Анастасия Мороз
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей по лексической теме «Насекомые»
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Уточнение и расширение словаря по теме : «Насекомые», совершенствование грамматического строя речи;
продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать зрительное внимание; совершенствовать навыки движения, ориентировки на теле
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов, координации речи с движением, творческого воображения. Развивать фонематический слух, обогащать словарный запас по теме «Насекомые», формировать умение образовывать приставочные глаголы.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность
Оборудование: коврик-пазл «Насекомые» (на деталях изображены насекомые и один паук, игрушки и картинки по лексической теме «Насекомые»; прищепки, магнитики, фишки, шарики для звукового анализа; аудио-запись «Полет жука»;
Ход занятия
Организационный момент:
Психогимнастика
Логопед : Ребята, давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик хорошего настроения. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени, желая доброго утра.
I часть.
Проблемная ситуация:
Логопед : Присаживайтесь на коврик, вам не кажется что он необычный, чего-то в нем не хватает?
Дети: Деталей
Логопед : Давайте дополним коврик, каждый назовет насекомое и подберет к нему слово-действие.
Дети: Жук ползет, сидит, спит; бабочка летит, порхает, взлетает; кузнечик прыгает, стрекочет и т. д.
Логопед : Замечательно, получился красивый и целый коврик!
Давайте придумаем ему название! Кто изображен на ковре? Можем ли мы назвать этот ковер «Насекомые»? Почему?
Дети: Нельзя, потому что на нем есть паук. А паук это не насекомое, у него 8 лапок.
(в случае, если ответа на вопрос не последует)
Если посмотреть, внимательнее, то мы увидим что тут кто-то лишний, кто? Послушайте загадку
Наткет, наплетет
Сядет и добычу ждет.
Паук, это не насекомое, так как у него 8 лапок, а у насекомых их 6, а еще у насекомых есть шея, а у пауков ее нет, грудь соединяется сразу с головой.
II. Основная часть.
Логопед : Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о насекомых. Предлагаю вспомнить, называть насекомых по картинкам
Дети: хором называют насекомых
Логопед : А вы когда-нибудь задумывались, почему этих живых существ назвали насекомые?
Дети: отвечают
Логопед : Слово насекомое произошло от слова насечки, у всех насекомых на теле можно увидеть насечки, такие поперечные полоски, видите? Вот именно поэтому насекомых и стали так называть
Жаль, что мы с вами не сможем сейчас, даже на улице увидеть все многообразие насекомых, а почему?
Дети: потому что многие насекомые уже спят, а многие погибли
Логопед : Но вы же знаете, что я немного волшебница и чтобы вновь встретится с насекомыми, я немного поколдую. Закройте глаза
Включаю аудио со звуком летящего жука
Кого вы услышали?
Дети: песенку жука
Логопед : К нам прилетел жук (зрительная гимнастика, жук, прикрепленный к указке летает по кабинету, ПЕРЕлетает со стола на стол, ЗАлетатет в коробку, ВЫлетает из коробки, ОБлетает коробку, Влетает в окно, Улетает из кабинета.
Вы заметили, что делал жук, он не только летал, какие новые слова действия появились?
Дети: называют слова-действия образованные с помощью приставок.
Логопед : Вот это да, наш жук прилетел не один, а со своими друзьями и называют их всех по-разному: у этих жуков двойное имя, как думаете, почему их так назвали (жук-солдатик, жук-слон, жук-трещалка, жук-плавунец, жук-долгоносик.
Предлагаю детям подумать, почему именно так назвали этих жуков. С помощью наводящих вопросов приходим к следующему. В ответах используем вводные слова ( опорные картинки которых висят на доске: я думаю, я считаю, мне кажется, я уверен, я знаю)
Жук слон-один из самых огромных жуков планеты, его усики похожи на бивни слона
Жук-плавунец умеет плавать под водой
Жук-солдатик имеет окрас, похожий на форму солдата
Жук – трещалка издает пронзительные звуки, исходящие из брюшка при виде опасности
У жука долгоносика долгий (длинный) нос, намного длиннее самого тела
Какой звук есть во втором имени этих жуков
Дети: Звук Л
Логопед : Какой это звук
Дети: Согласный, твердый, звонкий
Логопед : Назовите мне жука, в чьем имени один слог
Дети: Слон
Логопед : Давайте проверим. Отхлапываем слова. Вспоминаем правило о количестве слогов в зависимости от гласных. Звуковой анализ слова слон. Покажите первый звук, последний, гласный звук, согласный твердый, глухой.
Логопед : Молодцы, а я еще вспомнила стихотворение о жуке, вы его тоже знаете, давайте вместе его расскажем
Я нашла себе жука, на большой ромашке
Не хочу держать в руках, пусть лежит в кармашке
Ой, упал мой бедный жук, нос испачкал пылью
Улетел мохнатый жук, зажужжали крылья!
Логопед : Какая ромашка была в стихотворении?
Дети: Большая
Логопед : Бывают большие ромашки, а бывают?
Дети: Маленькие
Логопед : Так и насекомые бывают большие, а бывают маленькие
Давайте на большую ромашку мы посадим больших насекомых, а на а маленькую - маленьких
У маленького кузнечика - ножки, а у большого - ножищи
У маленького жучка - усики, а у большого - усищи
У маленькой бабочки крылышки, а у большой - крылищи
У маленькой стрекозки глазки, а у огромной - глазищи
У маленькой божьей коровки брюшко, а у большой-брюшище
Посмотрите сколько на свете насекомых, какие они разные, возьмите того, кто вам понравился больше всего, давайте попробуем сказать о каждом из них слово признак, соединив два слова. Кладу в каждую ладошку по «слову»
У бабочки пёстрые крылья, поэтому она пестрокрылая.
У богомола длинный ноги, поэтому она длинноногий.
У таракана длинные усы, поэтому он длинноусый.
У бабочки большие крылья, поэтому она большекрылая.
Муравей любит трудиться, поэтому он трудолюбивый.
Пчела носит мёд, поэтому она медоносная.
У жука чёрная голова, поэтому он черноголовый.
Логопед : какие молодцы, о чем мы только сегодня не поговорили, вам было интересно? или скучно, сложно или легко?
III Итог
Логопед : Ребята, а что вы расскажете своим мамам, поделитесь информацией какие бывают жуки? и почему паук не насекомое, почему насекомых назвали насекомыми? Что еще вы запомнили?
Я уверена, что насекомым было приятно находится с нами в одной компании, очень жаль расставаться, но мы с вами встретимся завтра и поговорим о том, что насекомые бывают вредные и приносящие пользу. Спросите вечером у мам, что они об этом знают, а завтра расскажите.
А еще мы с вами что то забыли, похвалим себя МЫ МОЛОДЦЫ!