Светлана Аничкина
Конспект наблюдения за елью и березой. (старшая группа)
Интеграция образовательных областей
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Цель: создание условия для формирования познавательно-исследовательских знаний и умений детей.
Программные задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о деревьях, растущих на участке (береза, ель, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года, уточнить строение дерева;
Публикация «Конспект наблюдения за елью и березой, (старшая группа)» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Ель, сосна. Наблюдения за хвойными деревьями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Старшая группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
- побуждать детей отгадывать загадки, узнавать ель по характерным признакам, отличающих ее от других деревьев; рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе.
Развивающие:
- Развивать речь, пополнить словарь (чечевички)
- Развивать ловкость при выполнении движений, быстроту, выносливость.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к дереву, как живому объекту.
Ход прогулки.
Воспитатель смотрит в окно, любуясь долгожданным снегом. Дети подходят.
- Природа нас манит своей красотой, тайнами, сюрпризами.
Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат пению. Паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
У природы круглый год обучаться нужно.
Весь лесной народ учит крепкой дружбе.
- Вам интересно, что нас ждёт впереди и чему нас сможет научить природа сегодня? (Сколько эмоций! Тогда вперед)
- Дети, какое у вас настроение? (прекрасно, здорово)
А какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. (Какое небо? Радуется ли нам солнце? Какое оно? Чем пахнет зима? (Вы очень внимательны, сколько фантазии)
( Слушаем зиму: тишина… Только снег падает с веток.)
- Ну что же! В путь! И вот наша первая встреча. Обратите внимание, какие деревья растут на участке детского сада? (Вот это память, какая реакция)
- А по каким признакам вы смогли определить название деревьев?
(Здорово)
– Кто знает, что это за дерево? (воспитатель и дети подходят к березе) (береза)
– А как вы догадались? (у березы белый ствол)
- Да, березку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть черные черточки. Эти черточки называются “чечевички” (давайте повторим вместе) Ребята, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.
– Что можно сказать о березе? Какая она? (умницы)
- Береза – единственное дерево на Земле с белой корой. Мы с вами знаем, что за красоту береза выбрана символом России.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.
- Подойдите поближе к нашей красавице, потрогайте ее ствол.
– Какой он на ощупь? (ответы детей)
– Какие части дерева вы еще знаете? (корни, ветки, листья)
– Какие ветки у березы? (тонкие, гибкие)
– Зачем нужен корень дереву? (ответы детей)
– Какой формы березовые листочки? (овальные, резные)
– Какого цвета были листья у березки летом? (зеленые)
– Какого цвета листья у березки осенью? (желтого, золотистого)
– А сейчас на березе есть листья? (ответы детей)
(Прекрасные ответы, вы настоящие любители природы)
- Ребята, посмотрите внимательно на березу.
– Куда же делись листочки с веточек? (они облетели)
– Почему они облетели? (Зимой дерево отдыхает. Оно будет спать до весны).
–Ребята, многие поэты также любовались красотой березы и написали много стихов о ней. Предлагаю вам послушать один из них. Его написал С. Есенин, а называется: «Белая береза»
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
- Дети, а сейчас мы с вами отправимся в гости ещё к одному дереву, послушайте загадку.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
- Как вы думаете, это лиственное или хвойное дерево? Как выглядит ель? Когда зацветают ели? (Один раз в 5—6 лет.) В каких местах растут ели? (Здорово. Какие всезнайки).
- Ель получила своё имя из-за своей колючей хвои. В славянском языке «ель» означало «колючий, острый». Елкой стали называть «рождественскую ель», деревце Нового года.
Давайте вспомним пословицы о ели:
- Если хлеба край, так и под елью рай;
- Ель не сосна, шумит неспроста;
- За море – по еловы шишки.
Скороговорка:
- Ель на ежика похожа - Еж в иголках, елка тоже
Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер). (Здорово. Молодцы)
- Дети, как вы думаете, есть ли у деревьев друзья? Кто они? (Конечно, самый внимательный)
- А вы хотели бы подружиться с деревьями? Знаете, как это сделать? (Размышления детей) Сейчас я вам покажу. Я хочу подружиться с вот этой берёзой. Я поглажу её кору, прижмусь к ней щекой, обниму. (Дети выбирают себе дерево)
В народе говорят: если обнять дерево, оно подарит силу и здоровье.
Игра «названное дерево найди»
Цель: закрепить названия деревьев, умение находить их.
Ход игры: Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, например: «Раз, два, три – к берёзе беги!»
Дети должны найти дерево и быстро бежать к любой берёзке, растущей на участке, где проводится игра. (Молодцы, ни разу не ошиблись)
- Лучшим подарком для ели и её подружек будет наша забота и внимание. Как мы можем помочь деревьям зимой? (попал в точку! Какая память, сколько заботы)
Трудовая деятельность: «Сгребание снега к деревьям».
Цель: воспитывать гуманное отношение к деревьям. (Умницы, дружно работали).
В народе есть такая пословица: «Сломать дерево - секунда, а вырастить – годы».
Как вы понимаете эту пословицу?
- Дети, какие вы все молодцы, помогли деревьям.
А теперь я предлагаю вам отправиться на спортивную площадку и поиграть.