надежда ширинских
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Жизнь птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Жизнь птиц зимой».
Цель: Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им.
Задачи:
1. Познание – закреплять знания детей о зимующих птицах : их внешнем виде, строение, образе жизни в зимнее время года. Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Жизнь птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
2. Коммуникация – совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью чистоговорки на различие звуков Ш. – Щ.
3. Социализация – развивать стремления выражать свое отношения к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
4. Чтение художественной литературы – развивать общеречевые навыки, совершенствовать грамматический строй речи.
5. Физическая культура – способствовать формированию у детей потребности в двигательной активности.
6. Музыка – приобщать к музыкальному искусству.
7. Художественное творчество – формировать изобразительную технику, умение передавать форму и относительную величину туловища: головы, крыльев и хвоста.
Методы и приемы:1. Практическая: пальчиковая гимнастика; дидактическая «Угадай, какая птица поет?»; игры с мячом: «Скажи ласково», физкультминутка. Рисование: зимующих птиц.
2. Наглядные: рассматривание картинок с изображением зимующих птиц : ворона, воробей, дятел, голубь, сорока, синица, снегирь; наблюдение за действием педагога в процессе рисования.
3. Словесные: загадки, беседы, вопросы, прослушивание аудиозаписи голосов разных птиц, проговаривание чистоговорки, чтение рассказа.
Материалы и оборудование: картинки с изображением зимующих птиц; альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, акварель, непроливайки, кисточки для рисования, салфетки
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
Педагог подходит к окну и видит конверт «Дети, когда я пришла на работу, то увидела на подоконнике письмо. Вы хотите узнать, что в нем?».
Для этого вам нужно отгадать загадку:
«Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом
Каркать, петь и ворковать
Дети кто мы?
Назовите!»
Дети отгадывают загадку.
(Птицы). Сформирован интерес к предстоящей образовательной деятельности.
Вдруг влетает сорока с письмом, кричит: «Новости, новости, вот вам письмо».
- О, да здесь какие – то загадки! Помогите мне их разгадать.
1. Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
По ночам кочует –
Зернышки ворует.
2. Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»?
3. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее …
4. Грудка ярче, чем заря
У кого?
5. Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная.
Звонко тенькает:
«Тень, тень!
Как хорош весенний день!»
6. Кто так громко все стрекочет,
Рассказать нам что – то хочет?
7. Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде.
Звучит негромкая музыка «В мире животных»; птицы и садятся на дерево, которое прилеплено к фланелеграфу. Дети отгадывают загадки:
1. Воробей.
2. Дятел.
3. Ворона.
4. У снегиря.
5. Синица.
6. Сорока.
7. Клест.
Формирование и умение отгадывать загадки.
Развитие логического мышления.
Педагог беседует и задает вопросы:
-Какие птицы вам знакомы?
-Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать в парке, в лесу зимой?
-Как называют птиц, которые остаются зимовать?
-Легко ли птицам добывать корм зимой?
-Как мы можем помочь птицам зимой? Дети отвечают на вопросы. Умеют поддерживать беседу о птицах.
Педагог предлагает вспомнить правила отношения к птицам и обобщает их :
Зимой – надо помогать, птицам пережить тяжелые времена. Делать кормушки, не забывать класть туда корм. Дети называют правила:
-Нельзя разорять гнезда.
-Нельзя убивать птиц : они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе.
-На прогулке в кормушке насыпают корм для птиц. Закреплены правила отношения к птицам. Воспитывать бережное отношение и желание помогать им.
Д/И «Скажи ласково» :
Педагог просит детей назвать предметы в уменьшительно ласкательной форме птица, крыло, лапа, клюв. Синица, воробей, голубь и т. д.
Дети называют слова в уменьшительно ласкательной форме. Закреплено образование слов с суффиксами.
Д/И «Угадай, какая птица поет?».
Педагог включает аудиозапись с голосами разных птиц и предлагает угадать, какая птица благодарит детей за заботу, доброту. Дети слушают и отгадывают, чей голос звучит. Сформировано умение определять голоса птиц.
Физкульт – минутка: «Воробушки»
«Воробушки как проснутся.
Очень любят потянуться.
(Дети поднимают руки вверх)
Обязательно зевнут
(Дети открывают рот)
Ловко хвостиком махнут, а теперь мы галки.
«Галка скачет, ловко пляшет».
(Прыгают и пляшут).
Галка крылышками машет
(Машут руками)
И взлетают без оглядки.
Это Галкина зарядка».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Закреплять умение выполнять движение в соответствии с текстом.
Повышается двигательная активность.
Педагог предлагает проговорить чистоговорку:
Шу – шу, шу – шу
Я письмо тебе пишу.
Ша – ша, ша – ша
Я пишу, не спеша.
Шо – шо, шо – шо
У меня все хорошо.
Ши – ши, ши – ши
У тебя как, напиши.
Ща – ща, ща – ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще – ще, ще – ще
Нет дождя, а я в плаще.
Щу – щу, щу – щу
Я тебя не отыщу.
Щи – щи, щи – щи
Ты иди, меня ищи!
Щу – щу, щу – щу
Вот теперь – то отыщу!
Дети проговаривают чистоговорку. Могут назвать слова с звуками ш – щ.
Закреплено правильное произношение этих звуков.
Педагог читает отрывок из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
И задает вопросы:
-Как ведут себя птицы с наступлением зимы?
-Почему некоторые птицы не стали спорить с зимой и улетели в теплые края?
-Какие птицы остались зимовать? Дети внимательно слушают рассказ и отвечают на вопросы. Сформировано умение слушать художественное произведение.
Продуктивная деятельность.
Педагог предлагает нарисовать зимующих птиц. Рассмотрев внимательно картинки и образец с изображением птиц.
Дети рассматривают, слушают и рисуют. Приобщены к изобразительному искусству. Сформированы умения передавать в рисунке характерные черты строения птиц.
Рефлексия:
Педагог предлагает выйти на участок и понаблюдать, за зимующими птицами прилетающими покормиться к кормушкам, развешанными на деревьях участка.
Список литературы:
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. - М. : ВАКО, 2010.- 240с. ( Дошкольник: учим, развиваем, воспитываем).
2. Корзун А. В., Кишко С. В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Средствами ТРИЗ – педагогики. – Мозырь, 2003.
3. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. Минск, 2001.