Елена Михальцова
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров Свистелок и Шипелок»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие на остров Свистелок и Шипелок
Программное содержание: Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [Ш] и [С] в слогах, словах, фразе. Давать характеристики этим звукам. Развивать фонематический слух. Упражнять в определении позиции звука в словах. Совершенствовать навыки употребления имен существительных, множественного числа, родительного падежа. Развивать внимание, логическое мышление. Развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику. Развивать зрительно-пространственное восприятие. Упражнять в словоизменении (замена одного звука на другой).
Темочки:
Оборудование: система мультимедиа, картина «Озеро», удочки – 2 шт., рыбки с картинками (слова - паронимы) – 8шт.
Раздаточный материал: зеркала, блокноты, простые карандаши, синий карандаш, клей, буквы с С и Ш, картинки растений со звуком [Ш] и [С].
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте, ребята, я приехала к вам из другого города. Я слышала о вас много хорошего и поэтому решила обратиться к вам за помощью. Я получила такое сообщение «В далеком океане обнаружен неизведанный остров. (СЛАЙД 1) Ученные с помощью специального устройства обнаружили, непонятные звуки похожие на свист и шипение. Поэтому я собираю команду, чтобы исследовать остров. Вы хотите отправиться в путешествие? (СЛАЙД 2) (Ответы детей)
Логопед: Поедет тот, кто умеет:
Видеть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Перед тем, как отправиться в путь сделаем гимнастику для языка т. к. нам придется много говорить (СЛАЙД 3) (Дети делают упражнения: «Лягушонок», «Слоненок», «Лошадка», «Киска», «Дятел», «Часики»).
Логопед: А теперь, уважаемые коллеги, в путь. Полетим на воздушном шаре. Но сначала надо его надуть. Дуть надо не надувая щек, вдох носом – выдох ртом. Плечи не поднимать. (Дыхательная гимнастика)
Логопед: А теперь полетели – шар поднимается (руки вверх, говорим: «ш ш ш…»; шар опускается (руки вниз, говорим: «с с с…».
Вот мы и на острове. Мы исследователи. Займите место за столами. Посмотрите внимательно на предметы на ваших столах, проверьте, чтобы у каждого из вас были дневник наблюдения, простой карандаш, синий карандаш, клей. Мы будем все записывать, зарисовывать.
Посмотрите на карту острова. Мы находимся здесь. (СЛАЙД 4) Мыс Открытий. Послушайте кто-то свистит.
«Это я «Свистелочка», это моя песенка.
А что же это за шипение
«А это я Змейка и это моя песенка»
Ребята, а вы узнаете песенки Свистелочки и Змейки. Хлопните в ладоши, если услышите песенку Свистелочки; топните, если услышите песенку Змейки.
«Свистелочка и Змейка правители этого острова. Они здесь главные и они разрешат нам путешествовать, если вы сумеете описать их песенки: звук [С] и звук [Ш]. А помогут нам в этом символы. Откройте свой дневник. Посмотрите на экран (СЛАЙД 5). Дайте характеристику звукам. ([С]-согласный, твердый, глухой. [Ш] - согласный, твердый, глухой). Нарисуйте в своем дневнике.
Посмотрите внимательно на губы, зубы, язык: когда вы произносите эти звуки. И мы поймем, чем они отличаются, будем записывать. Возьмите зеркало. Посмотрите на губы произнесение звук [С], а теперь [Ш].
Какое вы сделали открытие? Зарисуйте.
Посмотрите на язычок. Где язычок, когда мы произносим звук [С], [Ш]? Зарисуйте.
Подставьте ладонь к подбородку посвистите.
Поднесите ладонь ко рту – пошипите. Какой воздух был, когда мы свистели, а какой, когда мы шипели?
Как много открытий мы сделали. Мы справились с заданием и теперь мы можем исследовать этот остров.
Физминутка (дифференциация слогов)
Посмотрите на карту - тут болото (СЛАЙД 6). Пройдет тот, кто точно повторит слоги. Слушать нужно очень внимательно.
Ша-са-ша
Шо-со-шо
Шу-су-шу
Ши-сы-ши
Са-ша-са
Со-шо-со
Су-шу-су
Сы-ши-сы
А теперь смело прыгаем. Кочки сами будут появляться под нашими ногами.
Как лягушки по болоту
Прыгаем и скачем
Друг за другом мы идем
Точно в след мы попадем.
Логопед: Устали? Отдохнем в тихой лагуне. (Самомассаж рук – су-джок). Посмотрите морские ежики, покатаем их в ладошках, какие они?
Мы пришли в заповедный лес (Слайд 7). В заповеднике птицы и звери в названии которых есть звуки [Ш] и [С]. Какое животное лишнее и почему?
Логопед: Мы подошли к скале «Орлиный глаз» здесь живут орлы: большие, сильные птицы. У орлов очень хорошее зрение. С огромной высоты они могут разглядеть даже маленькую мышку. Хотите видеть, как орлы? А теперь мы с вами орлы, расправим крылья и парим над землей. Что видите на стекле? А теперь посмотрите вдаль, что там в дали? А теперь дадим глазам отдохнуть, закройте глаза, а теперь откройте. (Гимнастика для глаз).
Логопед: И опять мы исследователи. Мы в природном парке. Как много растений! Давайте скажем чего здесь много. Возьмите по одному растению, каждого вида. Откройте дневник на страничке, где нарисованы сумка и мешок. В каком слове есть звук [С], а в каком [Ш]. Подумайте, какие картинки вы положите в сумку, а какие в мешок? (Дети объясняют куда они положат, картинку и почему).
Логопед: Посмотрите на карту (СЛАЙД 8) мы подошли к озеру с названием «Изменчивое» Почему оно так называется, мы сейчас узнаем. С помощью удочки ловим рыбку, на рыбке картинка. Назовите картинку. Измените звук [С] на [Ш], а [Ш] на [С] и узнаете, что получится.
Каша - Касса
Каска - Кашка
Мыс - Мышь
Сок - Шок
Скала - Шкала
Маска - Машка
Уши - Усы
Крыса - Крыша
Мишка - Миска
Сутки - Шутки
(Дети изменяют слова).
Логопед: Нам пора возвращаться (СЛАЙД 9). Возьмите свои дневники наблюдений. Занимайте места в воздушном шаре.
Вспомним как много мы узнали об острове. Что вам понравилось на острове? Какое задание было самым интересным? (Рефлексия)
На память о нашем исследовании у вас остался дневник наблюдений, который вы можете показать вашим родителям и рассказать о нашем путешествии.