Зинаида Махова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Жизнь птиц зимой» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им.
Задачи:
развивающие:
обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц;
вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
совершенствовать диалогическую речь;
воспитательные:
воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
образовательные:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Жизнь птиц зимой“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование:
слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Водная беседа:
Картинка с изображением зима появляется на слайде.
Воспитательница вспоминает с детьми, какое сейчас время года.
- Что зима принесла с собой?
Предлагает подумать: всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима. Говорит о том, что у зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.
- Как вы думаете, какими природными явлениями выражает зима свою радость?
-Какими природными явлениями зима выражает свою злость?
Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»
Воспитатель обсуждает с детьми, как ведут себя птицы с наступлением зимы. Подводят итог: некоторые не стали спорить зимой и улетели теплые страны, другие остались - у них есть свои секреты, как пережить зиму.
Картинка с изображением «Зимующие и перелетные птицы»
появляется на слайде.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.
Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?
Птички на деревья сели,
Посчитай-ка: раз, два, три…
На зимовку прилетели,
С красной грудкой… (Снегири)
Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.
Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD - диске)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Воспитатель.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый.
(Воробей)
Картинка с изображением воробья появляется на слайде.
Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель. О какой птице так говорят?
В лесу под щебет, звон, и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здравствуй, дрозд – приятель!»
И ставит подпись… (Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD - диске)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Воспитатель. Что это за птица?
Головка у этой птицы в черной шапочке,
Крылья и хвост темные, а грудка ярко – желтая… (Синица)
На слайде появляется картинка с изображением синицы.
Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD - диске)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Воспитатель. Следующая наша гостья
Сидит на суку, тараторит,
Со всеми птицами спорит.
Все ей вокруг интересно.
Всем это птица известна.
Помнишь: где была? Далеко.
Кто это? (Сорока)
Картинка с изображением сороки появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD - диске)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо
Воспитатель. Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD - диске)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристель)
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
Картинка с изображением свиристель появляется на слайде, а дети называют её.
Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)
Физкультминутка
Снегом засыпан лес и поля,
Спит под землею крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Беседа о зимующих птицах.
Воспитатель говорит, что самое страшное для птиц – не холод, потому – что у них к зиме вырастает подпушек под перышками; самое ужасное – голод. Предлагается вспомнить, чем питаются птицы, где они добывают корм зимой.
Но когда корма мало, для птиц наступает тяжелые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть.
Картинка с изображением «Как мы можем помочь птицам?» Появляется на слайде.
Игра с мячом «Кого чем угостим?»
Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристель – семечками.
Ребята, как вы думаете, а мы с вами могли бы помочь птицам? Как? (Развешивать кормушки и подкармливать птиц)
-Давайте смастерим кормушки и повесим на участке.
(Мастерят кормушку способом оригами, одеваются и выходят на улицу, насыпают зерна в кормушки и развешивают на деревья.)
Рефлексия:
• Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну птиц?
• Кому что больше понравилось?
• Что вы больше всего запомнили?
• Что узнали о жизни птиц зимой?
• Как каждый из нас может помочь пернатым?
• Для чего вам это пригодится?
• Молодцы, сегодня все хорошо работали.