Берёзова Елена
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»
▼ Скачать +Заказ
Конспект логопедического занятия : «Звук и буква Ш»
Цели: Закрепить правильное произношение звука ш в слогах, словах, предложениях.
Развивать навыки фонематического анализа, умение выделять звук [ш] в словах.
Развивать пространственные представления, употребление предлогов : на, в, за, под.
Развивать речевую моторику, мелкую моторику.
Оборудование: Мышка, предметные картинки, «домики звуков», счетные палочки, ноутбук.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Ход занятия.
Организационный момент. Послушайте загадку:
- Маленькая крошка, боится кошки.
В норке живет, туда все несет.
- Кто это? (мышь)
Выставляется картинка – «мыши»
- Каким звуком заканчивается это слово?
- Звуком [ш]
- Сегодня мы будем работать над правильным произношением этого звука. А чтобы правильно произносить этот звук, должны хорошо работать губы, язык и челюсть.
Артикуляционная гимнастика:
«Блинчик»
«Чашечка»
«Вкусное варенье»
«Качели»
«Лошадка»
Развитие подвижности нижней челюсти:
- Как мышка жует твердую корочку? (напряженные жевательные движения).
- Как мышка жует мягкий сыр? (расслабленные жевательные движения).
Работа над речевым выдохом:
- Давайте на выдохе скажем:
«Ах, какой вкусный сыр!»
«Ах, какой вкусный душистый сыр!»
Анализ акустико-артикуляционного образа [ш]
- Едет мышка на машине
Проколола мышка шину.
Покажите, как воздух выходит из шины: ш-ш-ш.
- Что делают губы, когда произносят звук [ш]? (Губы округлены, вытянуты вперед).
- Что делают зубы? (Зубы не смыкаются)
- В каком положении язык? (Язык чашечкой, поднят вверх)
- Какая воздушная струя? (Воздушная струя теплая)
- Звук ш – согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначается синим цветом. (показ схемы)
- Звук ш живет в букве ш
Буква ш как гребешок
Куклу причеши, дружок!
Три зубца рядочком ставим
И внизу соединяем.
Напишите указательным пальцем в воздухе букву ш.
Составьте букву ш из счетных палочек.
Молодцы, мышке очень понравилось как вы написали ее любимую букву.
Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук».
- А теперь поиграем. Закройте глаза, и поднимите правую руку, если услышите слово со звуком ш : камыш, кошка, лук, чашка, свинья, крыша, шишка, мошка, лампа, шмель, луна.
Автоматизация [ш] в слогах.
- Помогите мышке соединить звуки в слоги.
Дети произносят хором слоговые ряды : ш…а, ш…о, ш…у, ш…и;
а…ш, о…ш, у…ш, и…ш.
Автоматизация [ш] в словах.
- Посмотрите на картинки, найдите и назовите только те, в названии которых есть звук [ш].
Игра «Посели слова в домики».
- Посмотрите на доску. Это «домики звуков». Помогите правильно разместить картинки в домики: в 1-й домик, если звук [ш] в начале слова; во 2-й домик, если звук в середине слова; в 3-й, если звук в конце слова.
Физминутка: «Вышли мышки»
Вышли мышки как-то раз (ходьба)
Поглядеть, который час (повороты вправо-влево, пыльцы «трубочкой» перед глазами)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой)
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки)
Убежали мышки вон (бег на месте)
(повтор 2 раза)
Игра «Кто, где спрятался?»
- У нашей мышки есть друзья, они решили поиграть с ней в прятки. Давайте поможем мышке найти ее друзей. Посмотрите внимательно вокруг, они могут прятаться в разных местах нашей комнаты. Кто нашел картинку должен подойти, взять ее и назвать кто это и где он спрятался. (Лягушка спряталась в камышах. Кошка залезла на крышу. Мышка спряталась в шкаф. Лягушонок спрятался под кадушку. Шмель спрятался под листом ромашки. Лошадка спряталась за деревом.)
Игра «Найди дом для мышки»
- Помогите мышке найти ее дом. А для этого необходимо соединить все буквы ш по порядку сплошной линией, которая укажет дорожку к домику.
Итог занятия Молодцы! Помогли мышке. Наше занятие заканчивается. Какой звук мы учились правильно произносить? (ш)
Какие задания вам понравились?