Марина Лобастова
Конспект логоритмического занятия «Посуда. Звук [м] и буква М»
▼ Скачать +Заказ
Оборудование: деревянные ложки, зеркала (по количеству детей); презентация; музыка «Мишка с куклой бойко топают», «Маленький человечек».
Ход занятия
1. Упражнения на расслабление по контрасту с напряжением.
- Ребята, примите позу покоя. Руки - на коленях. Успокоились.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно:
Расслабление - приятно!
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Все тело расслаблено. Легко и приятно дышится. Выполним упражнение «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Потом вперёд.
Смотрит вправо,
Публикация «Конспект логоритмического занятия „Посуда, Звук [м] и буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
И снова вперёд.
Смотрит вверх,
Опять вперёд.
Смотрит вниз,
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно -
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Расслабилась шея. Легко и приятно дышится.
- Выполним упражнение «Кораблик». Представьте себе, что мы на корабле. Нас качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу - прижмём к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая - расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону - прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох! (2 раза.)
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую - расслабляем!
(Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой ноги. Логопед обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.)
- А теперь сядьте и слушайте.
(Логопед говорит медленно, спокойно.)
Снова руки на колени,
А теперь - немного лени.
Напряженье улетело -
И расслаблено все тело.
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко.
2. Упражнение с деревянными ложками, под музыку.
Дети берут ложки, находят себе пару, встают напротив друг друга и отстукивают ритм ложками, аналогично упражнению в «Ладушки», под песню «Мишка с куклой бойко топают».
3. «Подскажи словечко» и беседа по теме «Посуда».
(Слайд 1-пустой)
Малютка мошка на столе ест крошку.
Мы вкусный суп едим столовой … (ложкой).
(Пробел)
Не ест супы, салаты, каши белка.
Мы ложкой их едим до дна … (тарелки).
(Пробел)
Не из тарелки ест корова Милка,
Ей не нужны приборы – нож и … (вилка).
(Пробел)
Пьёт капельку воды жучок-букашка.
Мы пьём компот и сладкий чай из … (чашки).
(Пробел)
Варила вкусный суп малышка Уля
Для куколки в игрушечной … (кастрюле).
(Пробел)
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о посуде.)
- Какую посуду вы ещё знаете? (Я знаю вилку. Я знаю сковороду. И т. д.)
- Для чего она нужна? (Посуда нужна для того, чтобы в ней готовить., чтобы из неё кушать. И т. д.)
- Ребята, можно ли прожить без посуды?
- Как надо ухаживать за посудой? (Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.)
4. Игра «Назови одним словом».
- По своему назначению посуда бывает разной. На какие группы её можно разделить?
- (Слайд 2) Кастрюля, чайник, половник, сковорода – это посуда … (кухонная).
- Для чего нужна кухонная посуда? (Кухонная посуда нужна для приготовления пищи.)
- (Слайд 3) Заварочный чайник, чашка, блюдце, сахарница – это посуда … (чайная).
- Для чего нужна чайная посуда? (Чайная посуда нужна для того, чтобы пить чай.)
- (Слайд 4) Тарелка, вилка, солонка, супница – это посуда. (столовая).
- Для чего нужна столовая посуда? (Столовая посуда нужна для того, чтобы из неё есть.)
5. Комплекс общеразвивающих движений.
(Слайд 5-пустой)
- А сейчас мы отдохнём.
«Ложкой ем».
И. п. – ноги слегка расставить, руки опустить.
Выполнение: поднять руки через стороны вверх, ударить ложкой о ложку, сказать: «Ам!».
Повторить 6 раз.
«Чайник кипит».
И. п. - ноги слегка расставить, руки положить на пояс.
Выполнение: присесть и сказать «Пых».
Повторить 4 раза.
6. Дыхательное упражнение «Ныряльщик»: формируем 2 коротких отрывистых вдоха носом, 2 хлопка (задержка дыхания, 4 коротких отрывистых выдоха через рот.
