Калинина Александра Альбертовна
Конспект ООД в старшей группе по ФЭМП «Помогаем Фиксикам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка» п. Пионерский»
Конспект организованной деятельности
Тема: «Помогаем Фиксикам»
Образовательная область «Познавательное развитие»
(Формирование элементарных математических представлений)
№ 6 «Звёздочки» (возраст детей 5-6 лет)
Подготовила: Калинина Александра Альбертовна, воспитатель.
2023г.
Публикация «Конспект ООД в старшей группе по ФЭМП „Помогаем Фиксикам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Тема «Помогаем Фиксикам»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Способствовать узнаванию в окружающих предметах геометрические фигуры, способствовать закреплению представления детей о геометрических фигурах.
- Совершенствовать умение считать до 10 (прямой и обратный счет). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).называть соседние числа.
- Совершенствовать умения ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа; двигаться в заданном направлении, меняя его в соответствии с указателями направления движения.
- Совершенствовать умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: Что было раньше? Что позже? определять: Какой день сегодня? Какой вчера? Какой будет завтра?
- Закреплять названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Развивающие задачи:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать воображение, смекалку, зрительную память;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к математическим знаниям;
- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
Оборудование: магнитная доска, ноутбук, телевизор.
Демонстрационный материал: конверты розового и голубого цвета с изображениями Симки и Нолика, предметные картинки: «На какую фигуру похож предмет», карточки с цифрами, геометрические фигуры круг и прямоугольник, картинки для игры «Левее – правее» (задание по А. Заку, мешочек, шахматные фигуры.
Раздаточный материал: карточки с цифрами, сигнальные карты,
Музыкальное сопровождение: «Помогатор», музыка из м/ф «Фиксики».
Методические приемы:
- Игровой (сюрпризный момент);
- словесный (чтение письма, вопросы, беседа, логические задачи);
- наглядный (демонстрационный материал)
- анализ занятия, поощрение.
Ход НОД:
Дети заходят в группу и встают в круг.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки девчонки и мальчишки!
Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки.
Воспитатель: Ребята, когда я зашла утром в группу, то что-то увидела. Вы ничего необычного не замечаете? (Письмо) От кого оно? Я не знаю ребята. Я ждала, когда вы все придете, и мы все вместе его прочитаем. А здесь не просто письмо, а загадка (Читают письмо) :
«Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом…» (Фиксики.)
На экране телевизора появляется изображение Симки и Нолика.
Воспитатель:
- Да, действительно нам пишут Симка и Нолик «Здравствуйте дорогие ребята группы «Звёздочки». Папус сказал, что мы не сможем чинить приборы, если не будем заниматься математикой, и задал нам задачки. Но есть у нас и такие задания, с которыми мы не можем справиться. Дим Димыч уехал с родителями к бабушке в гости, и помочь нам некому, поэтому мы обращаемся за помощью к вам»
- Что будем делать ребята?
Дети: Поможем Фиксикам
Воспитатель достаё т из письма конверты с заданиями: три розовых конверта (задания от Симки) и два голубых (задания от Нолика)
Воспитатель: - У каждого из них есть задания. Кому мы сначала поможем : Симке или Нолику?
Дети говорят, что надо помочь Симке, т. к. она девочка, а девочкам надо уступать.
1 конверт
Воспитатель: Симка рассыпала все гайки, так необходимые им в ремонте. У вас на столах лежат гайки с номерами. Вам необходимо поделиться на пары и разложить гайки по порядку от 1 до 10. Но нам нужно выбрать одного ребёнка, который будет работать у доски. Как мы это можем сделать?
Дети: Считалочкой.
Выбирают считалочкой одного ребёнка, остальные парами проходят за столы.
Воспитатель: Ребята проходите за столы, доставайте из конвертов гайки и приступайте к работе. Поднимите зеленую сигнальную карту, если у вас так же. Поднимите красную сигнальную карту, если не так. Давайте все вместе посчитаем. (Прямой и обратный счет)
Воспитатель: Юля покажи самое наибольшее число
Дети:10
Воспитатель: Маша самое наименьшее число
Дети: 1
Воспитатель: Егор назови соседей числа 9?
Дети: 8, 10
Воспитатель: Диана назови число на один больше чем 4?
Дети: 5
И т. д.
