Бэлла Вербицкая
Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные лесенки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание интереса к музыке, к труду музыканта, ценностное
отношение к нему и понимание его общественной значимости, уважение к
профессии «музыкант», формирование представлений о музыкальной
грамоте.
Задачи:
- познакомить детей с профессией «музыкант», формировать представления
об этой профессии;
- познакомить детей с элементами музыкальной грамоты: с нотном
станом, скрипичным ключом, нотами, звукорядом;
- закрепить знания о звукоряде посредством практической игровой и
дидактической деятельности;
- развитие мелодического слуха на основе цветового восприятия.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Игры, самодельные инструменты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Старшая группа
- Темочки
- формирование умения выстраивания цвета в точной последовательности в соответствии с радугой.
- формирование восприятия и различения трёх, четырёх, пяти, шести, семи звуков в поступенном движении вверх и вниз.
- формирование интонационно-чистого пропевания трёх, четырёх, пяти, шести, семи звуков в поступенном движении вверх и вниз.
- формирование чёткого и ритмически точного пропевания слов попевок.
- формирование умения соотношения цвета нотки цвету высоты ступени музыкальной цветной лесенки.
- формирование умения соотношения услышанных последовательностей звуков с выкладыванием их на музыкальной цветной лесенке.
- воспитание культуры слушания, чувства выдержки, доброжелательности, партнёрских отношений в процессе игры.
- формирование эстетического восприятия и бережного отношения к музыкально-дидактическому пособию «Музыкальные разноцветные лесенки» в процессе его использования.
Приёмы:
- использование литературного представления ноток и лесенок в стихотворной форме; (стихи, словесный, слуховой)
- сопровождение представления элементов музыкальной грамоты красочным оформлением и объёмными игровыми пособиями; (наглядный)
- закрепление знаний о звукоряде в форме игры. (игровой, практический).
Оборудование:
- ширма с изображением нотного стана, скрипичного ключа, семи нот идущих вверх соответствующих по цвету радуге на серебряном фоне 1 шт. ;
- металлофон 1 шт. ;
- подставка серебряного цвета под большую сборную лесенку-образец 1 шт. ;
- ступени всех цветов радуги разной высоты большой сборной лесенки-образца серебряного цвета 7 шт. ;
- круглые нотки всех цветов радуги с плоским основанием для большой сборной лесенки-образца серебряного цвета 7 шт. ;
- подставка серебряного цвета под малую игровую лесенку 1 шт. ;
- ступени всех цветов радуги разной высоты малой сборной игровой лесенки серебряного цвета 7 шт. ;
- нотки-крышечки всех цветов радуги 2 комплекта 14 шт. ;
- карточки с заданиями – лесенками 10 шт. ;
- призовые жетоны 9 шт. ;
- конверт для жетонов 1 шт. ;
- непрозрачный мешочек для вытягивания крышечек-ноток 1 шт. ;
- коробка серебряного цвета для всех элементов сборных лесенок 1 шт.
Подготовка к игре:
Педагог показывает детям собранную большую разноцветную лесенку-образец из 7 ступеней с разноцветными нотками на каждой ступеньке.
Педагог: Знаете ли вы, дети, что это?
Дети: Лесенка.
Педагог: А почему она такая красивая и что она обозначает?
(Ответы детей).
Педагог: Это лесенка не простая, а волшебная, потому, что может с помощью музыки превратиться в музыкальную. А что же такое музыка? (Ответы детей).
Педагог: Что только есть прекрасного на свете –
Всё музыка нам может передать:
И шум волны, и пенье птиц, и ветер.
Про всё она нам может рассказать.
Поют, танцуют, веселятся дети
И просто слушают, закрыв глаза.
Прекрасно, что есть музыка на свете!
Нам без неё прожить никак нельзя!
Педагог: А как появляется музыка?
Дети: Её сочиняют композиторы или народ.
Педагог: А кто о музыке всё знает, с детства нотам обучает,
У кого такой талант? Это ясно –
Дети: Музыкант!
Педагог: Правильно. Есть такая профессия «Музыкант». А в вашем детском саду есть музыкант?
(Ответы детей).
Педагог: Правильно, в нашем детском саду есть музыкант и его профессия называется «Музыкальный руководитель».
Музыкальный руководитель - это вроде как учитель.
В детском садике ребят учит петь и танцевать,
Слушать музыку, играть, оркестром пьесы исполнять.
С нотной грамотой знакомит, праздники для них проводит.
Первый в музыке учитель - это ваш руководитель.
Но чтоб музыкантом стать, нужно очень много знать!
Нужно ноты изучить, музыкальный слух развить.
Буду я вам помогать, буду нотки представлять!
Кто такие эти нотки? Где живут? И как поют?
Мы узнаем непременно здесь на ширме прямо тут!
(Перед детьми выставляется ширма с разноцветным звукорядом).
Педагог: Нотки в домике живут, домик нотный стан зовут.