7. Артикуляционная гимнастика с руками, под трек «Маленький человечек» в следующей последовательности:
- упражнение «Бегемот»;
- упражнение «Ящичек»;
- Чередование упражнений «Заборчик-Хобот»;
- упражнение «Иголочка»;
- упражнение «Фырканье» с пружинкой;
- упражнение «Качели»;
- упражнение «Футбол»;
- упражнение «Катушка»;
- упражнение «Вялый маляр».
8. Звук и буква «М».
А) Знакомство со звуком «М».
(Пробел).
- Внимание на экран. Посмотрим в зеркало, сомкнём губки крепко, а зубы разожмём, и попробуем «помычать». (Дети пальчиками проверяют наличие «дырочки» между зубами при сомкнутых губах.)
- «Дырочка» есть, когда зубы разжаты, а губы сомкнуты: «Как будто в рот попала горячая картошка. Пожуём её медленно. Опять «помычим. Снова пожуём». Нет «дырочки», когда губы и зубы сомкнуты.
- Послушай, как щёчки гудят, если зубы разжаты.
(Дети кладут руки на щёчки и ощущают вибрацию. Можно аккуратно «побить» кулачками по груди, почувствовав вибрацию.)
- А теперь не гудят, если зубы сжаты. И это плохо.
Ребёнок кладёт руки на щёчки и произносит звук «М» при сжатых зубах.
- Ещё раз «помычим» так, чтобы щёчки задрожали. (Дети выполняют.)
Б) Произнесение звука «М» в режим фонетической ритмики: это будет поглаживание щёк поочерёдно ладошкой то правой, то левой руки («Мама заболела»). А можно просто приложить ладошки к щекам и «помычать», как это проделывалось выше.
В) Характеристика звука «М».
- А сейчас поднесём ладошку ко рту и произнесём звук «М». Чувствуете ли вы воздушную струю? (Нет.) Что мешает её проходу? (Её проходу мешают губы.) Поднесём ладошку к носу и произнесём звук «М»? Чувствуете ли вы воздушную струю теперь? (Да.) Где проходит воздушная струя, когда мы произносим звук «М»? (Воздушная струя проходит через нос.) Попробуйте зажать нос и произнести звук «М» ещё раз. Получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос.
- Как вы думаете, какой звук «М»: гласный или согласный и почему так решили? (Звук «М» согласный, потому что есть преграда для воздушной струи и поэтому звук не поётся.)
Ладошкой правой руки дети прикрывают рот, делая преграду для воздушной струи.
- Положите ладошку на горло и произнесите звук «М». Голосок поёт или спит? (Голосок поёт.) Значит, звук «М» - не глухой, а наоборот, какой? (Звонкий.)
Правая рука согнута в локте, кисть с растопыренными прямыми пальцами опущена вниз (в форме колокола).
- Звук «М» твёрдый, как камушек или мягкий, как травка? (Звук «М» - твёрдый.)
Правая рука согнута в локте и поднята вверх, кисть сжата в кулак.
- Ещё раз скажем и покажем, какой звук «М». (Звук «М» - согласный, твёрдый, звонкий.)
Логопед по необходимости помогает.
Г) Буква «М».
- Давайте познакомимся с буквой «М». Внимание на экран (пробел).
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква М.
- Сколько элементов у буквы «М»? (У буквы «М» 4 элемента.) Какие? (2 палочки прямые и 2 наискосок.) Какой звук обозначает буква «М»? (Буква «М» обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук «М».)
- Посмотрите, как можно составить букву «М» из пальчиков: ладони обеих рук направлены вниз, большие пальцы соединяются под острым углом кончиками, указательные - прямые, остальные пальцы прижаты к ладоням.
- Попробуйте самостоятельно сложить букву «М» из палочек. (Ребёнок выполняет.)
Д) Вывод: «С каким звуком и буквой вы познакомились?» (Со звуком и буквой «М».)
9. Подведение итогов занятия.
(Слайд 6-пустой)
- Вот и закончилось занятие. О чём говорили? (Ответы детей.) Что делали? (Ответы детей.)