Приложение МААМ

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с родственными сложными словами

Шабалова Марина Владимировна
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с родственными сложными словами
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе

по ознакомлению с родственными сложными словами

«Спешим на помощь к Дереву родственных слов»

Задачи коррекционно-образовательные:

-активировать речь дошкольников и развивать лексико-грамматическую сторону речи с использованием балансира и игровых технологий;

Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с родственными сложными словами» размещена в разделах

-формировать навыки словообразования и словоизменения, закреплять их в словосочетаниях, предложениях, связной речи;

-уточнять и расширять словарь однокоренных слов к слову снег;

-совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, употребление падежных форм существительных);

-совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление ССП и СПП);

Задачи коррекционно-развивающие:

-совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, логическое мышление;

-развивать фонематическое восприятие;

-развивать речевое дыхание;

Задачи воспитательные:

-совершенствовать личностные качества;

-активизировать творческий потенциал детей.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображением родственных слов к слову снег (снег, снежинка, снегопад, снежная горка, снеговик, Снегурочка, снежки, снегирь, предметные картинки с изображением сложных слов (снегоход, снегокат, снегоочиститель, снегопогрузчик, снегомер, снегоступ. снеголеп, снеготаяние, угощение «Зефир», изображение дерева родственных слов, телевизор, видео к игре «Составь предложение», аудиозапись пения снегиря, балансир, две большие резные снежинки.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Логопед : - Какое время года за окном? (зима). Чтобы точно сказать, без чего зимы не бывает, отгадайте мою загадку:

Белое покрывало землю укрывало, солнце припекло, одеяло потекло (снег).

II Основная часть

1. «Найди слово - освободи веточку»

Да, ребята, без снега зимы не бывает. На прошлом занятии мы с вами были в Стране родственных слов и под волшебным деревом нашли настоящий снег. Какой был снег? (холодный, липкий, белый, хрустящий). Снегу рады все, но в этом году его так много, что наше Дерево родственных слов полностью засыпало, и оно может сломаться. Давайте поможем нашему Дереву и освободим его. Для этого в стихотворении, которое я вам прочитаю, найдите, пожалуйста, все родственные слова к слову снег.

Двор наш заснеженный ярко блестит,

Снежная крепость в нём смехом звенит.

Лепит снежки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метёлкой стоит снеговик.

Снега излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим снежинки, фигурки,

Ставим весёлый спектакль Снегурке.

Мы не скучаем пока по весне,

Но вот подснежники видим во сне. (И. Агеева)

Дети называют слова. А на Дереве родственных слов «убирается снег», и появляются картинки с изображением однокоренных слов к слову снег (снежинка, снегопад, снежная горка, снеговик, Снегурочка, снежки, снегирь).

2. «Почему так говорят?»

Логопед : - Вот мы расчистили веточки, и появились родственные слова. Какого слова не было в стихотворении? (снегирь). Ребята, послушайте, снегирь насвистывает нам, что зима в наших краях красивая, снежная. И снег изменяет жизнь людей. Люди к этому приспосабливаются, и именно люди придумывают много новых предметов, связанных со снегом, и обозначают эти предметы новыми словами. Попробуйте объяснить, почему так говорят: снегопад, снеголеп, снеготаяние (ответы детей).

3. «Назови одним словом»

Логопед : - Правильно, ребята. Чтобы было проще, взрослые придумали так: надо взять два слова, чуть-чуть их укоротить и сложить новое слово, например: снег падать – снегопад, снег лепить – снеголеп… Давайте попробуем и мы сложить новые слова :

Снег, ходить – снегоход;

Снег, катить – снегокат;

Снег, очиститель – снегоочиститель;

Снег, погрузчик – снегопогрузчик;

Снег, мерить – снегомер;

Снег, ступать – снегоступ.

По мере образования новых слов появляются картинки с изображением этих предметов.

4. «Какой, какая, какое, какие?»

Логопед : - Я предлагаю вам, ребята, дать определения нашим новым снежно-сложным словам, съезжая с горки. Для этого надо встать на балансир, и раскачиваясь из стороны в сторону, говорить, какой предмет по высоте, красоте, необходимости, материалу… Будьте внимательны и осторожны, а то упадёте прямо в снежный сугроб. Поехали!

Снегоход и снегокат какие? – быстрые, стремительные…

Снегоочиститель какой? – полезный, нужный…

Снегопогрузчик какой? – большой, железный…

Снегомер какой? – вытянутый, металлический…

Снегоступы какие? – легкие, овальные…

Снеголеп какой? – детский, пластмассовый…

Снегопад какой? – неожиданный, сильный…

Снеготаяние какое? – весеннее, дружное…

5. «Что изменилось?»

Съехали мы с горки, никто не упал. Молодцы! Даже жарко стало, вот бы ветерок подул!

Давайте, ребята сами подуем и посмотрим, что из этого получится. Закрывайте глаза, вдох короткий - носом, а выдох продолжительный – через рот (пока дети выполняют 2-3 раза дыхательное упражнение, логопед меняет местами 2 картинки). Откройте глаза. Что изменилось? (упражнение повторяется 3-4 раза).

6. «Чего не стало?»

Логопед : - От нашего ветерка полетели две снежинки и закрыли две картинки (логопед закрывает снежинками поочерёдно по две картинки). Чего не стало?

7. Физкульминутка «Снежок»

Логопед : - Совсем заморозил нас снег. Давайте согреемся, поиграем:

Раз, два, три, четыре,

Мы снежок с тобой слепили,

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим, два – поймаем

И вперёд его бросаем!

8. «Сказочные предложения»

Логопед : - Наше волшебное Дерево родственных слов хочет услышать от вас, ребята, сказочные предложения со всеми родственными словами к слову снег, например: Снегирь не любит снегопад или Снегурочка надела снегоступы и пошла по лесу

(ответы детей)

III Подведение итогов

Логопед : - Вы большие молодцы, девочки и мальчики. Дерево родственных слов благодарит вас за помощь и награждает сладкими снежками, от которых у вас точно не заболит горло. Эти снежки – зефир. Вам дарит Дерево мультфильм с новыми сложными словами.

Снего, снего, снегопад!

Снегопаду каждый рад!

Сядем мы на снегоход

И отправимся в поход.

На заснеженной полянке

Пересядем дружно в санки.

И нарядный снегокат

Прокатить детишек рад.

Снегоступы надеваем,

По сугробам мы шагаем.

Снеголеп скорей бери,

Будут у ребят снежки.

Снегопад, снегопад,

Снегопаду каждый рад!

Просмотр мультфильма.

А ещё наше волшебное Дерево предлагает вам вместе с папами и мамами дома сочинить сказку, в которой будет как можно больше родственных слов к слову снег. И сделайте, пожалуйста, к своим сказкам рисунки. Тогда у нас в группе появится «Книга снежных сказок».

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «8 Марта — Международный женский день»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «8 Марта — Международный женский день» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Расширять, уточнять, активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в согласовании прилагательных.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Осень. Деревья в наших лесах, парках»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Осень. Деревья в наших лесах, парках» Тема: «Осень. Деревья в наших лесах, парках. Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно». Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Поздняя осень. Пересказ рассказа «Предзимье»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Поздняя осень. Пересказ рассказа «Предзимье» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в подборе прилагательных.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [й]. Буква Й» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять произношение звука [й] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [з]. • Продолжать формировать навыки звуко-слогового анализа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ж]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ж]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ж]. • Продолжать формировать навыки звукового анализа и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с родственными сложными словами
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 18:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с родственными сложными словами» (включая файлы) размещена пользователем Шабалова Марина Владимировна (УИ 2274954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД