Татьяна Олейникова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации звуков [С] — [З]
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- Различение звуков [с] – [з] на слух и в произношении в словах, фразах и сказке;
- Закрепление навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
- Обучение связной речи при пересказе сказки «Как собака друга искала»;
- Развитие диалогической речи: умения слушать партнёра, реагировать на высказывание партнёра, быть доброжелательным.
Оборудование:
Предметные картинки животных со звуками[с]-[з], картинки мальчика, девочки, язычка, звукослоговые схемы слов, мнемотаблица, трёхэтажный домик.
Ход занятия:
Орг. момент.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации звуков [С] — [З]» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Д/и «Выполни команду» - дети выполняют то, что говорит педагог, а не то, что делает:
- руки вверх;
- руки на плечи;
- руки в стороны;
- руки на пояс;
- сели, руки на стол.
Сюрпризный момент.
- Сегодня на занятие к нам пришёл весёлый Язычок.
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш тоже хочет
На детишек быть похожим.
Артикуляционная гимнастика.
- Проснулся Язычок утром, открыл окошко в своём домике (открыть рот). Солнышко уже проснулось и ярко светило. От радости Язычок широко улыбнулся (упражнение «Улыбка»). Солнышко светило в глазки и Язычок спрятался за заборчик (спрятать язык за нижние зубы и сомкнуть зубы «заборчиком»). Принялся Язычок делать зарядку: сначала побежал по кругу (круговые движения по губам, потом повернулся вправо, влево, попрыгал
(упражнение «Лошадка»). После зарядки Язычок всегда чистил зубки
(«Чистим зубки»). На завтрак мама приготовила «блинчики», Язычок любит их есть с вареньем («Вкусное варенье»).
- Выше Язычок во двор, там ребята Зоя и Саня катаются на горке
(упражнение «Горка»). Саня предложил поиграть в футбол (упражнение на развитие речевого дыхания).
- Затем Зоя предложила загадывать загадки:
Днём спит, ночью летает,
Мышей в лесу ночью пугает. (Сова)
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка)
1) - Какие первые звуки в словах-отгадках? ([с]-[з])
- Чем они похожи? (согласные, твёрдые).
- Чем отличаются? ([с] – глухой, [з] – звонкий)
- Какие звуки мы будем тренироваться различать?
2) –Пригласили Зоя и Саня Язычок к себе в гости.
- Подберите картинки-символы звуков к именам Зоя, Саня.
- Запомни и повтори слоговые дорожки:
са-зу-сы зу-са-зо ус-оз-ыс
су-са-зу зы-за-су аса-азы-асо
Пальчико-слоговая разминка «Пальчики здороваются» (левая-правая рука: са-за; со-зо; су-зу; сы-зы)
3) Д/и «Кто нарисовал рисунок?»
- Зоя и Саня любят рисовать животных, они показывали Язычку свои рисунки и перепутали их. Давайте поможем разобрать их рисунки, Зоины рисунки со звуком [з] в названии, Санины со звуком [с]. (Детям предлагается дать полный ответ: «Зоя нарисовала зайца, козу, зебру, зубра, змею. Саня нарисовал слона, собаку, поросёнка, лису.)
Физминутка
- Карандаши у детей затупились, давайте поточим их.
Самомассаж кистей рук (пальцы левой руки сжать в кулак («точилка», пальцы правой («карандаши») вставить в «точилку»:
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Очень сильно раскрутили,
Острый кончик получили.
(Затем руки меняются).
4) Д/и «Засели домик» (определение количества слогов в словах)
- Давайте поможем Язычку и Зое с Саней расселить животных в новом домике: слон – на 1-м этаже, собака – на 3-м и т. д.
5) – Повторять чистоговорки:
са-са-са – выпала роса
за-за-за – залетела стрекоза
си-си-си – смотри не укуси
зи-зи-зи – капусту погрузи
су-су-су – землянику несу
зу-зу-зу – мы пасём козу
се-се-се – помоги лисе
сы-сы-сы – мне нужны весы
зы-зы-зы – спрячься от грозы
сы-сы-сы – выросли усы
6) Д/у «Подбери картинку к схеме» (на доске изображены четыре схемы слов, а у детей на столах лежат подписанные картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] – [з]. Предметные картинки односложных слов со стечением согласных звуков в конце, в начале слов, двусложных слов из двух открытых слогов, из трёх открытых слогов.
- Помогите Язычку найти картинки к схемам (дети находят свою схему и ставят под неё картинки, называя их и объясняя выбор.)
7) Пересказ сказки «Как собака друга искала» с использованием мнемотаблиц (дети пересказывают сказку, стараясь правильно и чётко произносить звуки [с] и [з] в словах.
- Перескажите сказку, используя рисунки Сани и Зои (мнемотаблица).
Итог занятия
- Какие звуки мы тренировались различать в гостях у Сани и Зои?