Александра Семперович
Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы детского сада «Для чего нужны уши»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
Активизировать знания детей о роли слуха для ориентирования в окружающей действительности и в овладении человеческой речью, познакомить с причинами нарушения слуха, дать рекомендации по предупреждению нарушения слуха.
ЗАДАЧИ:
- Расширить и уточнить представления детей об органе слуха.
- Дать рекомендации по предупреждению нарушения слуха.
- Закрепить представление о здоровом образе жизни, формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Подготовительная группа
- Уши, органы слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- Способствовать проявлению самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно-важных привычек.
- Обогатить и активизировать словарный запас детей (Орган чувств», «Орган слуха», «Ухо», «Ушная раковина», «Барабанная перепонка») .
- Стимулировать и способствовать развитию речи.
- Способствовать развитию памяти, воображения, мышления (сравнение, анализ, обобщение) .
- Способствовать формированию умения и навыков вести беседу, высказывать свое мнение.
- Учить отвечать на заданные вопросы.
- Способствовать развитию умения избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, отношения сотрудничества со сверстниками и воспитателем.
- Воспитывать заинтересованность в сохранении собственного здоровья.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: игровая технология (игры «Умей слушать», «Узнай, чье ухо», «Кто сказал Мяу», ТРИЗ-технологии (мозговой штурм, цепочки вопросов, разрешение противоречий, здоровьесберегающая технология (точечный массаж, минута тишины) .
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
1. словесные (беседа, постановка вопросов, пояснения, объяснения, художественное слово, наглядный (применение наглядной схемы строения уха, картинки для игры «Узнай, чье ухо», практические (практические действия, упражнения «Потянем ушки», «Похлопаем ушками», «Погреем ушки») .
2. объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично – поисковый, исследовательский.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Плакат – схема слухового аппарата.
- Дидактические карточки для игры «Узнай, чьи уши».
- Маска кота.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: беседа «Знакомимся со своим телом», отгадывание загадок на данную тему, дидактические и подвижные игры: "Что за звук? ”, "Кто позвал? ”.
УЧАСТНИКИ: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, воспитатель группы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: понимание детьми того, что ухо-орган слуха, его надо беречь.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вводная часть
Игра «Умей слушать»
Цель: Закреплять умение детей дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание, координацию движений, физиологическое дыхание, воспитывать быструю реакцию на сигнал.
Дети идут друг за другом в колонне по одному и по сигналу выполняют тихо названное движение (повернуться на право, ходьба в колонне, остановиться, присесть, попрыгать, встать, поднять руки вверх и сделать вдох, опустить руки вниз – выдох, наклониться, выпрямиться, повернуться налево). Воспитатель хвалит детей за то, что они умеют быть внимательными, хорошо умеют слушать и правильно выполняют задание.
Воспитатель: дети, какой орган помогает нам слышать?
Дети: уши.
Воспитатель: правильно и сегодня тема нашей деятельности «Для чего нужны уши?».
Основная часть
Воспитатель: Все, что скажут, они слышат,
Могут даже различать:
Шорох, музыку и трели
Все, что может зазвучать!
Ребята, что было бы, если бы у человека не было ушей? Какую пользу приносят уши? (ответы детей)
Воспитатель: С помощью ушей мы различаем и воспринимаем человеческую речь, слышим, что происходит вокруг нас. Кроме того, уши еще и ночной сторож. Даже когда мы спим, у нас всегда ушки на макушке, то есть все слышат и передают в мозг. Если бы не уши, мы не могли бы разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того чтобы научиться говорить маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие люди. Если вдруг человек родился на свет глухим, он, как правило, говорить не может, или звуки его речи очень сильно отличаются от привычных нам.
Воспитатель: Давайте потрогаем наши ушки (точечный массаж)
«Потянем ушки» Ребёнок захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
«Похлопаем ушками» Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребёнок должен ощутить хлопок.
«Погреем ушки» Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю ушную раковину.
Воспитатель: Какие они - наши уши? Как устроены? Я сейчас расскажу. Наши уши состоят из хрящиков, поэтому они мягкие и гибкие. Наш ушной (слуховой) аппарат состоит из трех частей. Ушная раковина сверху - это небольшая невидимая часть органа слуха. Она улавливает слуховые волны и передает их в слуховой канал. Ушная раковина и слуховой канал вместе образуют ухо. Далее следует среднее ухо, оно состоит из барабанной перепонки и трех косточек: наковальня, молоточек и стремечко. Внутреннее ухо состоит из улитки и полукружных каналов.
В слуховом проходе есть специальные железы, которые выделяют липкое вещество - ушную серу. Как вы считаете, какие свойства выполняет сера? (варианты суждений детей). Это защитное приспособление, на которое прилипают и задерживаются пыль и микробы. Хорошо или плохо избыточное количество серы в ушах? (ответы детей). У неопрятных людей, которые не моют уши, серы может скопиться много. Она, как пробка, закроет ухо и не пропустит звук. Вымыть эту пробку может только врач. Что нужно делать, чтобы не доводить до этой неприятной процедуры? (ответы детей) - надо ежедневно мыть свои уши.
Запомните правила ухода за ушами:
• нельзя чистить уши спичкой, булавкой, карандашом и т. д., чистить можно ватным тампоном (турундой,
• нельзя сильно сморкаться и громко кричать;
• носить шапки, чтобы защитить уши от простуды;
• рабочим шумных цехов заводов и фабрик носить звуконепроницаемые наушники.
Воспитатель: Чтобы нам здесь не скучать, предлагаю поиграть. Сейчас мы с вами буем тренировать наш слух, внимание, память.
Игра «Кто сказал мяу?
» Ведущий, стоя спиной к игрокам, должен определить по индивидуальным особенностям голоса, кто произнёс слово «Мяу». В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определён.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете: у всех животных и насекомых есть уши?
Дети: ответы
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что у большинства животных, как и у человека, уши располагаются на голове. Но вот у кузнечиков уши расположены на передних ногах, которыми они двигают, чтобы прислушаться.
У всех животных прекрасный слух. Ребята, а вы знаете, кто является чемпионами слуха? (ответы детей). Чемпионами слуха являются дельфины, киты, летучие мыши, так как слух для них гораздо более важное чувство, чем зрение.
Воспитатель: дети, сейчас мы поиграем в игру «Узнай, чьи уши?».
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, скажите, о чём мы сегодня говорили? (Сегодня вы рассмотрели схему слухового аппарата и узнали его части, познакомились с правилами ухода за ушами, а также узнали - чем слышат животные) Правильно! Сегодня, мы, очень хорошо позанимались, многое узнали. А что же необходимо нашим ушкам, чтобы быть здоровыми? Конечно, тишина! Давайте, посидим в тишине (1 мин). Отдохнули. Молодцы! Всем спасибо.