Попова Елена Ивановна
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русская изба» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская изба».
Цель:
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
Образовательные. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Русская изба“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.)
Развивающие. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация».
Методы и приё мы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, старинных вещей); Практические (дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «Игра с лентой»).
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, утюг, веретено, зыбка, самовар и т. д; шкатулка с загадками; атласная ленточка для игры «Игра с лентой»; русский народный костюм для девочки и мальчика ;макеты русской избы ;«лошадиные упряжки с бубенцами», музыкальное сопровождение.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций по теме: "Русская изба»,заучивание стихотворений, слушание русской народной музыки, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек.
Ход занятия: Организационный момент.
Воспитатель. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в гости к нашим прабабушкам. Обратите внимание, во что нарядились Саша с Настей? (ответы детей). Правильно, ребята, они нарядились в русскую народную одежду. Так раньше одевались люди на Руси. Основной частью одежды была рубашка или сорочка. И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак. А женщины, девушки наряжались в сарафан. Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек – солнышко – защиту. На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги. На ноги одевали лапти, а кто был позажиточней – сапоги.
Мы с вами посетим очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно. Предлагаю детям отправиться в русскую избу. А отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами. Вот мы и приехали. Воспитатель входит в избу с детьми, рассаживаются на скамейки под русскую народную музыку. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне. Садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Ребёнок. Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит. Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки. Для чего нужен чугунок? (Щи, кашу варить). О чем русский народ придумал такую загадку: На топтале был, На кружале был, На пожаре был, На базаре был - Домой пришел. (Глиняный горшок). Чугуны в печи стоят горячие, как же достать их, чтобы не обжечься? Рогат — да не бык Хватает — да не сыт Людям отдает Сам на отдых идет (Ухват). Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок Кочерга нужна, чтобы угли ворошить: Железный конь Скачет в огонь (Кочерга) Напротив печки наискосок от нее, место красного угла. «Красный» - значит красивый. (красная девица, красное солнышко). Красный угол - самое чистое, светлое и нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь на особой полочке всегда стояли домашние святыни - иконы. По русскому обычаю стол должен стоять в красном углу, ведь еду человеку посылает Бог, а стол — его ладонь. Гостей в русском доме уважали - усаживали за стол в красном углу, рядом с хозяином, девочки и женщины сидели рядом с печкой (ведь им готовить еду и содержать дом в порядке). - От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием.
Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи. - Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы детей). В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина. Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.
Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
1. Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
(печь)
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт.
(ухват).
3. У нас в печурочки,
Золотые чурочки.
(дрова в печи)
4. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
5. Чёрный конь,
Скачет в огонь.
(кочерга).
6. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…
(самовар).
7. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…
(коромысло).
8. Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут.
(вёдра).
9. Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны.
(стол).
10. Сама не ест,
А людей кормит.
(ложка).
11. Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею.
(веретено).
12. Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто – к доске привязали.
(прялка).
13. Ходит каток,
По паре порток.
(утюг).
14. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…
(лапти).
Воспитатель: Ребята, вам понравились загадки?
Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.
А игра наша называется «Игра с лентой».
(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)
Дети идут хороводом и поют.
Вышел Саша погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Воспитатель: Ребята мы с вами узнали как жили раньше люди. Сейчас мы разделимся на две группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы со старинными предметами)
Воспитатель. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала. И все это создал талантливый русский народ. Ребёнок. Вот такая она русская изба.
Похлебкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да тканными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.
Воспитатель: А сейчас мы выйдем за порог. Протянем руки к солнышку и попросим, как раньше на Руси люди просили помочь: Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
- Ну а теперь мне так хочется вас угостить сушками да чайком.
Пришла пора возвращаться в группу. Прощаемся и уезжаем в «упряжках с бубенцами» под музыку. Итог. Понравилось вам в гостях? Где мы были? Как называется комната, в которой принимают гостей? Какая самая главная вещь в горнице? Хвалю детей и благодарю за хорошую работу.
Литература:
1. Сборник «Песенки,загадки, пословицы», 2010г
2. А. Ф. Некрылова, Л. В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях»
,2003г
3. Л. Е. Стрельцова «Литература и фантазия», М., 1992г
4. Тихонова М. Н., Смирнова М. С. «Красна изба», С. – П., 2000 г. 5. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.