Галина Логиновская
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)
2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.) .
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
3. Развивать связную диалогическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр и театрализации сказки.
4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной сказке.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
6. Развивать художественно — творческие способности детей
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта; блюдечко с яблочком,; шкатулка с загадкам; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение, «шапочки» героев сказки (лягушка, мышка, волк, медведь, зайчик, корзинка с баранками
Ход занятия.
Под русскую народную песню «Ах вы сени мои сени» дети встают в круг. Проводиться утреннее приветствие
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами
Воспитатель: Ребята сегодня мы я предлагаю вам отправиться в далёкое прошлое, и посмотреть жили наши с вами прабабушки и прадедушки.
Раз, два, три обернись в русской избе очутись (звучит волшебная музыка)
Хозяйка в избе, под русскую народную музыку, расставляет тарелки и ложки на столе.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.
Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Да, печка. А зачем она была нужна? Дети:Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.
Ребё нок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Хозяйка: Ребята, а Вы знает пословицы об избе? Давайте их проговорим:
Ребенок: «Без печи хата – не хата».
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
«Что есть в печи – все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
«Изба елова, да сердце здорово».
«Изба красна углами, а обед пирогами».
«Не взявшись за топор, избы не срубишь».
«Не для лета изба рубится».
Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.
Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
1. Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват).
3. У нас в печурочки,
Золотые чурочки. (дрова в печи)
4. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
5. Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга).
6. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар).
7. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра (коромысло).
8. Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут. (вёдра).
9. Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (стол).
10. Сама не ест,
А людей кормит. (ложка).
11. Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (веретено).
12. Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка).
13. Ходит каток,
По паре порток. (утюг).
14. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти).
Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?
Воспитатель: Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть. На столе лежат платочек и лента. В Какую игру Вы б хотели поиграть с лентой или с платочком (дети выбирают)
«Игра с лентой».
Описание: (Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
«Горелки с платочком»
Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три!
Последняя пара беги!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит. Игра повторяется.
Хозяйка: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, сказку. Ребята, а блюдечко не работает. Что же делать, как же быть.
Воспитатель: Ребята как мы можем помочь? (дети высказывают предположения) Мы твоему горю и покажем тебе сказку Теремок (Драматизация сказки теремок)
Хозяйка: Какие ваши дети молодцы, все умеют все знают. Какую красивую сказку показали. А смогут ли дети украсить мою посуду к празднику?
Воспитатель: Сможем ли мы помочь? Как (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «ДОМ»
Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами "окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)
Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом).
Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс".)
Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (Пальцы-лепестки смотрят вверх).
Практическая часть: дети украшают предметы посуды на выбор красками, фломастерами, карандашами, аппликацией из заранее приготовленных геометрических фигур
Хозяйка:- Ну, что, гости, понравилось вам у меня? Что особенно понравилось? А что доставило трудность?
- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё.
Воспитатель: Ну что ребята пора возвращаться в детский сад. Встанем в круг и произнесем волшебные слова: Раз, два, три обернись в детском саду очутись
Ну что ребята, надеюсь, сегодня вы узнали много интересного. А сейчас пойдем пить чай с баранками.