Ольга Медная
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Деревья. Лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и активизация словаря.
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по данной теме.
Коррекционно-развивающие. Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Деревья, Лес“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев.
1. Мотивационно-целевой этап:
Сядет тот кто назовёт- какая осенью бывает погода (холодная, ветряная, тёплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная, грустная)
2. Ориентировочный:
Чтение стихотворения
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём это стихотворение? (о дереве.)
3. Поисково-исследовательский:
Ребят давайте сейчас закроем глаза и мысленно отправимся на экскурсию в осенний лес. На свете среди всех чудес есть чудо - чудное – осенний лес. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами разговаривать? Все растения можно разделить на три группы : деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы. Они бывают высотой с десятиэтажный дом. Дерево состоит из трёх основных частей. Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы. Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке. Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений. Деревья бывают лиственные и хвойные. — Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т. д.)
— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.)
— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
И сегодня мы поговорим с вами о лиственных деревьях.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. Какие лиственные деревья вы знаете? Как вы думаете, для чего нужны деревья и какая от них польза? Ответы детей. Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые дают вкусные, съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
4. Практический
1. Игра «Чей лист?»
Лист осины - осиновый
Лист дуба - дубовый
Лист березы – березовый Лист рябины - рябиновый
Лист клёна - кленовый
Иголки сосны – сосновые
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)
2. Пальчиковая игра «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«Шагают» пальчики по столу).
3. Игра «Чьи плоды?»
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели.
4. Игра «Про какое дерево я говорю?» Подбор слов-признаков
Стройная, кудрявая, белоствольная (береза)
Грустная, печальная, плакучая (ива)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
5. Подбор слов-действий
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.
Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
6. Игра «Посчитай»
Одна береза, две березы, три березы,, пять берез. Один дуб, два дуба, три дуба,, пять дубов. Одна сосна, две сосны, три сосны,, пять сосен. Один клен, два клена, три клена,, пять кленов. Одна осина, две осины, три осины,, пять осин. Одна рябина, две рябины, три рябины,, пять рябин. Одна липа, две липы, три липы,, пять лип. Одна ива, две ивы, три ивы,, пять ив. Один ясень, два ясеня, три ясеня,, пять ясеней.
Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания
7. Игра «Назови ласково»
Тополь — тополек, дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка,
береза — березка (березонька,
рябина — рябинка (рябинушка,
елка — елочка,
сосна — сосенка,
клен — кленок,
яблоня — яблонька,
шишка — шишечка,
ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек,
лес — лесок,
иголка — иголочка.
8. Один – много (множественное число) :
лист – листья осина — … иголка — … береза – … ветка — … дерево — … пень – … рябина — … ствол -
9. Игра «Один - много»
Одна береза – много берез; один дуб – много дубов; один клен – много кленов; одна рябина – много рябин; одна сосна – много сосен; одна осина – много осин; одна липа – много лип. 5. Рефлексия.
Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались интересными? Оценка детей