Ольга Вахрушева
Конспект занятия «Путешествие в мастерскую по изготовлению музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Путешествие в мастерскую по изготовлению музыкальных инструментов»
Автор: Музыкальный руководитель МБДОУ №248 г. Ижевска Вахрушева Ольга Александровна
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в мастерскую по изготовлению музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Цель: Используя ИКТ технологии и оборудование, познакомить детей с процессом изготовления музыкальных инструментов симфонического и народного оркестра.
Задачи:
Обучающие:
1. Дать детям представление об этапах изготовления музыкальных инструментов. Сформировать понятие об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры. Систематизировать и закрепить знания детей об инструментах разных групп.
2. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них
3. Активизировать вокальные и певческие навыки у дошкольников, умение передавать в пении характер песни, умение играть на музыкальных инструментах
Развивающие:
1. Развивать внимание, мышление, творческие способности.
2. Развивать чувство ритма, музыкальную память
Воспитательные:
1. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса.
2. Воспитывать любознательность, самостоятельность, активность при выполнении заданий.
Ресурсы: мультимедийная доска, проектор, музыкальные инструменты, шумовые музыкальные инструменты, изготовленные из бросового материла.
Ход занятия:
Дети заходят в зал. На столе разложены музыкальные инструменты, изготовленные и бросового материала совместно с родителями, детьми и педагогами.
В: Ребята, вы пришли сегодня на музыкальное занятие, оно сегодня будет необычным. Я для вас приготовила музыкальные инструменты, которые вы вместе с вашими родителями создали из различных материалов. (посмотрите на экран, и еще раз вспомним, как замечательно мы провели время, создавая инструменты для шумового оркестра-фото мастер-класса).
Давайте поприветствуем наших гостей звонким музыкальным оркестром (играет оркестр из музыкальных инструментов, изготовленных из различных материалов)
В: Ребята, вы сейчас были в роли настоящих музыкантов. Играли на музыкальных инструментах, изготовленных собственными руками. Вы такие молодцы, научились музыкальные инструменты изготавливать. Но это не настоящие музыкальные инструменты. А как бы мы с вами замечательно сыграли, если бы у нас с вами были настоящие инструменты. Может мы сделаем настоящую скрипку, пианино, флейту. Вы же научились, у вас есть опыт в их изготовления. (дети отвечают). Наверное нет. А почему мы не можем их смастерить. Почему мы еще не умеем (потому что их могут сделать только настоящие мастера) Вы правильно сказали, это могут сделать только настоящие мастера.
В: А кто такие мастера. (Мастер-это человек, который специально обучен какому-то ремеслу, профессии. Он должен не только хорошо знать свое дело, но и любить его, вкладывая свою душу и сердце в свое изделие) Так как музыкальные инструменты изготавливают специально обученные мастера, в специальных условиях, на фабриках или мастерских. Вот бы хоть одним глазком взглянуть и посмотреть, как же все- таки их мастерят. А вам интересно?
В: И мне. Давайте отправимся с вами на виртуальную экскурсию в мастерские по изготовлению музыкальных инструментов и посмотрим на работу настоящих мастеров.
(приглашает детей занять места у экрана)
В: Вы готовы. Тогда отправляемся на экскурсию. Да я еще хочу вас попросить, чтобы всё, что увидели, хорошо запомнили, здесь же не все наши ребята из группы присутствуют, а мы им после все расскажем. Договорились.
В: Отправляется в мастерскую по изготовлению скрипки. (начинается видео или презентация).
В: Ребята, вы в мастерской по изготовлению. (Видеопрезентация)
Ребята, вы запомнили, как изготавливается скрипка на фабрике. Давайте проверим, какие вы внимательные. Предлагаю вам сыграть в игру «По следам путешествий на фабрику по изготовлению скрипки»
Задание на интерактивную игру:
-Какая порода дерева используется для изготовления скрипки : картинки: Ель, клен ( лишние картинки: береза, дуб)
-Из чего изготавливают струны скрипки : конский волос ( лишние: нитки, веревка)
-Какие материалы используются для покрытия скрипки: клей, лак, масло ( лишние картинки: масло подсолнечное, краска)
-На каком оборудовании выполняются детали скрипки: столярный стол ( лишние картинки: компьютер, сварка-труба, холодильное оборудование)
-С помощью каких инструментов изготавливают скрипку : лобзик, маленький рубанок, стамеска ( лишние картинки: топор, молоток, пила, рубанок большой)
-Постройте цепочку поэтапного изготовления скрипки :
Игра интерактивная «Этапы изготовления скрипки» В этой игре нам нужно вспомнить процесс изготовления музыкального инструмента-скрипки. Схема, которую вы видите (схема-процесс поэтапного изготовления инструмента) поможет нам воспроизвести этот процесс. Скрипка-из чего (материал)- на чем (оборудование)-чем (инструменты)-что получилось.
Дети воссоздают по картинкам этапы (выстраивая цепочку из картинок).
