Зоя Виталиевна Разумная
Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осенние наблюдения за березой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года, воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
Задачи:
Образовательные:уточнить и обобщить знания о строении лиственных деревьев на примере березы, формировать представление детей об особенностях жизни деревьев осенью, уточнить представление детей о значении деревьев в жизни человека: оздоровительном, эстетическом и хозяйственном.
Публикация «Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний „Осенние наблюдения за березой“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Развивающие: развивать умение различать березу, сравнивать, анализировать, развивать познавательную активность.
Воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать желание относиться к растениям бережно, ухаживать за ними.
Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций, заучивание загадок, пословиц, стихов о берёзе, разучивание песенки «Во поле березонька стояла»
Ход наблюдения:
Воспитатель: ребята, мы сегодня на прогулке поговорим об очень красивом дереве. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, с каким же деревом мы будем знакомиться.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (березы)
Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются, а на веточках сережки. (берёза)
Воспитатель с детьми идет в гости березкам.
Воспитатель: как называется это дерево?
Посмотрите, какая она красивая, нарядная.
Воспитатель: береза - основной житель российских лесов, распространена по всей территории Российской Федерации. Испокон веков ее использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, сережки, листья, березовый сок- все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, считается, что березка благотворно действует на энергетику человека, который находится рядом с ней.
Воспитатель: у березы, как и у всех деревьев, есть ветки, ствол, листья и корень.
Воспитатель: потрогайте ствол березы. Какой он? (шелковистый, гладкий)
Воспитатель: дети, какой ствол по цвету? (черно-белый)
Воспитатель: ребята, только у березы ствол белого цвета. У всех остальных деревьев стол темный. Через черные полоски, которые находятся на столе, береза вдыхает грязный воздух, а выдыхает чистый, и этим чистым воздухом мы с вами дышим. (рассказывая, показывает на ствол, на черные полоски).
Пальчиковая игра «Берёзка»
В поле берёзонька стоит. (дети поднимают руки над головой)
Ветер ветки шевелит. (покачивают руками)
Весной набухли почки. (сжимают пальцы в кулаки)
Раскрылись все листочки. (разжимают кулаки, шевелят пальцами)
Чтоб берёзки подрастали. (опускают руки, разводят пальцы в стороны)
Чтоб они не засыхали, корни дереву нужны.
Почему они важны? (ответы детей)
Воспитатель: Прикоснитесь к веточкам.
Воспитатель: какие веточки у березы - толстые или тонкие? Какого цвета?
Воспитатель: посмотрите, какие листочки у нашей березки.
С какой геометрической фигурой можно сравнить лист березы? (треугольником).
Какие изменения произошли с березой осенью?
Почему листья желтеют и падают с дерева? Их много или мало?
Где лежат листья?
Кто срывает листочки?
Покажите, как будет дуть ветер?
Посмотрите, как листочки колышутся на веточке.
Воспитатель: осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу.
Воспитатель: листочки у березки маленькие, зелененькие и желтенькие с острым носиком. Давайте попробуем подуть на них.
Воспитатель: посмотрите на землю, сколько листочков уже облетело.
Когда наступят холода и будут дуть сильные ветра, листочки все станут желтого цвета. Они отцепятся от веточек, будут кружиться в воздухе, словно золотые монетки, и падать на тёмную сырую землю.
Воспитатель: покажите, как будут кружиться листочки? (дети кружатся, изображая листочки).
Воспитатель: какую пользу приносят листья природе? (корм для насекомых, удобрение для земли, украшение дерева, животные используют как укрывной материал зимой, когда холодно).
Воспитатель: как называется явление, когда листочки, словно монетки золотые разносит ветер? (листопад).
Воспитатель: ребята, посмотрите на дерево и скажите на какие части можно разделить дерево, и какую функцию они выполняют?
(корни удерживают дерево от падения, из почвы забирают влагу и питательные вещества, по стволу двигаются питательные вещества, на ветках растут листья, они дышат и выделяют кислород, необходимый нам для дыхания, листья служат украшением дерева.
Воспитатель: берёзы украшают наши города и села. Это красивое дерево. Про берёзу написано много стихотворений, вот одно из них.
Белоствольная берёза -
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади. Автор: Агеева И.
Воспитатель: берёза символ нашей Родины. Это символ красоты нашей родной природы.
Ребята, а вы пробовали берёзовый сок? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, дети, березовый сок очень вкусный и полезный, но собирать его надо правильно, чтобы не погубить дерево. Березовый сок используется как лекарство при различных болезнях, как витаминное средство. Птицы и животные тоже любят берёзовый сок. Птицы устраивают гнёзда на берёзах. В берёзовых рощах растут грибы. Они так и называются – подберёзовики.
Кору берёзы называют береста. Береста - материал прочный: не промокает, не гниёт, поэтому изготавливают из неё различные изделия.
Люди пользуются изделиями из бересты и древесины березы, делают мебель, игрушки, украшения и многое другое.
Воспитатель предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать:«Красавица- березонька, расти, радуй добрых людей».
Почитать детям стихи об осени, берёзе:
Лишь осень золотая
Лист опалит огнем -
Березка облетает,
Тоскует под дождём. А. Пушкин
Рефлексия.
Какие отличительные признаки березы вы можете назвать? (белый, толстый ствол, белая кора с черными точками, листья имеют форму треугольника, красивые ветки, словно косички у девушки)
Как называется явление природы, когда желтые листочки падают с деревьев?
Какие красивые слова можно сказать о берёзе?
Какую пользу приносит людям береза?
Подвижная игра «Найди пару листику»
Цель: учить детей осторожно двигаться по сигналу, соблюдать правила игры, находить себе пару листика по форме и цвету, развивать двигательную активность детей, закрепить названия деревьев.
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий.
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет! (Е. Липатова).
Подвижная игра «Сделай фигуру».
Цель: учить действовать по сигналу, развивать воображение.
Ходьба в колонне по одному (или врассыпную) по сигналу воспитателя:
На слова воспитателя: «Стоп» - дети останавливаются и выполняют какую-либо «фигуру».
Отмечаются «фигуры», выполненные четко, быстро и интересно.
Трудовая деятельность.
Уборка территории участка
Цель: воспитание трудолюбия.
Индивидуальная работа.
Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.
Цель: развитие внимания, совершенствование координации движений.
Благодарю всех, кто заглянул на мою страничку!