена солнечная система)
Воспитатель: Наши ребята знают, что вокруг огненной звезды — Солнца, вращаются девять планет. Все вместе они и составляют Солнечную систему.
- Знаешь ли ты названия планет Солнечной системы?
Инопланетянин: Нет, я не знаю.
Воспитатель: Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи — Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одна из них находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите*. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.
Ребята расскажем, Марсику о планетах, может быть, он узнает свою планету среди них.
(На экране демонстрируется слайд с изображением планет, дети рассказывают о каждой планете, воспитатель дополняет)
Ребё нок: Юпитер - самая большая планета в нашей солнечной системе. Не имеет твёрдой поверхности. Она жидкая или газообразная.
Воспитатель: эта планета очень далеко находится от солнца, поэтому там температура доходит до -130 градусов.
Ребё нок: Сатурн - У этой планеты есть кольцо, которое состоит из маленьких частичек льда, пыли и камня. Это большая планета, состоящая из газа.
Воспитатель: Сатурн- планета гигант. Сатурн состоит из водорода и гелия, является наименее плотной из всех 9 планет Солнечной системы.
Ребё нок: Нептун - Самая маленькая из планет гигантов. Эта планета ледяная, очень холодная, потому что очень далеко находится от Солнца. Там постоянно дуют холодные ветра. Там даже газ превращается в лёд.
Воспитатель: Нептун- эта планета мерцает голубоватым цветом, напоминая блеск воды, потому что в её атмосфере есть метан Сутки на этой планете короткие, примерно чуть больше 15 часов.
Ребё нок: «Земля – единственная планета в Солнечной Системе, где есть все условия для жизни животных, растений, людей. На земле есть воздух, вода, тепло, плодородная земля.
Инопланетянка: Среди этих планет, нет моей родной планеты.
Ребё нок: Это планета Марс. Она в 2 раза меньше Земли, и там намного холоднее. Атмосфера Марса состоит из углекислого газа и азота. На Марсе много гор, а также высохшие русла рек и ледники. Поверхность планеты покрыта песком красного цвета, и камнями.
Воспитатель: Это цвет Марсу придает оксид железа.
Инопланетянин: Это моя планета, планета «Марс», я узнал её.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру, и показать «Марсику» где находится планета «Марс» в солнечной системе.
Игра «Солнечная система»
Цель: закрепить и систематизировать представление детей о солнечной системе, название планет, их последовательность расположения от Солнца. Учить детей ориентироваться в пространстве.
Ход игры: (звучит космическая музыка)
Один из ребят играет роль Солнца, а другие под музыку перемещаются по группе в разных направлениях. По сигналу выстраиваются согласно расположению планет в солнечной системе.
Инопланетянин: Мне было очень интересно с вами играть, теперь я знаю, где находится моя планета в солнечной системе. Только одно мне не понятно, почему на вашей планете есть жизнь, а на моей нет?
Воспитатель: Я предлагаю провести опыты и выяснить, почему на нашей планете есть жизнь. А на Марсе её нет.
Мы с вами знаем из чего состоит планета «Марс»
Что хотим узнать? (Нам надо исследовать составные части земли и выяснить, где и почему лучше растут растения - на чернозёме, на, каменистой или песчаной земле).
Опыт № 1 «В почве есть вода»
- Возьмем немного свежей почвы, положим её в емкость, закроем крышкой. И поставим на грелку нагреваться. (Через некоторое время проверяют)
-Ребят, что вы видите? (На крышке капельки с водой)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода)
Опыт № 2
В почве есть воздух»
Вопросы: Как проверить, есть ли в земле воздух?
Сначала воспитатель в одну емкость с водой опускает образец почвы, в другую ёмкость опускает камни.
Затем каждый ребенок выполняет этот опыт самостоятельно в своей баночке.
Почему на поверхности воды появились пузырьки?
Что это означает?
Почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей?
Без воздуха живой мир не выживет.
Обращает внимание детей на растение в сосуде. Где есть отверстие, растение хорошо растёт, в сосуде где нет отверстия, растение там не растёт.
Опыт №3. «Где вода задерживается»
Для жизни растений нужно достаточное количество воды. Давайте узнаем, как впитывают воду камни, песок и чернозём. В трех стеклянных банках воронки, наполненные песком, камнями, чернозёмом. Лаборанты выливают ровное количество воды из пластиковых стаканчиков в воронки. Делают выводы.
Вывод: Через камни вся вода просочилась, они воду не держат.
Песок всю воду впитал в себя.
Чернозём впитал и удерживает воду.
Ребята подведём итоги по опытам. Что мы выяснили?
Вывод: Для всего живого нужен свет, тепло, вода, почва. На Марсе только камни, песок, холодные ветра нет кислорода. Это неблагоприятные условия для растительности и животных.
Воспитатель: Марсик, ты не расстраивайся, мы с ребятами обязательно придумаем, чтобы и твоя планета была такая же, как планета Земля.
Мы хотим подарить с ребятами макет нашей планеты. (дарят подарок)
Инопланетянин: Спасибо! Мне пора возвращаться на свою планету.
На экране демонстрируется слайд с изображением улетающего аппарата. Звучит музыка
Дети: Досвидания!