Шабалова Марина Владимировна
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с родственными сложными словами
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе
по ознакомлению с родственными сложными словами
«Спешим на помощь к Дереву родственных слов»
Задачи коррекционно-образовательные:
-активировать речь дошкольников и развивать лексико-грамматическую сторону речи с использованием балансира и игровых технологий;
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с родственными сложными словами» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
-формировать навыки словообразования и словоизменения, закреплять их в словосочетаниях, предложениях, связной речи;
-уточнять и расширять словарь однокоренных слов к слову снег;
-совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, употребление падежных форм существительных);
-совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление ССП и СПП);
Задачи коррекционно-развивающие:
-совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, логическое мышление;
-развивать фонематическое восприятие;
-развивать речевое дыхание;
Задачи воспитательные:
-совершенствовать личностные качества;
-активизировать творческий потенциал детей.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображением родственных слов к слову снег (снег, снежинка, снегопад, снежная горка, снеговик, Снегурочка, снежки, снегирь, предметные картинки с изображением сложных слов (снегоход, снегокат, снегоочиститель, снегопогрузчик, снегомер, снегоступ. снеголеп, снеготаяние, угощение «Зефир», изображение дерева родственных слов, телевизор, видео к игре «Составь предложение», аудиозапись пения снегиря, балансир, две большие резные снежинки.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Логопед : - Какое время года за окном? (зима). Чтобы точно сказать, без чего зимы не бывает, отгадайте мою загадку:
Белое покрывало землю укрывало, солнце припекло, одеяло потекло (снег).
II Основная часть
1. «Найди слово - освободи веточку»
Да, ребята, без снега зимы не бывает. На прошлом занятии мы с вами были в Стране родственных слов и под волшебным деревом нашли настоящий снег. Какой был снег? (холодный, липкий, белый, хрустящий). Снегу рады все, но в этом году его так много, что наше Дерево родственных слов полностью засыпало, и оно может сломаться. Давайте поможем нашему Дереву и освободим его. Для этого в стихотворении, которое я вам прочитаю, найдите, пожалуйста, все родственные слова к слову снег.
Двор наш заснеженный ярко блестит,
Снежная крепость в нём смехом звенит.
Лепит снежки детвора день-деньской.
Хвалятся крыши каймой снеговой.
С новой метёлкой стоит снеговик.
Снега излишки увёз грузовик.
К ёлке готовим снежинки, фигурки,
Ставим весёлый спектакль Снегурке.
Мы не скучаем пока по весне,
Но вот подснежники видим во сне. (И. Агеева)
Дети называют слова. А на Дереве родственных слов «убирается снег», и появляются картинки с изображением однокоренных слов к слову снег (снежинка, снегопад, снежная горка, снеговик, Снегурочка, снежки, снегирь).
2. «Почему так говорят?»
Логопед : - Вот мы расчистили веточки, и появились родственные слова. Какого слова не было в стихотворении? (снегирь). Ребята, послушайте, снегирь насвистывает нам, что зима в наших краях красивая, снежная. И снег изменяет жизнь людей. Люди к этому приспосабливаются, и именно люди придумывают много новых предметов, связанных со снегом, и обозначают эти предметы новыми словами. Попробуйте объяснить, почему так говорят: снегопад, снеголеп, снеготаяние (ответы детей).
3. «Назови одним словом»
Логопед : - Правильно, ребята. Чтобы было проще, взрослые придумали так: надо взять два слова, чуть-чуть их укоротить и сложить новое слово, например: снег падать – снегопад, снег лепить – снеголеп… Давайте попробуем и мы сложить новые слова :
Снег, ходить – снегоход;
Снег, катить – снегокат;
Снег, очиститель – снегоочиститель;
Снег, погрузчик – снегопогрузчик;
Снег, мерить – снегомер;
Снег, ступать – снегоступ.
По мере образования новых слов появляются картинки с изображением этих предметов.
4. «Какой, какая, какое, какие?»
Логопед : - Я предлагаю вам, ребята, дать определения нашим новым снежно-сложным словам, съезжая с горки. Для этого надо встать на балансир, и раскачиваясь из стороны в сторону, говорить, какой предмет по высоте, красоте, необходимости, материалу… Будьте внимательны и осторожны, а то упадёте прямо в снежный сугроб. Поехали!
Снегоход и снегокат какие? – быстрые, стремительные…
Снегоочиститель какой? – полезный, нужный…
Снегопогрузчик какой? – большой, железный…
Снегомер какой? – вытянутый, металлический…
Снегоступы какие? – легкие, овальные…
Снеголеп какой? – детский, пластмассовый…
Снегопад какой? – неожиданный, сильный…
Снеготаяние какое? – весеннее, дружное…
5. «Что изменилось?»
Съехали мы с горки, никто не упал. Молодцы! Даже жарко стало, вот бы ветерок подул!
Давайте, ребята сами подуем и посмотрим, что из этого получится. Закрывайте глаза, вдох короткий - носом, а выдох продолжительный – через рот (пока дети выполняют 2-3 раза дыхательное упражнение, логопед меняет местами 2 картинки). Откройте глаза. Что изменилось? (упражнение повторяется 3-4 раза).
6. «Чего не стало?»
Логопед : - От нашего ветерка полетели две снежинки и закрыли две картинки (логопед закрывает снежинками поочерёдно по две картинки). Чего не стало?
7. Физкульминутка «Снежок»
Логопед : - Совсем заморозил нас снег. Давайте согреемся, поиграем:
Раз, два, три, четыре,
Мы снежок с тобой слепили,
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим, два – поймаем
И вперёд его бросаем!
8. «Сказочные предложения»
Логопед : - Наше волшебное Дерево родственных слов хочет услышать от вас, ребята, сказочные предложения со всеми родственными словами к слову снег, например: Снегирь не любит снегопад или Снегурочка надела снегоступы и пошла по лесу
(ответы детей)
III Подведение итогов
Логопед : - Вы большие молодцы, девочки и мальчики. Дерево родственных слов благодарит вас за помощь и награждает сладкими снежками, от которых у вас точно не заболит горло. Эти снежки – зефир. Вам дарит Дерево мультфильм с новыми сложными словами.
Снего, снего, снегопад!
Снегопаду каждый рад!
Сядем мы на снегоход
И отправимся в поход.
На заснеженной полянке
Пересядем дружно в санки.
И нарядный снегокат
Прокатить детишек рад.
Снегоступы надеваем,
По сугробам мы шагаем.
Снеголеп скорей бери,
Будут у ребят снежки.
Снегопад, снегопад,
Снегопаду каждый рад!
Просмотр мультфильма.
А ещё наше волшебное Дерево предлагает вам вместе с папами и мамами дома сочинить сказку, в которой будет как можно больше родственных слов к слову снег. И сделайте, пожалуйста, к своим сказкам рисунки. Тогда у нас в группе появится «Книга снежных сказок».