Вера Рудская
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект доминантного интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Под фоновую музыку дети с музыкальным руководителем входят в зал, встают перед гостями полукругом.
Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе „Путешествие в страну музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Подготовительная группа
- Темочки
М. Р. Здравствуйте, ребята! сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте, мы с вами поздороваемся с ними песенкой.
Дети. Здравствуйте, здравствуйте, мы вас ждем!
Гости. Промочило нас дождем
Дети. Ожидали мы гостей
Гости. Мы промокли до костей
Дети. Где ваш зонтик?
Гости. Потеряли
Дети. Где галоши?
Гости. Кот унес
Дети. Где перчатки?
Гости. Скушал пес
Дети. Это, гости, не беда!
Заходите в ворота.
Поднимайтесь на порог,
К нам на яблочный пирог.
М. Р. Ребята, давайте встанем с вами в круг. Я очень рада вас видеть сегодня рядом, слышать от вас добрые слова, чувствовать тепло вашего сердца. Я хочу с вами сегодня побывать в необычной стране, а чтобы туда попасть, необходимо выполнить одно задание. Давайте пропоем имя соседа ласково и простучим палочками, которые будем передавать по кругу, этот ритм.
Ритмическая игра «Простучи ритм и пропой имя ласково»
М. Р. Молодцы! Сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. Вы хотите отправиться в путешествие по волшебной стране музыкальных инструментов?
Дети: Да!
М. Р. Но прежде чем туда попасть, закройте глазки и скажите волшебные слова: «Время, время поверни в страну музыки нас унеси!»
Дети повторяют.
М. Р. Вот мы и попали с вами в удивительную Страну Музыкальных инструментов! Ой, ребята! Посмотрите на эти домики. Здесь живут музыкальные инструменты, каждый в своем домике. Но посмотрите, домики пусты, куда же они все исчезли? Странно… кто же сможет ответить на этот вопрос?. Ребята, а давайте спросим у Феи Музыки! Мы споем веселую песенку, она услышит и придет к нам на помощь!
Песня «Веселые нотки»
Дети садятся.
В зал входит Фея Музыки.
Фея Музыки. Здравствуйте, ребята, как я рада, что вы оказались в моей замечательной стране. А теперь рассказывайте, что же у вас случилось, зачем вы меня позвали?
М. Р. Фея Музыки, скажи нам, куда делись все музыкальные инструменты, почему домики пусты?
Фея Музыки. А музыкальные инструменты решили с вами поиграть и спрятались! В моей Музыкальной стране очень много различных музыкальных инструментов!
М. Р. Ребята, давайте назовем Фее Музыки, какие вы знаете музыкальные инструменты. (перечисляем).
Фея хвалит детей.
М. Р. Музыкальные инструменты все такие разные, но все же, их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?
Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам : ударные, духовые, струнные, клавишные.
Фея Музыки. Молодцы, ребята, правильно! Показывает на домик духовых. В этот домик музыкальные инструменты какой группы нужно поселить? (духовые, и т. д. 4 домика). Ребята, а музыкальные инструменты спрятались от вас вот в этой красивой музыкальной шкатулке (показывает, но чтобы ее открыть, нужно сыграть на металлофоне и пропеть песенку, а поможет нам (имя ребенка….
Фея сначала проговаривает слова со всеми детьми.
«Ты, шкатулка, открывайся,
Открывайся поскорей
Музыкальные сюрпризы
Подари для всех гостей».
звучит музыка, шкатулка открывается
Фея Музыки. Ох, ребята! В моей музыкальной шкатулке были приготовлены карточки с изображением музыкальных инструментов. Они были сложены все по порядку, каждый в своей группе. Но почему-то они потеряли свои домики и нам нужно помочь им вернуться. Поможете?
Фея выкладывает карточки на поднос.
Дети. Да!
Музыкальный руководитель демонстрирует детям домики.
На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело и уютно в нем.
У собаки конура, у лисички – нора,
У совы – дупло, у малиновки – гнездо.
Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.
Фея Музыки. Да, и домики все разные. В этом домике живет семья каких инструментов? (струнные, и т. д., остальные три домика)
М. Р. Ребята, а как вы думаете, инструменты какой группы появились на земле самыми первыми?
Предположения детей.
Фея Музыки. Да, первыми появились на Земле ударные музыкальные инструменты, и они являются самыми простыми и незатейливыми. И шумовые музыкальные инструменты тоже входят в группу ударных инструментов. А расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».
ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ОТГАДАЙ-КА»
Музыкальный руководитель загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.
Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно….(Барабан)
Ребенок, отгадавший загадку, играет на отгаданном музыкальном инструменте и прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.
Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.
Фея Музыки. Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи ими хлебать,
А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)
Ребенок, отгадавший загадку, играет на отгаданном музыкальном инструменте и прикрепляет картинку с его изображением в ячейку таблицы-домика.
М. Р. Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос мой,
Деревянный, озорной. (Трещотка)
Ребенок, отгадавший загадку, играет на отгаданном музыкальном инструменте и прикрепляет картинку с его изображением в ячейку таблицы-домика.
Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.
Фея Музыки. Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, гремит.
Ему совсем не больно. (Бубен)
Ребенок, отгадавший загадку, играет на отгаданном музыкальном инструменте и прикрепляет картинку с его изображением в ячейку таблицы-домика.
