Татьяна Чуева
Конспект занятия «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Чуева Т. Н., учитель-логопед МБДОУ д/с №52 г. Белгород
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект занятия „Перелетные птицы“ в подготовительной к школе группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-образовательные задачи: Систематизировать представление детей о перелетных птицах. Развивать фонетически чистую, грамматически правильную речь, совершенствовать навыки словообразования (образование прилагательных от существительных; образование приставочных глаголов, образование сложных слов, практическое употребление предлогов, лексически развитую и связную монологическую речь. Активизировать словарь антонимов, синонимов.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать долговременную память, произвольное внимание, связную речь, умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос. Развивать фантазию, творческое воображение. Развивать координацию речи с движением, навыки ориентировки в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение ко всему живому.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой, проблемный.
Приемы: игровой сюрпризный момент, демонстрация, показ, задания разного типа, беседа.
Оборудование: аудиозапись голоса птиц, мультимедиа, картинки - схемы, предметы - заместители.
Ход занятия:
Мотивационно – побудительный этап.
- Ребята, вы слышите звуки? Посмотрите на экран. Слайд №1 (птичья стая, голоса птиц)
Снова птицы в стаи собираются.
Ждет их за моря дорога дальняя. (Щелчок мышкой - на экране летящее перо)
- Посмотрите, к нам летит перо. Оно с письмом от нашей знакомой уточки. Догадались от кого? (Слайд №2, появляется утка)
- Письмо от Серой шейки.
- Вы помните, какая история с ней случилась? (Видео на слайде №2)
- Лиса поранила ей крыло.
- В письме Серая шейка пишет: «Моё крыло зажило. Я хочу полететь в теплые края. Но я ведь еще ни разу не летала. С кем лететь? Куда? Как? Я так волнуюсь!».
- Что же делать, ребята? Дети предлагают помочь уточке.
Организационно – поисковый этап.
- С кем должна полететь уточка? Если в стае утки, то стая какая?
- Лететь с уткам. Это утиная стая.
- Перелет на юг трудный, и птиц поджидает много опасностей. Что бы вы посоветовали Серой Шейке?
- Не подлетать к самолетам, облетать грозу, быть внимательными на островах, держаться стаи, улетать от орла.
- Все ваши пожелания мы оформим картинками и передадим Серой шейке. Но мы должны все проверить, чтобы уточка не попала в сложную ситуацию. А как?
- Самим «полететь».
- Представьте, что мы дикие утки. Прежде чем отправиться в полет, мы должны выбрать вожака. Каким должен быть вожак?
- Вожак должен быть смелым, сильным, заботливым, выносливым, бесстрашным. Дети предлагают вожаком быть воспитателю.
На доску выставляем схему (стая и вожак).
- Спасибо за доверие, я буду с вами во всем советоваться.
- Вы готовы? Мы полетим с музыкой.
Звучит музыка. Дети поют.
Улетают уточки
С теплого болота.
Ни боясь ничуточки
Дальнего полета.
Уточки красавицы
Не выносят вьюги
Облаков касаясь,
Улетают к югу Дети сидят.
Поднимаются
Дети «летят».
(Слайд №3) - Стая, над чем мы пролетаем? (Слайд №4)
- Мы пролетаем над рекой.
- Прямо на нас летит самолет, что будем делать? Как вы думаете?
Ответы детей : Залететь, отлететь, пролетим
- Я с вами согласна: в тучу можем -. , в сторону …., а мы под самолетом … (Щелчок - самолет улетает) Выставляем схему (самолет). (Слайд №5)
- Уточки, пред нами горы. Давайте посоветуемся, что делать?
- Гору мы облетим, через нее – перелетим. Мы пролетаем над горами. (Щелчок - птицы перелетают горы) (Схема горы)
- (Слайд №6) Стая слева от нас летит косяк гусей. Значит косяк какой?
- Это гусиный косяк.
- У них длинные шеи, а у нас.. - А у нас короче.
Их называют … длинношеие.
