Алевтина Корочкова
Конспект логоритмического занятия в старшей группе для детей с ОНР по мотивам чувашской народной сказки «Лиса-плясунья»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Организационный момент.
Логопед:
Есть на свете много сказок: Есть на свете много сказок,
Интересных и смешных, Всех их нам не сосчитать.
Удивительных, волшебных. А вы хотели бы, ребята,
С детства очень любим их. В сказку чувашскую попасть?
Логопед: Но дорога в сказку долгая и опасная. Не испугаетесь? Обратно домой не попроситесь? (ответы детей). Тогда в путь.
2. Вводное упражнение
Ходьба обычным шагом. Ходьба широким шагом. Ходьба на носочках. Ходьба на пяточках. Ходьба обычным шагом. (музыкальное сопровождение в соответствии с видом ходьбы)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Логопед: Куда же мы попали? В чувашскую народную сказку «Лиса-плясунья». Послушайте, что произошло.
Один старик принес из леса живую лису и говорит старухе:
- Брось-ка в печь мою старую шапку, я тут кое-что на новую принес,- и вытащил из мешка лисицу. Старуха как раз топила печку и, увидев лисицу, взяла старую шапку мужа и бросила в огонь.
3. Чистоговорка «С – Ш - Ж»
Са-са-са – рыжая лиса,
Су-су-су – живет лиса в лесу,
Ос-ос-ос – у лисички черный нос,
Ост-ост-ост – у лисы пушистый хвост,
Сы-сы-сы – мы бежали от лисы,
Са-са-са – очень хитрая лиса.
4. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.
Логопед: А старик тем временем говорит лисе:
- Прежде чем я пущу тебя на шапку, спляши, лисичка-сестричка, повесели нас со старухой,— и принялся точить нож. Бедная лисичка сидит ни жива ни мертва. Взглянула в окно, увидела дорогу в поле, а за полем — лес, только как убежишь в тот лес?
Логопед: Давайте, ребята расскажем и покажем, как хорошо жила лисичка в лесу.
То по веточкам пройдёт, (ходьба на месте)
То обратно повернёт. (поворот вокруг себя)
Не распутать этот след – (наклоны вперед – 2 раза)
Ни конца, ни края нет. (удивленно развести руки в стороны)
Только если очень тихо (ходьба на месте на носочках)
Будем мы гулять в лесу,
То, быть может, повезёт нам (повороты вправо-влево)
Встретить хитрую лису. (имитация лисьей походки)
Логопед: А старик уже и нож наточил: «Пляши, лисичка, не то зарежу».
- Я бы сплясала, - ответила лиса,- но у меня нет хорошего платья. Старуха достала из сундука свое девичье платье, нарядила в него лисичку. А та посматривает на свой наряд, любуется, а плясать не торопится.
Логопед: Какое красивое чувашское платье! (показывает детям фотографии/картинки с изображением чувашской вышивки). Ребята, скажите, почему это платье выглядит нарядным? Что его украшает? (ответы детей). Чувашская вышивка - один из видов национального орнаментального искусства. Девушек-мастериц, которые вышивали на одежде красивые узоры, называли «вышивальщицы».
Логопед предлагает детям пройти на стульчики танцевальным шагом под музыку.
5. Пение «Песня вышивальщиц», муз. Г. Лебедева, сл. М. Юхмы
Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю вам спеть красивую чувашскую песню (на русском языке) про вышивальщиц.
6. Слушание «Тиле тус», сл. В Давыдова-Анатри, муз. Ф. Лукина
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы слышали чувашскую речь? Где? (ответы детей). Чувашский язык - красивый, мелодичный, мягкий. Я спою вам песню - диалог на чувашском языке, а вы внимательно послушайте.
После исполнения, педагог переводит песню на русский язык:
- Лиса-подруга, куда идешь?
- Спешу в деревню поймать цыплят.
- Ах, не знал я до сих пор: ты, оказывается, злая! Пойду, расскажу про тебя собаке с нашей улицы.
Беседа с детьми по содержанию и музыкальному оформлению песни.
7. Упражнение для развития речевых и мимических движений.
Логопед (предлагает детям ситуации, дети мимикой изображают): Бежала лисичка по лесу. Вдруг услышала шорох (насторожились). Лисичка подумала, что это охотник (испугались). Зажмурилась от страха (зажмурились). А это мышка в траве шуршит (обрадовались, облизнулись). Мышка юркнула в норку, а лисичка ее высматривает (прищуривать глаза по очереди). Замечталась лиса, как мышку поймает и съест (удовольствие, а той и след простыл (рассердилась, вздохнули).
8. Упражнение на развитие слухового внимания «Монисто»
Логопед: (продолжает рассказывать сказку) «Что же не пляшешь-то, сестрица?- спрашивает старик.
- Я бы сплясала, - отвечает лиса, - да у меня нет хушпу* на голове. Старик со старухой надели на голову лисы хушпу. А она и теперь плясать не пляшет. Тогда старик со старухой в один голос: «Пляши, почему не пляшешь?»
- А у меня — разве не видите?— на шее мониста нет, - отвечает лиса».
Логопед: (показывает монисто, звенит монетками) Дети, угадайте, на звук какого музыкального инструмента похож звон монисто? (Дети: «на звук бубна»). Давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный?
Под музыку дети идут по залу в произвольном направлении, опираясь на пол ладонями и ступнями, как лисы.
На один удар бубна – встают и прыгают с ноги на ногу («лисичка перепрыгивает с кочки на кочку»)
На два удара бубном – садятся и замирают («Лисичка притаилась»).
9. Упражнение на координацию речи с движением.
Логопед: (продолжает рассказывать сказку) «И когда только дала старуха монисто – лиса повеселела, вышла на середину избы, на задние лапы встала. Старик достал гусли, заиграл, лисица в пляс пустилась. Старуха и про печку забыла, глядит на лисью пляску, в ладоши хлопает».
Логопед: Ребята, давайте расскажем и покажем про лису, которая нашла туфельки и тоже танцевала.
Уж как шла лиса по травке, (Дети имитируют ходьбу лисы)
Нашла туфельки в канавке. (Выставляют ноги поочередно на пяточку)
Она встала на пенек, (ходьба на месте)
Танцевала весь денек. («пружинка»)
10. Чувашский танец, музыка песни «Линка - линка» (См. Праздники на земля Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений /Под ред. Р. Б. Кузьминой. – Чебоксары: Изд-во Л. А. Наумова, 2006. – С. 128.)
Логопед (продолжает рассказывать сказку): Глядят на пляску старик со старухой не наглядятся. Жарко стало плясунье, она и говорит: «Чтобы дверь была открыта, И окно чтоб не закрыто». Старуха тут же кинулась открывать дверь, а старик открыл окно: жалко что ли: лишь бы лисичка-сестричка веселей плясала!
Логопед: Ребята, лиса-плясунья приглашает вас потанцевать.
11. Заключительное упражнение.
Логопед: (продолжает рассказывать сказку) «А лисичка еще немного попрыгала, поплясала, да — юрк! — в открытую дверь. Только ее старик со старухой и видели. И остался старик без шапки: старая в печке сгорела, а новая в лес ушла».
Логопед: Вот и сказке конец. Снова лиса всех перехитрила. Побывали мы в чувашской народной сказке «Лиса - плясунья». Теперь пора в детский сад возвращаться.
Ходьба спокойным шагом в колонне по одному.
Авторы: Корочкова Алевтина Ревовна, старший воспитатель,
Белова Анна Викторовна, музыкальный руководитель.