Екатерина Климова
Конспект логопедического занятия с буквой т и звуками [т]-[т’]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки Т – ТЬ, буква Т.
Коррекционно-образовательная:
1. Научить детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении, познакомить детей с глухими согласными звуками.
Коррекционно-развивающие:
2. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим.
3. Продолжать учить детей определять место звука в слове.
4. Закреплять умение составлять слоговую схему слов и схему предложения.
Коррекционно-воспитательная:
Публикация «Конспект логопедического занятия с буквой т и звуками [т]-[т’]» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
5. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные, зеркала, пособие «Домики для звуков» (авторское, символы звуков (Агранович З. Е.).
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним жителем страны звуков и букв. Но сначала давайте поиграем: я называю слово «торт», а маленький будет тортик, кот – (котик, стол – (столик, тарелка – (тарелочка, терем – (теремок, стул – (стулик, тетрадь – (тетрадочка, топор – (топорик, ботинки – (ботиночки). Молодцы!
Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (бегемотик). Этого бегемотика зовут Тотошка. Какой звук слышится в начале слова Тотошка? (звук [т]). Сегодня мы вместе с Тотошкой будем слушать и произносить звук [т].
Ребята, произнесите звук [т]. Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [т]? (стучит по бугоркам) Звук [т] поётся? (нет); значит, он какой? (согласный). В доме какого цвета он будет жить? (в синем).
А теперь положите ладошку на горлышко, ещё раз произнесите звук [т] и определите звонкий или глухой этот звук? (глухой). Вместе скажем, звук [т] - согласный, глухой.
Поиграем в одну игру: вы должны будете хлопнуть в ладоши, если услышите звук [т] : ТА, ДА, ТО, ДУ, ТУ, КО, СУ, ТА, НО, ПО, ТУ.
Ребята, нашего бегемотика Тотошку позвал к себе в гости пёсик Тимошка.
А на чём же он сможет добраться к Тимошке? Давайте поможем Тотошке: посмотрите, на чём можно поехать в гости? (на такси, на трамвае, на троллейбусе, на теплоходе). Как это называется одним словом? (транспорт).
Игра «Назови слово со звуком [т] и брось мяч другому» (творог, сторож, телевизор, тайфун, открытка, стрела, тушёнка, библиотека, треугольник, термос, молоток, принтер, ток, конфета, газета).
Ребята, как вы думаете, на что похожа буква Т? (ответы детей).
Давайте напишем букву Т пальчиками в воздухе,
а) загадка: По небесам оравою бегут мешки дырявые.
И бывает иногда из мешков бежит вода.
Спрячемся получше от дырявой…
б) выделение звука “т” из слова “туча”;
в) произношение и характеристика звука “т”.
Развитие фонематического восприятия:
а) повторить цепочку: ат-ат-та,
та-та-ат, ат-ат-та и т. д.
б) повторить имена со звуком “т” : Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля,
Толя, Тася, Вася, Ася, Тося, Ната, Паша, Наташа;
в) заменить первый звук в словах на “т” :
банк –
раз –
санки –
куча –
лапки –
ком –
почка –
пачка –
сорт –
4. Физкультминутка с мячом: единственное число существительных.
банты – бант,
бинты – бинт,
букеты –букет,
винты – винт,
листы –лист,
билеты – билет,
кусты – куст,
болты – болт,
жакеты – жакет,
мосты – мост,
торты – торт,
халаты – халат,
посты – пост,
зонты – зонт,
аисты – аист.
Логопед : Мы уже познакомились с двумя звуками Т,ТЬ
Измените слово так, чтобы вместо звука Т в нём появился ТЬ :
Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, жакет – жакетик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.
Введение в тему занятия. Логопед : с какими звуками мы называли слова?- Т и ТЬ.
- Сегодня мы сравним эти звуки.
Сравнение и характеристика двух звуков : согласные, глухие. Т – твёрдый, ТЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. В домики (синий и зелёный) поселили звуковые аналогии («стучит молот: Т-Т-Т», «стучит маленький молоточек ТЬ-ТЬ-ТЬ»)
Координация речи с движением
Руки вверх мы поднимаем –
Раз примерно целых пять.
А подняв, не забываем
Опускать их вниз опять.
Поворачиваем тело
Так – направо, так – налево.
Логопед : Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?
Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).
Игра «Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно», «доскажи словечко» : закончи слово слогом ТА или ТЯ : лопа, Ви, Нас, конфе, моне, Ка, Ми, газе, пала, Кос,воро, котле, Ники, сви… .
Логопед : Подскажите, какой мы слышим звук, мягкий или твердый в словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок?
Пальчиковая гимнастика:
Точильщики.
Точим нож! Дети имитируют движения точильщика: проводят
Будет очень он хорош. ладонью то одной, то другой руки с переворотом.
Будет резать он припасы: Имит-ют движ-я нарезки овощей (пав. рукой по лев.)
Масло, сало, хлеб, колбасы, Имит-ют движ-ия намазывания масла (лев. рук по пр)
Помидоры, огурцы… Четыре хлопка
Угощайтесь, молодцы! Пять хлопков
Дети. : Звук [Т], твердый, согласный, глухой. Ребята, давайте отхлопаем и определим, сколько слогов “поселилось” в каждом слове?
Дети. : Курт-ка 2 слога; пер-чат-ки 3 слога; кол-гот-ки 3 слога; пла-ток 2 слога.
Логопед :- А где же живет этот звук в словах, вначале, в середине или в конце?
Дети: Во всех словах в середине.