Алена Богданова
Конспект логоритмического занятия «Овощи» из опыта работы логопеда
Логогритмика - это комплекс музыкально- двигательных, рече- двигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, направленный на коррекцию речевых нарушений. Путем коллективных музыкальных, динамических занятий можно добиться большего результата,чем обычными логопедическими занятиями. А если речь идет о занятиях с детьми с ОВЗ, то тем более.
Публикация «Конспект логоритмического занятия „Овощи“ из опыта работы логопеда» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Опыт работы, практика
- Темочки
На базе ГАУЗ ТО ДПН ЛРЦ «Надежда" логопедами Незамаевой М. А. и Крамаренко А. А., специалистом по логоритмике Бондаренко В. Б. проводились занятия по логоритмике в смешанных группах.
Наш центр посещают дети с разными диагнозами, разного возраста. Мы попробовали создать разновозрастную (от 6 до 10 лет) группу. Диагнозы у детей также были, как речевые, так и психиатрические: моторная алалия, сенсо - моторная алалия, синдром Дауна, легкая умственная отсталость, РАС).
Состав группы достаточно сложный и, если честно, начиная эту работу, мы опасались за её результаты.
Целью нашей работы было развитие речи, внимания, слухового восприятия, фонематического слуха. А также нормализация дыхания, развитие крупной и мелкой моторики, мимической и артикуляционной мускулатуры. Для наших деток важным являлось научиться работать в группе и начать регулировать свое эмоциональное состояние. Так как именно в логоритмических занятиях тесно переплетаются речь, движение и музыка, нами была выбрана именно такая форма коррекционной работы.
Занятия включали в себя различные виды деятельности - маршировка и ходьба под музыку, игры на развитие слухового внимания, дыхания, крупной и мелкой моторики, артикуляционные упражнения, пение и игра на музыкальных инструментах.
Было решено каждое занятие посвятить какой либо лексической группе (при необходимости можно было на одну лексическую группу выделить несколько занятий (у нас - Времена года).
Каждое занятие было посвящено одной теме, каждая часть занятия включала какой - либо вид деятельности.
На занятиях использовалось много демонстрационного материала и оборудования. Каждая часть занятия не превышала 5-7 минут, что не вызывало пресыщения.
Далее мы приводим краткое содержание всего курса и подробно описываем одно из занятий.
1,2- Времена года (Весна)
3 - Времена года (Лето)
4 - Овощи
5 - Фрукты
6 - Лес, деревья
7- Насекомые
8 - Домашние животные
9 - Дикие животные
10- Дом
Конспект занятия № 4
Тема Овощи.
Цель занятия: познакомить детей с овощами, где они растут, их признаками.
Оборудование: корзинка с муляжами овощей, зонтик, мячики, пластилин оранжевого и красного цвета, музыкальные инструменты
(треугольники, маракасы, гармошка, дудочки, ложки.)
Ход занятия.
Дети входят под музыку, их встречает логопед. В центре комнаты стоит корзинка с овощами.
Зашли встали в круг (логопед направляет). Музыка смолкает.
ЛОГОПЕД Кто скажет, что у меня в корзинке?
ДЕТИ морковка, помидор и т. д.
ЛОГОПЕД А кто пробовал (морковку, огурчик и т. д.? Поднимите руки!
ЛОГОПЕД А кто собирал? Поднимите руки! (дети тянут руки, кому необходимо, логопед помогает.)
ЛОГОПЕД А давайте будем собирать морковку, картошку, тыкву!
Музыкальный работник начинает играть, логопед, увлекая детей за собой, поёт
- Миша (можно имя любого мальчика в группе) шёл, шёл, шёл и морковку нашёл!
Наклоняются, «собирают «морковку.
Идут дальше под музыку.
-Миша шёл, шёл, шёл и картошку нашел!
Опять наклоняются.
Можно перечислить несколько овощей. Музыка стихает.
ЛОГОПЕД Молодцы! Сколько овощей собрали! А что мы будем с ними делать?
ДЕТИ Кушать!
Садимся в кружок на ковер, Начинаем «кушать». Логопед показывает артикуляционные упражнения, дети повторяют. (Открываем и закрываем рот, облизываем губы, надуваем щеки.)
ЛОГОПЕД Молодцы! Наелись! А кто скажет, как можно вместе назвать картошку, морковку, помидор (и т. д.?
ДЕТИ Овощи!(если дети ответа не знают, им подсказывает из за фортепиано музыкальный работник.)
ЛОГОПЕД Правильно, молодцы. Давайте посмотрим, какие овощи лежа у нас в корзинке? Рассматриваем овощи называем их, показываем всем, следим, чтобы все посмотрели. (Можно поднять повыше.)
ЛОГОПЕД Овощи полезные, вкусные! А чтобы овощи выросли большие и вкусные, что нужно делать?
ДЕТИ (И логоритмик) Поливать!
Поднимаются с ковра. Играет музыка. Начинается динамическая пауза. Логопед показывает движения. Дети повторяют.
- Приплыли тучи дождевые,
- Лей, дождик, лей! (руки вытянуты вверх, кисть опущена вниз)
-Дождинки пляшут как живые (шевелят пальчиками)
- Пей, земля, пей! (встряхивают руками, топают ногами.)
-И земля пьёт, пьёт! (наклоняются)
- А дождь неугомонный льёт, льёт! (садятся на ковер).
При желании можно повторить 2- 3 раза.
ЛОГОПЕД. Ой! А мы то с вами тоже вымокнем! (Открывает зонт)
ЛОГОПЕД Если дождик идет, нужно спрятаться под зонт!
Игра «Зонтик».
Музыкальный работник играет сначала медленно, дети просто ходят по ковру, затем ритм меняется (Дождик стучит) и дети спешат под зонт
ЛОГОПЕД Молодцы Мы не промокли, только овощи водички попили и вырастут большие – большие!
Давайте поможем овощам вырасти, На наших грядках растут помидоры и морковь. Какого цвета помидор?
(Предъявляются два бруска пластилина- красный и оранжевый. (Если детям трудно диффиренцировать красный и оранжевый цвет, можно взять зеленый и красный, огурец и помидор.)
ДЕТИ Помидор красный (Если есть неговорящие дети, можно попросить показать.)
ЛОГОПЕД А еще помидор круглый! (Делает из пластилина круг, показывает)
- Вот такой!
Детям раздается пластилин, стараемся сделать шарик (Если необходимо, помогаем.)
ЛОГОПЕД А какого цвета морковка? (Огурец)
Дети отвечают, делаем из пластилина «колбаску». (Морковку)Если у ребёнка не получается, логопед и логоритмик помогают. Получилось много» помидорок и морковок» .
ЛОГОПЕД Скажите, а что это у нас получилось? Как называется место, где овощи растут?
ДЕТИ Огород!
ЛОГОПЕД Какой хороший огород у нас получился! А кто отгадает, какие овощи там ещё выросли? (Загадки про овощи) Неговорящему ребёнку предлагается выбрать овощ из корзинки. (Ребёнка с моторной алалией мы просили ответ сказать по слогам, отхлапывая слоговую структуру слова. Один ребенок с РАС ответы писал на доске на стене.)
СПЕЦИАЛИСТ ПО ЛОГОРИТМИКЕ – Молодцы! А теперь давайте сыграем на музыкальных инструментах и споем.
Раздаются музыкальные инструменты, дети садятся в кружок вокруг инструмента.
(Поём «Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.)
материал подготовили логопеды Незамаева Марина Анатольевна и Крамаренко Анжелика Александровна