Елена Журавлева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Огород. Овощи» (по сказке «Репка» с изменением сюжета)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение имеющихся знаний детей по теме.
Коррекционно-образовательные задачи.
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» (огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка, капуста; растить, убирать, копать, дёргать, рыхлить, пропалывать, удобрять, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать; вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый).)
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Огород, Овощи“ (по сказке „Репка“ с изменением сюжета)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Овощи. Сказки, стихи, детская литература
- Огород. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Репка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Совершенствование грамматического строя речи (Согласование существительного и прилагательного в роде и числе, формирование предложно-падежных конструкций).
Совершенствование навыка слогового анализа.
Развитие связной речи.
Моделирование и творческий пересказ сказки (связная речь).
Коррекционно-развивающие задачи.
Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, пространственных представлений, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, проектор, экран, мультимедийные презентации «Репка», «В огороде у Кролика», поднос с овощами (муляжи, мешочек для игры «волшебный мешочек», картинки по теме «Овощи», мяч, медальоны с изображением овощей, зеркала, дидактическое пособие «Ёлочка», лист бумаги А4, цветные карандаши.
Предварительная работа. Экскурсия на рынок, рассматривание овощей, приготовление овощного салата, беседа о пользе овощей. Разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла».
Технологии/методики, используемые на занятии:
Технология моделирования и проигрывания сказок: моделирование сказки с изменённым сюжетом, моделирование сказки «Репка» с использованием дополнительного персонажа.
Информационно-коммуникативная технология: компьютерная презентация по мотивам сказки «Репка», игра «В огороде у Кролика»
Игровая методика «Расскажи стихи руками»: динамическая пауза «Хозяйка однажды с базара пришла», разучивание части стихотворения.
Методика обучения «Нарушения чтения и письма у детей» (автор: Корнев А. Н.): рисуночная игра «Дружное рисование»
Современная логопедическая технология. «Дидактический синквейн»: «стих-ёлочка» - составление синквейна о морковке.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Создание эмоционального фона и объявление темы занятия.)
Логопед с помощью колокольчика собирает детей в круг. Спрашивает: Ребята, как звенел колокольчик? Дети: громко, звонко, красиво, мелодично.
Логопед: А вы знаете, как звучат ваши имена? Сядет тот, кто услышит, как звучит в моих ладошках его имя. (Отхлопываем слоговой ритм имени). Дети садятся на стулья.
А теперь погладим ушки, чтобы они хорошо слушали, погладим глазки, чтобы они лучше смотрели, погладим головки, чтобы вы лучше думали, и просто потому, что вы хорошие дети!
Ну что, ребятишки, девчонки и мальчишки, поиграем в сказку.
Есть поговорка: Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Чему нас учат сказки?
На экране появляется заставка, затем картинка - Дед возится в огороде.
Логопед: Кто это? (Дед). Что он делает? (Возится в земле, сажает) Вы уже можете угадать сказку? Какая сказка начинается со слов: «Посадил Дед…» Дети угадывают. Если нет, то логопед загадывает загадку:
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
Ответ: Репка
2. Моделирование сказки с изменением сюжета. (Развитие творческого мышления. Расширение и уточнение словаря).
Логопед: Угадали сказку. Да только в нашей сказке у Деда не было семян репы. Поэтому он посадил…Что же он посадил? Какие овощи похожи на репу? Почему?
Дети называют овощи, похожие на репу по цвету, форме и т. д.
Логопед: Посмотрите на картинки, какой из этих овощей похож на репу, почему? (На картинках: баклажан, помидор (томат, огурец, морковь). Дети отвечают, что морковь, как и репа, зреет под землёй. Логопед: Молодцы! Верно заметили. Такие овощи называются «корнеплоды». К корнеплодам относятся овощи, съедобная часть которых представляет собой разросшийся мясистый корень. Назовите такие овощи. Репа, редис, морковь, свекла, петрушка, сельдерей, редька, картофель.
Логопед: Посадил Дед…морковь! И выросла морковь большая - пребольшая. Ребята, а что Дед делал, чтобы морковь выросла? Как ухаживал за ней? Поливал, удобрял, рыхлил, пропалывал.
Обрадовался Дед и стал морковь из земли тянуть: тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал Дед…Кого?
Дети: Бабку! (на экране появляется изображение Бабки).
- Бабка, идём помогать – морковь тащить!
-Не могу я сейчас тебе помочь, мне самой помощь нужна: у меня все овощи в кучу сбились, друг другу мешают, надо бы их рассадить!
3. Игра «Живые овощи». (Пространственная ориентировка, координация движений, формирование вежливого монологического высказывания, формирование предложно-падежных конструкций).
Логопед предлагает детям игру «Живые овощи». Выбирает 5-6 детей. Раздаёт медальоны с изображением овощей, дети встают в ряд.
Логопед (ведущий) даёт команды овощам: «Капуста, встань, пожалуйста, между баклажаном и огурцом» (Ребёнок с медальоном «капуста» выполняет задание)
«Баклажан, встань, пожалуйста, за тыквой» и т. д. (справа от, слева от, перед, после, около и т. п.) Затем в роли ведущего выступают дети.
Логопед: Молодцы! Помогли Бабке рассадить овощи. Поспешила она к Деду. Бабка за Дедку, Дедка за морковку. Тянут – потянут, вытянуть не могут!
