Анастасия Разифовна Штин
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием ландшафтного макета
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Уточнять и расширять знания детей о животных Севера : характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы; обогащать словарный запас детей; учить рассказывать с опорой на схему; воспитывать у детей интерес к жизни животных.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением Севера;
2. Пальчиковые игры и упражнения со стихами о Севере;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием ландшафтного макета» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
3. Чтение рассказа Б. Коробейникова «Умка и Томка из снежного кома» из книги «Ребята и зверята», стихотворения Р. Фархади «Твои друзья на Севере», книги Р. Киплинга «Белый котик».
4. За 30 минут до начала занятия нужно вместе с детьми вынести на мороз три баночки с водой: одна баночка должна быть тщательно завёрнута в бумагу, другая – укутана мехом, третья – ничем не укрыта.
Оборудование: ландшафтный макет «Север», мяч, картинки к дидактической игре «Четвертый лишний».
Ход НОД:
I. Воспитатель предлагает рассмотреть макет ландшафта «Север» (без животных) и вспомнить, что они знают про этот край.
- Какая природа на Севере? (кругом лежит снег и лёд)
- А еще что вы видите на макете? (Ледяные горы, плавающие льдины, айсберги)
- Расскажите о погодных условиях на Севере. (Зима долгая, холодная, длится почти полгода. Лето очень короткое).
- Что растет на Севере? (Карликовые березы, ягель, мхи и лишайники).
II.Воспитатель достает мешочек с игрушечными животными и спрашивает детей :
- Какие животные живут на Севере? (Если ребенок даёт правильный ответ, ему предоставляется возможность на ощупь найти это животное в мешочке. Педагог размещает животное на макете.)
III. Закончи предложение (речевое упражнение с использованием предметных картинок)
- Чьи рога показались над холмом? (Оленьи)
- Это идет большой (олень). За ним идет мама (олениха) с маленьким… (оленёнком).
- В море плывёт (морж) с мамой (моржихой) и маленьким (моржонком).
- На нас смотрит огромный (тюлень). Рядом с ним – мама (тюлениха) с маленьким (тюленёнком).
ФИЗМИНУТКА «Животные Севера» Дети вместе с воспитателем имитируют движения животных: полет чайки, позу тюленя, бег северного оленя.
IV. Игра «Бывает ли это на Севере?»
Дети стоят полукругом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и, отвечая «да» или «нет», бросает назад воспитателю.
На Севере шумят леса? (Нет)
На Севере лежат снега? (Да)
Ночь бывает полгода? (Да)
День бывает полгода? (Да)
Белки живут на Севере? (Нет)
На Севере летом тает снег? (Нет)
Летом на Севере много птиц? (Да)
На Севере живут пингвины? (Нет)
Летом люди на Севере купаются в океане? (Нет)
Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да)
Белые медведи живут в берлоге? (Нет)
V. Теперь детям предстоит узнать, как северные животные приспособлены для жизни в таком суровом краю. Для этого нужно провести наблюдение за водой, выставленной до занятия на улицу.
Баночки вносятся в группу. Дети описывают состояние воды:
- вода в банке, которую ничем ни закрывали, замерзла;
- вода в банке, которую закрывали бумагой, замерзла;
- вода в банке, которую укутали в мех, не замерзла.
Воспитатель задает вопросы детям:
_ Почему замерзла вода в первой банке? (На улице мороз, а вода на морозе замерзает)
- Почему замерзла вода во второй банке? (Бумага не может удержать тепло, поэтому вода тоже замерзла)
- Почему вода в третьей банке не замерзла? (Мех удерживает тепло, не дает ему улетучиться)
Вот почему у большинства животных Севера шкура покрыта густым теплым мехом.
Детям предлагается рассмотреть картинки. Какого цвета мех чаще всего бывает у животных Севера? (Белый). Белую шубу носят полярные медведи и полярные лисы, песцы и полярные мыши. Так им легче спрятаться среди снежных равнин тундры. А вот у тюленя нет меховой шубы. Что же его греет? (Толстый слой жира – это тоже «Шуба», только подкожная).
VI. Заключительные игры.
В заключение проводятся дидактические игры «Четвертый лишний» и «Кто знает, пусть продолжает»