Марина Лобастова
Конспект логоритмического занятия «Птицы. Звук и буква Э»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: мячи (по количеству детей, презентация.
Ход занятия
1. Упражнения на расслабление по контрасту с напряжением.
- Ребята, примите позу покоя. Руки - на коленях. Успокоились.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно:
Расслабление - приятно!
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Все тело расслаблено. Легко и приятно дышится. Выполним упражнение «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Потом вперёд.
Смотрит вправо,
И снова вперёд.
Смотрит вверх,
Опять вперёд.
Смотрит вниз,
Темочки:
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно -
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Расслабилась шея. Легко и приятно дышится. Выполним упражнение для ног. Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Логопед показывает движения.) Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем. Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох! (Два раза.)
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.
Ты носочки опускай,
Крепче, крепче нажимай,
На пружинки нажимай,
Нет пружинок — отдыхай!
Упражнение повторяется три раза.
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И расслаблены.
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Вы хорошо отдохнули, успокоились и расслабились. Вам легко и приятно дышится.
2. Упражнение с мячами, стоя на месте, под счёт.
Дети берут мячи, встают в круг и повторяют за логопедом движения, стоя на месте, под счёт до 4-х:
- держа сначала перед собой,
- потом вперёд…к себе,
- вверх…к себе,
- вперёд…к себе,
- вниз…к себе,
- вперёд…к себе,
- вверх…к себе,
- вперёд…к себе,
- вниз…к себе.
Потом темп убыстряется и всё выполняется в такой же последовательности.
3. Прослушивание предложений из рассказа В. Бианки «Все самые».
(Слайд 1-пробел)
Самый лучший певец – соловей.
Самый лучший пловец – лебедь.
Самый лучший строитель – ласточка.
Самый лучший летун – стриж.
Самые дружные – скворцы.
Тронь одного – все за него горой!
- Как одним словом назвать соловья, лебедя, ласточку, стрижа, скворца?
(Птицы.)
- Какие это птицы? (Это птицы перелётные.)
- Почему они так называются? (Они называются перелётными, потому что каждую осень улетают в тёплые края.)
- Почему весной птицы могут вернуться в родные места? (Просыпается вся природа, у птиц появляется корм.)
(Слайд 2-пустой)
4. Массаж рук «Скворцы».
- Выполним массаж рук «Скворцы».
Раз и два – звенят капели.
«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу.
Три-четыре – мы запели.
Погладить ладонью.
Пять и шесть – летят скворцы,
Пошлёпать ладошкой.
К нам летят скворцы-певцы.
Круговые движения кулачком.
Семь и восемь – песни льются.
Поколачивание кулачком.
Девять-десять – все смеются.
Поглаживание ладонью.
При повторении выполнить массаж другой руки.
5. Игра с мячом «Кто как голос подаёт?».
Ворона - каркает.
Утка – крякает.
Кукушка – кукует.
Воробей – чирикает.
Гусь – гогочет.
Сорока – стрекочет.
Ласточка – щебечет.
Соловей – свищет, поёт.
Журавль – курлычет.
Индюк – болбочет.
Снегирь – свистит.
Синица – тинькает.
6. Дыхательное упражнение для формирования короткого отрывистого вдоха носом: добавляя «обхват плеч» (не в прямом смысле) руками выше уровня груди.
7. Артикуляционные упражнения на верхний подъём языка (с одновременным движением рук).
- «Вкусное варенье»: широким языком облизать верхнюю губу, нижняя губа при этом не помогает.
- «Пиала»: на губах, зубах, за зубами.
- «Фокус»: из положения «Пиала» сдуть ватку с кончика носа.
- «Лошадка»: медленно пощёлкать кончиком языка, нижняя челюсть при этом не двигается.
- «Грибок»: «приклеить» широкий язык к нёбу, открыть рот пошире и подержать.
- «Гармошка»: из положения «Грибок» опускать и поднимать нижнюю челюсть, губы в улыбке.
- «Индюшата»: делать быстрые движения широким языком по верхней губе вперёд и назад.
- «Маляр туда-сюда»: водить кончиком языка от верхних зубов по нёбу назад и вперёд (когда тонус языка низкий или нормальный).
- «Вялый маляр»: расслабленным языком водить по нёбу, губы при этом активны (когда тонус языка высокий).
- «Кошка умывается»: можно «превратиться» в кошку и «облизать» лапы, бока, хвост, задние лапы, встав на четвереньки. «Пусть сегодня котята облизывают сметану, размазанную по всему телу».
8. Звук и буква «Э».
А) Звук «Э».
- Внимание на экран. (Пробел)
Мишка по лесу гулял,
Мишка шишки собирал,
Наступил на шишку,
Заревел наш мишка: «эээээ, эээээ».
- Как мишка заревел? («Э-э-э».) Что обозначает «э»? (Звук.) Почему? (Потому что звук мы слышим и произносим.) (Пробел) Посмотрите в зеркало, как слегка опускается вниз нижняя челюсть, когда мы произносим звук «э». (Дети берут зеркала и произносят звук «э».) Звук «э» мы можем петь, тянуть? (Да.) Горлышко «работает», когда мы произносим звук «э»? (Дети прикладывают тыльную сторону ладошки к горлу и проверяют.) Звук поётся, тянется, преграды нет для прохода воздушной струи (логопед вместе с детьми показывают жестом руки гласный звук), значит, звук «э» какой? (Звук «э» гласный.)
- Произнесение звука «Э» в режиме фонетической ритмики с руками: произнося гласный «э», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч, локти опущены («поза хирурга»), одновременно наклонив голову.
Сначала выполняет логопед, затем дети повторяют вместе с логопедом, потом дети воспроизводят самостоятельно.
Б) Буква «Э».
- Внимание на экран (пробел). Гласный звук «Э» на письме обозначается буквой «Э». Букву мы видим и можем изобразить.
- Посмотрите, как можно составить букву «Э» из пальчиков: правая рука - все пальцы направлены влево и, кроме указательного, образуют полукруг; указательный палец расположен прямо в середине полукруга.
Буква «Э» открыла рот:
То ль зевает, то ль поет.
О. Гофман
Логопед показывает, дети повторяют.
- Вспомним и скажем, чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим.)
Показываем жестом руки, чем отличается звук от буквы.
9. Подведение итогов занятия.
(Слайд 3-пустой)
- Вот и закончилось занятие. О чём говорили? (Ответы детей.) Что делали? (Ответы детей.)