Шалаева Людмила
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков «[С]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада
Тема: Дифференциация звуков «С-Ш» в слогах, словах и предложениях.
Цель: Закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях. Коррекционно- образовательные задачи:
- Закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах, предложениях;
- Закрепление умения различать звуки [с], [ш] на слух и в произношении;
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Закреплять формирование навыка в образовании существительных ед. ч в существительные мн. ч, делить слова на слоги;
- Закреплять умение согласовывать числительные с существительным;
-Совершенствовать умение составлять простые предложения.
Коррекционно – развивающие задачи:
- Способствовать развитию фонематических процессов;
- Способствовать развитию артикуляционной моторики;
- Способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников
(активизировать слуховое, зрительное внимание, память) и мелкой моторики рук;
Способствовать развитию словарного запаса;
- Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями педагога.
Содержание организованной деятельности детей
l. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет не простое занятие, а занятие путешествие. отгадайте загадки и тогда вы узнаете куда мы отправимся.
- Загадки:
Живёт в норке, грызёт корки
Короткие ножки, боится кошки (Мышка)
ОТГАДАЙТЕ ВТОРУЮ ЗАГАДКУ:
Что за чудо-длинный дом
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус).
Какой согласный звук я выделяю голосом в середине слова Мыш-ш-ка? (Ш)
Какой согласный звук я выделяю голосом в конце слова Автобус- с? (с)
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к мышке на автобусе (показ картинки). По дороге будем учиться четко произносить звуки [с ]и [ш], находить эти звуки в слогах, словах и предложениях.
Для этого нужно сначала подкачать шины насосом. Давайте споем песенку «насоса» : ш-ш-ш. молодцы, шины накачали, теперь заведем мотор и с ветерком помчимся. Ветер свистит в окнах, давайте споем песенку «ветерка» : с-с-с.
Артикуляция звуков.
• Посмотрите в зеркало и произнесите звук [c]. Где находится язычок когда мы произносим звук? (за нижними зубами). Воздушная струя холодная. Что делают губы? Губы в улыбке. Звук С гласный или согласный (согласный, звонкий или глухой (глухой)
• Теперь произнесем звук [ ш]. Язычок поднимается вверх. Воздушная струя теплая. Что делают губы? (Губы тянутся вперед). Звук Ш гласный или согласный (согласный, звонкий или глухой (глухой)
ll.Основная часть.
Ребята, вот мы и приехали на первую остановку, а называется она – остановка
«Гимнастическая». На этой остановке вам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. (Планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения звуков)
-1 «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам, губки тянем прямо к ушкам.
-2 «Хоботок»
Подражаю я слону, губки хоботком тяну.
- 3 «Лопаточка»
Язычок наш как лопатка: закругленный, плоский, гладкий.
-4 «иголочка»
Язычок наш, как иголка! Отойди, уколет колко.
-5 «Парус»
Раз, два, три, четыре, пять можно парус поднимать,
Раз, два, три, четыре, пять можно парус опускать.
- 6 «Чашечка»
Любим пить мы сладкий чай, ну ка чашку подставляй.
- 7 «Грибок»
Язычок у нас –грибок! Подставляйте кузовок.
-8 «Лошадка»
Причешу лошадке хвостик и верхом поеду в гости.
Цокай громче язычок, чтоб никто догнать не смог.
Молодцы! Едем дальше!
Дифференциация звуков (С-Ш)
Ребята, наш автобус прибыл на остановку «Звуковая» посмотрите, здесь для вас зашифровано задание. Как вы думаете, что означают эти стрелочки? Стрелочка вверх указывает, что язык поднимается вверх, нужно произносить звук [ш], стрелочка вниз указывает, что язык опускается вниз, произносим звук [с].
Развитие фонематического слуха.
Ребята мы приехали на остановку «Игровая»
Я буду читать вам слова. А вы, когда услышите звук [с] хлопаете в ладоши, а если услышите звук [ш] – топайте.
Слова: Сок, нос, сахар, шуба, санки, лягушка, машина, шахматы, стол, подушка, стул, кошка, самолет, карандаш
- Игра «буква пропала» Поднимите нужную карточку с тем звуком, который вы услышите в слове (раздаю карточки с символами звуков (С) и (Ш).
.умка, .апка, камы., автобу., ду., ле.,
Дифференциация звуков (С-Ш) в слогах.
Едем дальше …Следующая остановка «Слоговая». Игра “Договори словечко”,
Я буду говорить начало слова, а вы должны его закончить слогами СА или ША
Лё … - ша, Лёша Ми … - ша, Миша
Да … - ша, Даша Ли … - са, Лиса
Колба …- са, Колбаса Лари …- са, Лариса
МА … - ша, Маша Са … - ша, Саша
Дифференциация звуков (С-Ш) в словах.
Дидактическая игра с мячом «Измени слово»
Молодцы ребята, наш автобус движется дальше, из-за тучек выглянуло ласковое солнце.
Как мы назовем солнце ласково («солнышко»)
Я буду кидать вам мяч и произносить слово, вам надо сказать это слово ласково и кинуть мяч назад:
Собака – собачка маска - масочка
Кошка – кошечка шапка - шапочка
Сумка – сумочка Шар - шар
Вопрос- вопросик Мышь - мышка
Теперь с этими словами поиграем в игру «Один- много». (Показ карточек)
Собака – собаки маска - маски
Кошка –кошки шапка -шапки
Сумка – сумки Шар – шары
Мышь – мыши Вопрос – вопросы
Развитие мелкой моторики рук.
Ребята, прежде, чем выполнять следующие задания, давайте разомнем наши пальчики. (детям раздаются массажные шарики)
Ежика в руке катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Мы приехали на следующую остановку «Распределительная»
1. Определите, где стоят звуки [с] и [ш] в этих словах: в начале, в середине или в конце слова. Детям раздаются картинки, которые необходимо поместить в нужное окно домика.
Картинки : носки, санки, мышь, карандаш, шапка, автобус, капуста, стол, гусь, шуба, лягушка, мишка, ландыш
2. Определите, сколько в этих словах слогов. Отхлопайте сколько слогов в словах. Поместите картинки в нужный вагончик паровозика.
Дифференциация звуков (С-Ш) в предложениях.
Наш автобус приехал на станцию «Угадайка»
Сейчас я вам буду задавать вопросы, ваша задача ответить на вопросы полным предложением.
Вопросы : 1. Что надевают зимой на голову? (шапка)
2. На зиму бабушка вяжет теплые (носки)
3. Кого боятся мыши? (кошка)
4. Кто в лесу самый хитрый из зверей (лиса)
5. Что растет на елках, кроме иголок? (шишки)
6. Что ласково согревает землю днем? (солнце)
Следующая остановка «Звериная».
На этой остановке животные потеряли своих детёнышей. Соберите картинки и назовите детёнышей и их мам.
У лягушки – лягушата;
У свиньи – поросята ;
У мышки – мышата;
У лисы – лисята;
У черепахи – черепашата;
У слона - слонята
Ребята, вот мы и доехали до домика мышки. Посмотрите одна ли она в нём живёт?
Посчитаем сколько у мышки мышат (счёт до 6 со словом мышонок)
Один Мышонок, два мышонка, три мышонка…. Шесть мышат.
lll. Заключительная часть
- Какие звуки сегодня научились различать?
Чем они отличаются?
- какие задания вам больше всего понравились?
Рефлексия
-Ребята, если вам понравилось занятие – похлопайте в ладоши.