Воспитатель: Ребята Симка предлагает вам сделать гимнастику для глаз
Гимнастика для глаз:
Смотрит Нолик вправо-влево, Резко перемещают взгляд вправо и влево
Смотрит Нолик вверх и вниз. Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Что увидел хитрый Нолик?
Ну, куда мы забрались? Мягко проводят указательными пальцами по векам.
Конверт 2
Воспитатель: Ребята, Симка приготовила вам задание на доске. Посмотрите, пожалуйста, на картинки. Что на них изображено? Я буду читать вопросы, а вы на них отвечать. Будьте внимательны, не торопитесь, подумайте, прежде чем ответить. (задания по А. Заку)
Воспитатель: Молодцы вы отлично справились и с этим заданием.
А сейчас Симка приглашает нас отдохнуть и немного потанцевать.
Физкультминутка (музыка «Помогатор»)
Воспитатель: Ну что, отдохнули? А теперь присаживайтесь на стульчики
Дети присаживаются на стульчики.
Конверт 3
Ребята, Симка интересуется, на какую геометрическую фигуру похоже солнышко?
Дети: круг
Воспитатель: Посмотрите ребята, что это у нас на мольбертах (круг, квадрат, а на столах картинки с различными предметами, вам нужно выбрать предметы, похожие по форме на эти геометрические фигуры. Но для этого нам нужно поделиться на две команды, по эмблемам, которые у вас на одежде.
Дети выполняют задание, а затем меняются и проверяют друг у друга точность выполнения.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились со всеми заданиями Симки, ну а теперь давайте поможем Нолику.
Конверт 4
Воспитатель: Нолик построил «машину времени», а нас просит выполнить некоторые настройки. (игра с мячом)
Воспитатель: Сколько месяцев в году? (Диана)
Дети: Двенадцать
Воспитатель: Какое сейчас время года? (Коля)
Дети: Весна
Воспитатель: Сколько весенних месяцев вы знаете? (Маша)
Дети: Три
Воспитатель: Назовите три весенних месяца. (Егор)
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель: Какой месяц? (Саша)
Дети: Май
Воспитатель: Какая сейчас часть суток?
Дети: Вечер
Воспитатель: Когда мы ложимся спать?
Дети: Днём и ночью
Воспитатель: Сколько вы знаете дней недели? (Юля)
Дети: 7
Воспитатель: Какой сегодня день недели?
Дети: среда
Воспитатель: Какой был вчера?
Дети: вторник
Воспитатель: Какой будет завтра?
Дети: четверг
Воспитатель: Назовите выходные дни.
Дети: суббота и воскресенье
Воспитатель: Сколько их?
Дети: 2
Воспитатель: Молодцы ребята, справились и с этими заданиями.
Открываем последний конверт и здесь Нолик просит помочь ему вспомнить названия шахматных фигур. Игра «Волшебный мешочек»
Конверт 5
Дети по очереди достают из мешочка шахматные фигуры и говорят, как они называются и какого они цвета.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились и с этим заданием.
Нолик и Симка очень любят сюрпризы, и напоследок они вам приготовили сюрприз. Чтобы его найти нужно: встать спиной к телевизору, сделать вперед 2 шага, затем повернуть направо и сделать вперед 1 шаг, затем повернуть еще раз направо и сделать вперед 5 шагов. Сюрприз вверху. Вот мы и нашли сюрприз. Наше путешествие подошло к концу, но прежде чем открыть сюрприз, скажите мне пожалуйста:
-Сложные задания для вас приготовили Симка и Нолик?
Рефлексия.
Давайте для них тоже сделаем сюрприз, отправим чемоданчик с инструментами и болтиками, которые пригодятся им для работы. Посмотрите ребята, на тарелочках лежат болтики разного цвета. Если для вас задания оказались лёгкими и вы с ними справились с лёгкостью, то положите в чемоданчик зелёныйболтик, если задания вызвали у вас небольшие затруднения, но вы с ними справились, то положите жёлтый, ну а если задания для вас были сложными, то положитеболтик красного цвета.
Воспитатель: А теперь сюрприз. Фиксики приготовили для вас раскраски!
Воспитатель: Ну что ж все задания мы выполнили, спасибо вам большое, за то, что помогли Симке и Нолику. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Самоанализ мероприятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Помогаем Фиксикам»
в старшей группе комбинированной направленности № 6 "Звёздочки"
Конспект мероприятия на тему «Помогаем Фиксикам» разработан самостоятельно с использованием методической литературы: рабочей программы старшей группы комбинированной направленности (5-6 лет); интернет – ресурсов.