Этажей в нём целых пять, будут нотки там звучать.
Чтобы ноткам всем запеть, нужно домик отпереть.
Есть у нас скрипичный ключ. В этом деле он могуч!
Дом скрипичный ключ открыл и всех ноток оживил.
Нота «до», как на скамейке, на добавочной линейке.
Красный цвет так полюбила, что им радугу открыла!
Нота «ре» поёт жалейкой там под первою линейкой.
Цвет оранжевый и яркий, словно мандарин в подарке!
Нота «ми» залезла выше, на линейку села, тише.
По душе ей жёлтый цвет, словно солнышку привет!
Между первой и второй «фа» глядит в окошко.
Ей зелёный по душе, словно у горошка.
На второй линейке «соль» - вовсе не спесива,
Любит очень голубой, как волна красива!
Между третьей и второй нота «ля» присела.
В ярко-синем сарафане песенку запела!
На линейке третьей «си» споёт, когда не попроси,
В фиолетовом наряде, как всегда при всём параде!
Ах, какой чудесный дом, сколько ярких красок в нём!
Если их передружить, можно радугу сложить!
Будут радовать ребят краскоряд и звукоряд.
Будем звуки собирать, будем в радугу играть!
Педагог: Дети, посмотрите, наши разноцветные нотки на ширме одинакового цвета с нашей разноцветной лесенкой. Вся эта лесенка состоит из 7 ступенек и у каждой ступеньки есть своя нотка. У каждой ступеньки есть свой цвет и каждая нотка соответствует этому цвету. Поэтому у лесенки из 7 ступеней есть 7 цветов и расположены они точно так, как у радуги.
Но лесенки могут быть не только из 7 ступеней, но и из 3, 4, 5, 6 ступенек. Можно так пропеть нотки, что может получиться любая лесенка из разного количества ступенек. Я предлагаю вам познакомиться с музыкальными разноцветными лесенками.
Методические указания:
Педагог строит и показывает детям малую сборную разноцветную игровую лесенку с разноцветными крышечками.
Пропевает и проигрывает на металлофоне «Вверх идём», выкладывает лесенку из 3 ступеней с крышечками, затем пропевает и проигрывает на металлофоне «Вниз идём». Затем педагог предлагает детям их спеть.
Так педагог поочерёдно пропевает, проигрывает, выкладывает и просит спеть детей: Звучание 4 ступеней: «Идём мы вверх»; «Идём мы вниз»;
Звучание 5 ступеней: «Вверх шагаем мы»; «Вниз шагаем мы»;
Звучание 6 ступеней: «Поднимемся мы вверх»; «И спустимся мы вниз»;
Звучание 7 ступеней: «Друг за другом вверх идём»; «И спускаемся потом».
Педагог предлагает детям по желанию самостоятельно выкладывать прозвучавшие музыкальные лесенки.
Правила игры:
В игре могут принимать участие 7 детей, и ведущий.
Ведущий предлагает вспомнить детям в какой последовательности выстраиваются цвета радуги, (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, феолетовый). Затем перемешивает второй комплект крышек-ноток в непрозрачном пакетике и предлагает детям вынуть свою крышечку-нотку. Цвет каждой крышечки-нотки определяет очерёдность участия каждого в игре. Все играющие рассаживаются соответственно цветовой последовательности. А крышечки-нотки сдают ведущему. Ведущий убирает металлофон за ширму, ставит подставку для лесенки, кубики и крышечки-нотки перед первым игроком, кому достался первый цвет радуги (красный). Так как заданий 10 и они не должны повторяться, то карточки с ними раскладываются перед играющими обратной стороной. Играющий выбирает карточку не поворачивая её к себе и отдаёт ведущему.
Ход игры:
Первый играющий прослушивает последовательность, сыгранную ведущим на металлофоне за ширмой и выкладывает её с помощью цветной лесенки. Все играющие внимательно следят за точностью выкладываемой лесенки. Если лесенка выложена правильно, то игроку выдаётся призовой жетон. Если лесенка выложена неправильно, то игрок выбывает из игры и отдаёт свою крышечку-нотку ведущему. Ход переходит ко второму играющему в соответствии с цветом радуги. У каждого играющего 1 ход. Если остаются несколько победителей, то они могут разыграть оставшиеся три задания, используя прежнюю очерёдность. Это будет супер-игра. Победителей может быть несколько или же побеждает тот, у кого всех больше призовых жетонов.
Педагог: Вот мы и познакомились с некоторыми элементами музыкальной грамоты, потренировали свой голосок и музыкальный слух. Конечно, чтобы стать настоящим музыкантом-профессионалом, нужно ещё очень многое узнать и потрудиться, но всё равно мы уже на правильном пути! Ведь только настоящие музыканты умеют создавать и воспроизводить красивую и волшебную музыку. А без музыки, как мы уже заметили, прожить не возможно.