Посмотрите, ребята, вы помогли музыкальным инструментам заселиться в первый домик. Как называется семья этих музыкальных инструментов?
Дети. Ударные.
М. Р. Ребята, наши музыкальные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Мы можем при их помощи озвучить сказку. А я вам открою секрет, что звуки можно извлечь не только из музыкальных инструментов, а еще, например, из бумаги (показывает). Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям и нашей прекрасной Фее Музыки одну сказочную историю.
Фея Музыки. Я с удовольствием посмотрю и послушаю!
Дети при помощи музыкальных инструментов озвучивают сказочную историю.
МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО КОРОБКЕ)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(ГОФРИРОВАННАЯ БУМАГА)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РАСЧЕСКЕ)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ)
Дети садятся.
Фея Музыки. Какую интересную сказку вы рассказали вместе с музыкальными инструментами.
М. Р. Ребята, посмотрите на следующий домик, какие музыкальные инструменты жили в этом домике?
Дети. Духовые.
Давайте, поможем вернуться духовым инструментам в свой домик. А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?
Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях : флейта, труба, саксофон, дудочка, губная гармошка, свирель.
Фея Музыки. Духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, что звучит?». Сейчас прозвучит музыка, вы должны угадать, какой духовой инструмент звучит, найти его картинку и прикрепить на домик.
ИГРА «ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ?»
Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.
Звучат: флейта, труба, саксофон, губная гармошка.
Фея Музыки. Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. С вашей помощью уже и второй домик заселился. А инструменты какой группы живут в этом домике?
Дети. Духовые.
М. Р. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.
Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.
Ребята, а какие инструменты исполняли это произведение – ударные или духовые?
Ответ детей. Струнные!
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив.
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье – скрипка!
Фея Музыки. Пришла пора, ребята, помочь заселить третий домик. А какие инструменты будем заселять в него?
Дети. Струнные.
М. Р. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.
Слайд 1
М. Р. У каждой скрипки, есть смычок.
Он верный, преданный дружок.
Когда скрипач смычок ведёт
И плачет скрипка, и поёт.
Ребенок прикрепляет картинку в домик.
Слайд 2
Фея Музыки. «Арфа – волшебный инструмент» -
Сказал задумчивый поэт.
Лишь только струн коснутся руки –
И нежные польются звуки.
Ребенок прикрепляет картинку в домик.
Слайд 3
М. Р. Гитары звуки у костра.
В них столько света и добра.
Как самый сокровенный друг,
Её напевный, нежный звук.
Ребенок прикрепляет картинку в домик.
Слайд 4
Фея Музыки. Звонче балалайки
В целом мире нет.
Она исконно русский
Народный инструмент.
Пели под неё, плясали
И грустили, и вздыхали.
В праздники под ахи, охи
Потешались скоморохи.
Ребенок прикрепляет картинку в домик.
М. Р. Молодцы ребята, третий домик заселили. Инструменты какой группы заселились в нем?
Дети. Струнные.
М. Р. Молодцы! Я предлагаю сейчас потанцевать с нашими красивыми ложками. Вот вам карточки – подсказки для танцевальных движений (повторяет движения с детьми, они будут висеть на доске. Можете посматривать и выполнять веселые движения с ложками в парах. Мальчики, приглашайте девочек!
Танцевальная импровизация с ложками.
Фея Музыки. Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?
Дети отвечают: Клавишные инструменты.
М. Р. ребята, скажите, на каком инструменте я играю вам песенки, разные произведения?
Дети. Пианино.
М. Р. Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.
Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.
Фея Музыки. Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?
Ответы детей: Рояль, баян, орган.
Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в домике.
М. Р. ребята, все домики заселены! Ура! Давайте, назовем их.
Ответ детей.
Фея Музыки. Замечательно, все музыкальные инструменты на своих местах! Вы мне очень помогли, без вас я бы не справилась!
М. Р. А сейчас приглашаю вас стать настоящими музыкантами и выйти на большую сцену. А ты, Фея Музыки, полюбуйся нашими музыкантами!
(Дети выходят на середину зала с инструментами)
М. Р. Выступление ансамбля вы послушайте сейчас,
музыканты – постараются для Вас!
Громко, сильно не стучите, инструменты берегите!
Музыку слушайте внимательно!
В ритм попадайте обязательно!
Оркестр «Вальс «Шутка» В. А. Моцарт».
Фея Музыки. Молодцы, ребята, вы настоящие артисты и музыканты! Мне очень понравилось быть вместе с вами! За то, что вы теперь стали настоящими знатоками музыкальных инструментов, я вам вручаю медали.
Фея Музыки вручает медали.
А вам пора возвращаться в детский сад, для этого нужно сказать волшебные слова!
«Время, время поверни в детский садик нас верни!»
Звучит музыка, дети повторяют слова, Фея прощается и уходит.
М. Р. Дети, что нового и интересного узнали во время нашего путешествия?
Ребята, вы ответили на все мои вопросы, запомнили названия каждого инструмента, хорошо играли на инструментах, молодцы! Как можно назвать наше путешествие? (путешествие в мир музыкальных инструментов). Я надеюсь, что путешествие в мир музыкальных инструментов вам понравилось, и вы обязательно продолжите его на следующих занятиях.
Музыкальный руководитель прощается с детьми, дети выходят из зала.