Елена Челюканова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза.
Коррекционно-образовательные задачи:
-закрепление и уточнение названий перелетных птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания;
- обогащение словаря по данной теме.
- развитие связной речи, составление рассказа – описания.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. учить образовывать сложные прилагательные
2. учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных.
3. активизировать глагольный словарь.
4. формировать фразовую речь.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
5. закрепить и уточнить знание детей о перелетных птицах.
6. развивать логическое мышление, сенсорно-зрительное восприятие.
7. развивать мелкую, общую моторику, артикуляционную моторику, координацию движений с речью.
8. развивать речевое дыхание, голос.
Коррекционно-воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к птицам
2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях
3. воспитывать желание защищать и оберегать перелетных птиц.
Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, рассказ логопеда о перелетных птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.
Словарь: перелетные птицы, соловей, жаворонок, ласточка, аист, скворец, длинноногий, длиннохвостый, теплолюбивая, звонкоголосый.
Оборудование: Предметные картинки перелетных птиц, дерево, маски птиц, листья для дыхательной гимнастики, мнемо-таблица для составления описательного рассказа.
Организационный момент:
Логопед: - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (осень). А назовите мне признаки осени.
(стало холодно, часто идут дожди, на деревьях появились разноцветные листья, на улицах лужи, птицы улетают в теплые края, люди одеваются в теплую осеннюю одежду).
Ход занятия.
Логопед: - Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в осенний лес.
А чтобы туда отправиться нам надо закрыть глаза и произнести:
«Лист осенний закружи, дорогу в лес нам укажи!»
Логопед: - Ребята, вот мы и оказались с вами в лесу.
Вы чувствуете какой здесь свежий воздух, давайте подышим с вами.
1. Дыхательная гимнастика:
«Вдыхаем аромат леса»
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
«Листочки»
Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.
Можно сдувать листочки со стола, пока они все не окажутся на полу.
2. Развитие речевого дыхания и голоса.
Слышите, как ветер в лесу запел свою песню: С-С-С-С-С-С (с усилением звука)
А теперь – березы: М-М-М-М-М (тихо, высоким голосом)
А вот и ели наши зашумели: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
Ветер в лесу стал стихать: з-з-з-з-з.
3. Артикуляционная гимнастика.
Детям предлагается выполнить артикуляционную гимнастику “Птенчик”.
Язычок наш – это птенчик,
Он из гнездышка смотрел (язык лежит на нижней губе)
А потом он запорхал, (язык вверх – вниз)
Вокруг гнезда облетел, Язык облизывает губы по кругу)
Влево – вправо поглядел, (язык влево вправо)
А потом на ветку сел, (язык лежит на нижней губе)
Клювом воду набирал, (губы вытягивать трубочкой)
Всю до капли выпивал,
Потом дятлу подражал, (произносить: д-д-д-д-д-)
Словно червячка искал.
Логопед: - Ребята, а я сейчас слышу пение птиц (запись пения птиц).
Логопед: что вы услышали? (крики журавлей.)
Логопед: какими были крики (печальными, грустными.)
Логопед: Почему (Журавли улетают в теплые края, прощаются с родиной).
Логопед: а только журавли улетают в теплые края (нет)
Вот давайте мы с вами с помощью наших пальчиков и вспомним какие еще птицы улетают от нас.
4. Пальчиковая гимнастика.
Тили- тели, тили- тели-
На юг птицы полетели!
Полетел скворушка-
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж-
А весной все прилетели,
Песни звонкие запели!
Прикрепляются картинки на дерево.
5. Беседа по теме:
Логопед: - Ребята, какие вы молодцы. Хорошо знаете названия птиц
Дети, а какие это птицы? (перелетные)
- Почему их называют перелетными? (потому что птицы улетают в теплые края)
- А почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)
Логопед: -Что у птиц общего и чем они отличаются?
Дети отвечают. Общее – 2 крыла, две лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, клюв, перья.
Логопед: Все согласны? Да, вы правильно сказали.
Логопед:А в чем их отличие (– размер, цвет оперения, пение, место обитания, гнездования, корм)
6. Игра «Скажи, одним словом»
Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
7. Игра «Подбери слово-действие»
Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает осенний листик. Победителем будет тот, у кого больше листьев.
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).
8. Физминутка. (Импровизация движений по тексту)
Логопед: - Ребята, а давайте сейчас немножко отдохнем и поиграем. Я предлагаю надеть маски перелетных птиц.
Раз, два, три повернись и в перелетных птиц превратись.
Птицы учатся летать,
Чуть присели, полетели.
Птички прыгают, летают.
Крошки птички собирают.
Перышки почистили,
Клювики почистили
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели.
Вместе отдыхали
Кто сидит? – Я грач. Я скворец. Я аист. Я соловей. Я журавль. Я кукушка….
9. Составление описательного рассказа по мнемо - схеме:
Логопед: А теперь каждый про себя расскажет.
-Я скворец. Скворец – перелётная птица. У меня пёстрое оперение. Живу я в домике, который называется «скворечник». Питаюсь я дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Мои птенцы называются скворчата. Мы приносим пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.
Логопед: - Молодцы, ребята. А теперь: Раз, два, три повернись и в детей превратись.
Перелет –опасный путь для птиц, поэтому давайте их согреем ласковыми словами. (Я произношу слово, а вы это слово произносите ласково.)
9. Игра «Назови ласково» (Образование уменьшительно – ласкательной формы от существительного и прилагательного).
Пёстрая утка – (пёстренькая уточка)
Серая кукушка – (серенькая кукушечка)
Шустрая трясогузка – (шустренькая трясогузочка)
Добрая птица – (добренькая птичка)
Короткий хвост – (коротенький хвостик)
Тонкая шея – (тоненькая шейка)
Белое крыло – (беленькое крылышко)
Острый клюв – (остренький клювик)
- Очень хорошо мы справились с этим заданием.
Логопед: Но нашим птичкам пора улетать в теплые края. Путь далекий, нелегкий. Нам тоже пора возвращаться в детский сад.
Закрываем глаза и произносим: «Лист волшебный закрути, в детский сад нас возврати!»
Итог занятия.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в осеннем лесу)
-Понравилось ли вам наша прогулка?
Что было самым запоминающим, интересным, а что сложным?
- О ком мы беседовали? (о перелетных птицах)
- - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.
Молодцы!