Как они подают голос? - Они гогочут.
- (Слайд №7) Над нами летит клин журавлей. Значит клин какой?
- Это журавлиный клин.
- У них длинные ноги, а у нас? - А у нас короткие лапки. Их называют … длинноногие. Как они подают голос? - Они курлычат.
- (Слайд № 8) Под нами пролетает стая аистов. Какая стая? – Аистиная стая. У них острые клювы, а у нас? - А у нас тупые клювы. Их называют … остроклювые.
- Эти птицы нас не обидят, каждая стая летит своей дорогой.
- (Слайд № 9) Стая, над чем мы пролетаем? - Мы пролетаем над морем.
- Некоторые утки уже устали. Что же делать? (Обсуждаем ответы детей) Выставляются картинки – море (бревно, лодка, корабль, остров) Дети советуют сесть на воду, на лодку, бревно, корабль, искать остров.
- Я вижу небольшой островок, летим туда (Щелчок – остров, щелчок - утки сели) Выставляется схема острова.
- Как вы думаете, какие опасности могут нас там поджидать?
- Там могут быть хищные звери, охотники.
На схему острова выставляются силуэты охотника, птицы,. .
- Птицы, ищите еду, но так как на острове опасно, поэтому найдите себе пару, и идите вместе. ( Дети собирают предметы-заместители: пуговицы, веревки, каштаны, кусочки ткани)
-Чья пара уже нашла еду? Какую еду вы нашли? Дети придумывают названия еды предметам – заместителям: червяки, мотыльки, жуки, ….
- Как это можно назвать, одним словом? - Это еда, корм, пища, питание
- Отдыхайте. (Пальчиковая гимнастика)
Птички крылышки сложили (Рука на руку)
Птички крылышки помыли. (Гладят руки)
Птички клювом повели. (Показывают пальцами клюв).
Птички зернышки нашли. (Стучат «клювами»)
Птички зернышки поели.
Птички песенки запели: - Как утки подают голос? Значит, они что делают?
- Утки крякают.
- Послушаем утиные песенки-распевки (Музыкальное сопровождение)
Кря-кря-кря – летели за моря.
Кря-кря-кря – сели мы не зря.
Да-да-да – вкусная еда.
Ра-ра-ра – собираться нам пора.
Кря-кря – кря – виднеется заря. (Слайд №10, дождь, гром)
- Утки прячьтесь скорее от грозы! (Щелчок- утки исчезают, щелчок – исчезает гроза, щелчок – утки сидят)
Беседа о том, куда птицы прятались. (Усвоение предлогов)
- Я спряталась на ветку. Я спряталась под листьями. Я спряталась под кустом. Я спряталась под камнем.
- Птички крылышки раскрыли
Полетели, полетели! (музыка) (Слайд № 11)
- Посмотрите, что виднеется вдали? (Щелчок - приближается берег)
- Мы совершили путешествие, на нашем пути встретились трудности, мы стали опытнее, умнее, составили план полета.
- Как же мы отправим это послание Серой шейке?
- Я с вами согласна, лебединая стая может отнести письмо Серой шейке. Вы сейчас сделаете лебединый клин.
Воспитатель: - Ребята на острове вы искали корм парами. Так было легче?
- Выберите себе пару, вместе вы будете делать лебедей.
- Расскажите, что есть у птицы. Дети называют части тела птиц.
- На столах лежат различные материалы, выберите, из чего вы бы хотели сделать лебедя.
- Определитесь в своей паре, кто, что будет делать и из какого материала.
Практическая деятельность детей.
Рефлексивно-корригирующий этап.
- Всех ваших птиц соберем в клин и отправим в полет. Кто будет лететь первым? - Первым летит вожак.
- Кому доверим наше послание для Серой шейки?
- Как вы думаете, мы ответили на вопросы Серой шейки.
- Наш план полета поможет Серой шейке?
- Чему вы, как птицы, научились в этом полете? - Облетать самолеты, быть осторожной на острове, прятаться от грозы, хищных птиц и зверей.