При подготовке к занятию была изучена методическая литература, составлен конспект, проведена предварительная работа с детьми и родителями.
Мероприятие «Помогаем Фиксикам» - закрепляющее, т. к. направлено на закрепление пройденного материала.
Организация целостности мероприятия выдержана благодаря единому сюжету. На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в мероприятии.
Содержание занятия соответствует программным задачам старшей группы и способствует формированию следующих знаний, умений и навыков - умение отвечать на вопросы педагога, логически мыслить, анализировать, делать выводы. Вопросы и инструкции были просты и понятны для детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
При решении образовательных задач:
1. Способствовать узнаванию в окружающих предметах геометрические фигуры, способствовать закреплению представления детей о геометрических фигурах - использовала игровые приёмы «Вопрос - ответ», дидактическая игра «На какую фигуру похож предмет»
2. Совершенствовать умение считать до 10 (прямой и обратный счет). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).называть соседние числа - использовала игровые приёмы «Вопрос - ответ», дидактическая упражнение «Гайки перепутались»
3. Совершенствовать умения ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа; двигаться в заданном направлении, меняя его в соответствии с указателями направления движения - использовала игровой приём «Поиск сюрприза от Фиксиков»
4. Совершенствовать умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: Что было раньше? Что позже? определять: Какой день сегодня? Какой вчера? Какой будет завтра? –
использовала игровой приём «Вопросы от Нолика» - «Мозговой штурм»
5. Закреплять названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король - использовала игровой приём «Волшебный мешочек»
При решении развивающей задачи: развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы - использовала игровой приём «На какую фигуру похож предмет», «Волшебный мешочек», «Поиск сюрприза», беседа.
При решении воспитательной задачи: воспитывать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми использовала игры «На какую фигуру похож предмет», «Волшебный мешочек», «Гайки перепутались», беседа.
С целью поддержания интереса детей, присутствует сюрпризный момент-письмо от Фиксиков.
С целью формирования положительного отношения детей к обучению и созданию благоприятной психологической атмосферы на занятии использовала такие коммуникативные средства: похвалу.
Деятельность детей. При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей, а также уровень их развития. Материал подобран на доступном для детей уровне. Дети являлись участниками игровых моментов (выбирали нужную картинку, собирали числовой ряд и называли предметы соответствующие геометрическим фигурам). Форма организации детей групповая игра с мячом «Вопрос - ответ», в малых подгруппах «На какую фигуру похож предмет», в парах «Гайки перепутались» осуществлялся взаимоконтроль в игре «На какую фигуру похож предмет», взаимопомощь в игре «Волшебный мешочек» и «Гайки перепутались»
При проведении мероприятия дети были заинтересованы, активны на протяжении всего занятия.
По отношению друг к другу проявляли доброжелательность, у детей развиты навыки гендерного воспитания (мальчики всегда уступают девочкам, дети с удовольствием вступали в совместную с педагогом деятельность.
Деятельность педагога. Стремилась на протяжении всего занятия создать психологический комфорт для каждого ребёнка с помощью педагогического такта, демократического стиля общения: общение на уровне детей, уважительное отношение к личности ребёнка. Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка: дифференцированный подход – Маша, Серёжа и Виталина (облегчённое задание, вопросы были подобраны различной сложности; держала постоянно в поле зрения Амира ввиду психофизиологических особенностей. У малоактивных детей Даши, Полины создала ситуацию успеха при помощи похвалы.
Контроль, за деятельностью детей осуществлялся с помощью устного фронтального опроса, посредством напоминания, указания, повторения.
Речь педагога методически – грамотная, эмоционально окрашенная, умеренная, пояснения давала спокойно.
Анализируя мероприятие можно отметить, что все образовательные, развивающие и воспитательные задачи выполнены в полном объёме. Материал детьми усвоен.
С целью охраны здоровья и поддержания интереса детей были сохранены санитарные нормы: организована смена видов детской деятельности; следила за осанкой детей; рационально использовано пространство группы; правила по освещению; проведена влажная уборка перед занятием; соблюдался температурный режим; образовательная нагрузка соответствует Сан Пин - 35 минут.
Результатом и эффективностью удовлетворена.