Позвала Бабка…Внучку. (На экране появляется изображение Внучки).
- Внучка, идём помогать – морковь тащить!
-Не могу я сейчас вам помочь, меня Кролик на помощь позвал: около его дома столько всего выросло, а надо собрать только урожай овощей.
4. Игра «В огороде у Кролика».
В игре на экране появляются поочерёдно овощи и фрукты. Дети распределяют их между Кроликом и Винни Пухом. Кролику – овощи, Винни Пуху – фрукты.
Логопед: Молодцы! Внучка побежала помогать тащить морковку!
Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за морковку. Тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала Внучка….Жучку (на экране появляется собака Жучка).
- Жучка, идём помогать – морковь тащить!
-Не могу я сейчас вам помочь, Кролик отдал мне урожай овощей, а в мешочке все овощи перепутались. Мне нужно их разобрать.
Логопед: Ребята, поможем Жучке!
5. Игра «Волшебный мешочек». (Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи»)
Логопед: Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ и положить его в корзинку.
1-й ребёнок. Это круглый красный помидор.
2-й ребёнок. Это длинная оранжевая морковка.
3-й ребёнок. Это зеленая хрустящая капуста.
4-й ребёнок. А это сладкий сахарный горошек.
5-й ребёнок. Вот это зеленые хрустящие огурцы.
6-й ребёнок. А это толстый фиолетовый баклажан.
7-й ребёнок. Это красная сочная редиска.
8-й ребёнок. Это горький белый чеснок.
Логопед: Вот какой богатый урожай вырастил Кролик. Жучка благодарит вас за помощь и бежит тащить морковку.
Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за морковку. Тянут - потянут, вытянуть не могут! Стала звать Жучка …Кошку (На экране появляется изображение Кошки).
- Кошка, идём помогать – морковь тащить!
-Не могу я сейчас вам помочь! У Жучки овощи в мешочке перепутались, а у меня слова в стихотворении. Вот послушайте:
Посадил садовод
Нам такой огород,
Где на грядках засеяно густо
Редисвёкла, чеслук и репуста,
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел.
Дети находят картинки нужных овощей, выкладывают по порядку.
Логопед: Молодцы, ребята! Кошка побежала помогать тащить морковку.
Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за морковку. Тянут - потянут, вытянуть не могут! Стала звать Кошка …Мышку (На экране появляется изображение Мышки):
- Мышка, идём помогать – морковь тащить!
-Хорошо, помогу, только сначала вы меня покормите! Устала я в норке сидеть, проголодалась.
Логопед: Ребята, накормим мышку. Сварим для неё овощной суп.
6. Игра «Хозяйка однажды с базара пришла» (Развитие мелкой и артикуляционной моторики, координации, запоминание части стихотворения по методике «Расскажи стихи руками»)
Хозяйка однажды с базара пришла. Приседают, «шагают» пальцами по ковру
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, Загибают по одному пальцу на название на руках.
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе Попеременно ударяют кулачками и хлопают в ладоши
Кто лучше, вкусней
и нужней на земле
Картошка? Загибают по одному пальцу на название на руках
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох! Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
ножик взяла
И ножиком этим
крошить начала
Картошку, Загибают па одному пальцу на название на руках.
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка,
Капуста, Загибают по одному пальцу на название.
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Гладят рукой живот.
7. Общая артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед предлагает детям взять зеркала.
Логопед. Мы сварили вкусный овощной суп. Давайте покажем, как мы едим суп:
Сначала попробуем, какой вкусный суп. (Упражнение «Вкусное варенье». Широко открываем рот, кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Посмотрите, как я делаю это упражнение. Следите за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть.)
Дети под контролем логопеда выполняют упражнение 2—3 раза. Логопед предоставляет детям возможность для отдыха после каждого упражнения.
Теперь сделаем упражнение «Часики». Будем облизывать губы по кругу кончиком языка сначала в одну сторону, потом в другую. Смотрите, как я это делаю.
Дети выполняют упражнение 2—3 раза. Логопед следит за выполнением, не забывает напоминать детям о том, что нужно проглотить слюну.
Логопед: А после - почистим зубки язычком (упражнение — «Чистим зубки». Проводим кончиком языка по верхним и нижним зубам).
Дети выполняют упражнение. Логопед контролирует их.
Поела мышка и побежала помогать тянуть морковку:
Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за морковку. Тянут - потянут, вытянуть не могут!
Что же делать? Кого ещё позвать?
8. Упражнение «Дружное рисование». (Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, развитие графических навыков, творчества)
Логопед предлагает детям вместе придумать и нарисовать следующего героя сказки.
Дети рисуют по цепочке: первый начинает, по звуковому сигналу логопеда (хлопку) передаёт лист другому. В конце смотрят, что получилось, дают название персонажу.
Логопед предлагает позвать его на помощь в сказку.
Персонаж за Мышку, Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за морковку. Тянут - потянут, вытянули морковку!
Логопед хвалит детей и предлагает составить синквейн.
9. Итог занятия. «Стих-ёлочка». (Составление дидактического синквейна, обобщение темы занятия)
Логопед готовит дидактическое пособие «Ёлочка». Вместе с детьми составляют синквейны о морковке.