В: После демонстрации воспитатель спрашивает детей: Вы обратили внимание, с каким трепетом и мастерством мастер изготавливает скрипку. Он несет ответственность за свое изделие, потому что каждая скрипка неповторима. И в руках скрипачей- исполнителей каждая скрипка звучит по-разному. Посмотрите, на прославленных скрипачей Юрия Башмета, Владимира Спивакова, которые виртуозно владеют инструментом и всегда ценят работу мастера. (слайд)
В: Ребята, а вы хотите услышать, как звучит скрипка, и немного подвигаться под эту прекрасную мелодию. Игра «Повтори за мной»
В: Молодцы. Внимательно слушали рассказ мастера. А теперь отправляемся дальше на фабрику по изготовлению пианино. (идет видеопрезентация)
В: Вы заметили, что пианино изготавливают на фабрике, где задействовано большое количество мастеров. И каждый выполняет свою работу. А скажите мне, если, кто-то из мастеров не качественно выполнит свою работу, получится ли пианино таким надежным, красивым и качественным. (правильно, нужно чтобы каждый рабочий выполнял хорошо свою работу для того, чтобы получился нужный результат)
В: После демонстрации воспитатель спрашивает детей: Ребята, вы запомнили, как изготавливается пианино на фабрике. Давайте проверим, какие вы внимательные.
Интерактивная игра «Из каких частей состоит пианино»
(собирается картинка по частям)
1. Корпус пианино
2. Дека пианино Колки
3. Струны
4. Механизм клавиша и молоточки
5. Крышка, педали
6. Пианино
В: Скажите как вы думаете, для чего людям нужны музыкальные инструменты (для того, чтобы с помощью них исполнять музыкальные произведения, которые пробуждают желание их слушать, петь под них и танцевать.
(Звучат аккороды песни). Песня «Рассветное солнце меня разбудило»
В: Вы узнали эту песню, хотите исполнить ее для гостей.
В: Замечательная песня у нас прозвучала. А какое настроение вам подарила эта песня? (спросить гостей, какое настроение вам подарила песня в исполнении детей).
В: Я приглашаю продолжить наше путешествие, и следующая виртуальная экскурсия отправит нас на фабрику по изготовлению духовых инструментов. Мы познакомимся с изготовлением продольной флейты. (идет видеопрезентация)
В: После демонстрации воспитатель спрашивает детей: Ребята, вы запомнили, как изготавливаются духовые инструменты на фабрике. Давайте проверим.
Интерактивная игра:
-Какой металл используется для изготовления скрипки : серебро, золото, платина, медь (материал, медь) (лишние –железо, стекло)
-Какие материалы используются для покрытия флейты: клей, лак, масло, краска
-На каком оборудовании выполняются детали флейты: токарный станок, форма для литья клапанов (лишнее- компьютер, холодильное оборудование)
-С помощью каких инструментов изготавливают флейту : сверло, лобзик, стамеска, прибор для пайки (лишние-молоток, пила, отвертка)
В: Вы хотите послушать, как звучит этот инструмент. Приглашаю вас поиграть в игру «Прохлопай ритм» А сопровождать нас в этом будет звучание флейты.
Игра «Прохлопай ритм»(на доске появляется человечек,который показывает движения,созданный в программе «Pivot»)
В: Мы наверно с вами могли бы так долго путешествовать, но у нас так мало времени. Но мы с вами обязательно продолжим это увлекательное виртуальное путешествие и познакомимся с тем, как же изготавливаются другие музыкальные инструменты.
В: А еще, я вам приготовила сюрприз. Мы с вами видели музыкальные инструменты на картинке и в фильме. Но вам, наверное, хочется увидеть эти инструменты, прикоснуться к ним, услышать живое их звучание, послушать как они звучат вместе в оркестре. (предлагает детям подойти за ширму, где расположены настоящие музыкальные инструменты).
В: Пока мы с вами не умеем играть на настоящих музыкальных инструментах, послушать как они звучат помогут вам юные артисты (они сегодня у нас в гостях). Исполнение произведений.
В: Ребята, помните, нашу встречу мы начали разговор о том, кто такие мастера. И сегодня, побывав на экскурсии в мастерских, мы убедились, что изготовление настоящих музыкальных инструментов- это очень ответственный, сложный, требующий много знаний, умений труд. И самое главное-это любить то дело, которым ты занимаешься, отдавать частичку своего сердца. Ребята, не каждый из вас в будущем станет мастером по изготовлению музыкальных инструментов. Но я хочу пожелать вам найти в жизни то дело, ту профессию, которую вы будете любить и быть настоящими мастерами в своем деле.
В: Вам понравилось путешествие. Было интересно. Вы готовы поделиться своими впечатлениями с ребятами из группы. А что вы им расскажите. Что вас больше всего впечатлило. Что запомнилось, о чем вы захотите им рассказать. Давайте вернемся в группу и все им расскажем. Дети уходят.