Раиса Моисеева
Формирование доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению состояния проблемы формирования доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в практике дошкольного образования. Особое внимание уделено описанию типичных трудностей, испытываемых педагогами в решении изучаемой проблемы. Кроме того, представлена характеристика уровня сформированности доброжелательных отношений старших дошкольников со сверстниками.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, доброжелательные отношения со сверстниками.
Темочки:
- Доброта. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Проблема формирования доброжелательных отношений со сверстниками в старшем дошкольном возрасте на протяжении последних десятилетий является предметом пристального внимания отечественных психологов и педагогов. По словам С. Л. Рубинштейна [5], общение с окружающими является важнейшим условием жизни человека. Т. В. Антонова [1], Т. А. Репина [3], Л. А. Рояк [4] получили богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Проблеме формирования доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками посвящены исследования Е. О. Смирновой, В. Холмогоровой [6]. Указанные авторы рассматривают не только особенности взаимоотношений дошкольников со сверстниками, но и предлагают ряд упражнений, способствующих их формированию в дошкольном возрасте.
Несмотря на то, что отечественные исследователи внесли немалый вклад в разработку данной проблемы, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. Зачастую на практике педагоги дошкольного образования сталкиваются с определенными трудностями, обусловленными дефицитом методических разработок по данной проблеме.
С учетом вышеуказанных фактов было принято решение о проведении исследования, посвященного изучению состояния проблемы формирования доброжелательных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в практике дошкольного образования.
Исследование проводилось с сентября по декабрь 2017 года на базе МБДОУ «ЦРР - детский сад №84» г. Орла. В нем приняли участие педагоги и воспитанники старшей группы. В ходе исследования были применены эмпирические методы: анализ педагогической документации, анкетирование педагогов, анализ предметно-игровой среды группы, диагностика взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками по методике Т. А. Репиной «Секрет», включающей серию заданий: «Подари открытку», «Разложи картинки», «Настоящая помощь», «Обида», «Краски» [2].
Анализ календарно-тематического плана образовательного процесса в старшей группе и анкетирование педагогов показали, что воспитатели группы соглашаются с необходимостью формировать доброжелательные отношения со сверстниками у старших дошкольников. Однако образовательный процесс в этом направлении планируется не систематично. При этом педагоги решают задачи воспитания дружеских и уважительных отношений между детьми, обогащение словаря детей вежливыми словами, формирование умения адекватно ситуации оценивать свои поступки и поступки сверстников. С этой целью организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, занятия, этические беседы. Содержание работы с детьми педагоги заимствуют из методических пособий А. М. Виноградовой, Т. А. Репиной, Г. П. Лаврентьевой.
Анализ предметно-игровой среды старшей группы свидетельствует о наличии разнообразных оформленных игровых и развивающих зон: уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, «Жилая комната», уголок здоровья и пр. Содержание и формы оборудованных зон характеризуются традиционностью и стереотипностью. Недостаточное количество игрового оборудования, обусловленное скромным финансированием дошкольной образовательной организации, не только затрудняет проявление доброжелательности старших дошкольников к сверстникам, но и является причиной возникновения конфликтов между детьми.
По результатам диагностики детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что у 26% дошкольников высокий уровень сформированности доброжелательных отношений со сверстниками, у 61% - средний, у 13% - низкий уровень. В целом, можно констатировать, что дети старшего дошкольного возраста знают правила поведения, понимают чувства других детей, умеют правильно оценивать поступки сверстников, но затрудняются объяснить и мотивировать свое поведение и поступки других детей в той или иной ситуации. Вместе с тем, у старших дошкольников недостаточно устойчивые взаимоотношения со сверстниками, их поведение немного импульсивно, проявление отзывчивости и стремление оказать помощь сверстникам непостоянно.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования были получены данные, характеризующие практическое состояние проблемы формирования доброжелательных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, которые будут учтены при отборе содержания и форм работы с детьми на формирующем этапе исследования.