Любовь Кудрявцева
Конспект открытого занятия «Играем со звуками [Ш] и [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности.
Образовательная область: речевое развитие.
Тема занятия : «Играем со звуками Ш и Ж»
Программное содержание:
Коррекционно – образовательные задачи: учить детей дифференцировать звуки Ш и Ж на слух и в произношении.
Публикация «Конспект открытого занятия „Играем со звуками [Ш] и [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Коррекционно – развивающие задачи: закрепить произношение звуков Ш и Ж изолированно, в словах, предложениях; закреплять навык определения места звука в слове; упражнять детей в делении слов на слоги; закреплять навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; продолжать упражнять в умении согласовывать слова в предложении; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; речевое дыхание, фонематический слух.
Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать навык самоконтроля за речью, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативная, познавательная, физическая, художественно – эстетическая.
Материалы и оборудование: мяч, картинки с изображением змеи и жука, символы змеи и жука для каждого ребенка, пособия «Улица Шипелочки», «Домики Жужжалочки», «Логопедическое панно», изображение Незнайки, сюжетные картинки для исправления предложений, предметные картинки со звуками Ш и Ж, презентация «Логопедические распевки» (Овчинникова Т. С.)
Предварительная работа: знакомство со звуками Ш и Ж, способами их артикуляции; разучивание логопедических распевок «Змея», «Жуки»; разучивание физкультминутки «Едем, едем на машине…», зрительной гимнастики «Автобус».
Словарная работа: камушек, воробушек, ремешок, лужок, шина, жаба, ландыш, джем, лужайка, кувшин.
Ход занятия:
I. Вводная часть. Дети стоят в кругу.
Логопед: Ребята, сегодня на занятии у нас гости. Поздороваемся с ними. Поиграем в игру : «Мяч передавай, первый звук в имени называй!». (Дети передают мяч по кругу, называя свое имя и первый звук имени : «Костя, К; Настя, Н».
Логопед: Внимательно послушайте загадки, попробуйте их отгадать:
Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря –
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит. (Змея)
(На мольберте изображение змеи)
Послушайте вторую загадку:
Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издает гудящий звук
При полете толстый… (Жук)
(На втором мольберте изображение жука).
Как шипит змея? (Ш – Ш – Ш)
Как жужжит жук? (Ж – Ж – Ж)
Кто догадался, с какими звуками мы будем сегодня играть? (Со звуками Ш и Ж)
А чтобы хорошо выговаривать звуки, разомнем наш язычок. (Дети садятся на стулья).
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения выполняем,
Язычок наш разминаем.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем. («Заборчик»)
Мои губы – трубочка,
Превратились в дудочку. («Трубочка»)
Язык широкий покажи
И лопаткой подержи. («Лопаточка»)
Банку вкусного варенья
Мы съедим на дне рождения. («Вкусное варенье»)
На качелях я качаюсь,
Язык вверх, и опускаем. («Качели»)
Красить комнаты пора,
Пригласили маляра. («Маляр»)
II. Основная часть.
Давайте произнесем звук Ш, а теперь Ж.
- Как вы думаете, чем похожи эти звуки? (Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка прижаты к зубам)
- Чем они отличаются? Положим ладонь на горлышко и снова произнесем звуки. (Звук Ш – глухой, звук Ж – звонкий).
Логопедические распевки:
Девочки исполняют распевку «Змея», а мальчики – распевку «Жуки».
Дифференциация звуков Ш – Ж на слух, развитие фонематического восприятия:
Игра «Светофорчики». Дети поднимают сигналы змейка, жук.
Речевой материал: ша, жу, жо, аш, ши, шайба, жираф, кувшин, журавль, дожди, шмель.
- Ребята, а вы хотели бы отправится в путешествие? Сначала мы поедем на машине. (Дети становятся в круг)
Физкультминутка. Координация речи с движением «Едем, едем на машине…» (выполнение движений соответственно текста) :
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники стирают капли, вправо – влево, чисто так.
Едем, едем на машине, мы шоферы просто класс!
Словообразование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:
Первая остановка «Назови ласково». (Игра с мячом)
Снег – снеЖок,
Петух – петуШок,
Сапог – сапоЖок,
Флаг – флаЖок,
Ремень – ремеШок,
Луг – луЖок,
Солнце – солныШко,
Пирог – пироЖок.
Продолжаем наше путешествие на лодочке.
Пальчиковое упражнение «Лодочка» с дыхательной гимнастикой:
Дети выполняют из пальцев рук фигуру «Лодочка».
Логопед: Подуем на лодочку, чтобы она быстрее плыла. (вдох носом, плавный медленный выдох ртом, со звуком Ф-Ф-Ф).
(Дети садятся на стулья) Ребята, мы с вами подплыли к городу, в котором живут Шипелочка и Жужжалочка.
Игровое упражнение «Улица Шипелочки». Определение места звука Ш в слове.
Логопед: Слова со звуком Ш в начале слова поселите в домик в начале улицы, с Ш в середине слова – в домик в середине улицы, с Ш в конце слова – в домик в конце улицы.
Игровое упражнение «Домики Жужжалочки». Слоговой анализ слов.
Жужжалочка построила дома для слов, в которых есть звук Ж. Вам нужно помочь ей расселить слова в разные дома. Слова с одним слогом – в одноэтажный дом, с двумя слогами – в двухэтажный дом, с тремя – в трехэтажный.
Зрительная гимнастика «Автобус» :
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим,
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет.
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Колеса закружились,
Вперед мы покатились.
III. Заключительная часть.
Согласование слов в предложении.
Смотрите, нас встречает Незнайка. Он говорит, что сочинил предложения со звуками Ш и Ж. (Дети слушают и исправляют предложения, согласовывая слова).
Пожар тушит пожарника.
Лужайка летает над шмелем.
Кошка бежит от мышки.
Лужа бежит по малышу.
Кувшин прыгнул в жабу.
Молодцы, ребята, теперь Незнайка знает, как правильно составлять предложения.
Наше путешествие заканчивается. Какие звуки мы учились различать? На каком транспорте мы путешествовали? Как мы помогали Незнайке? С каким звуком делили слова на слоги? Мне понравилось, как вы работали, правильно произносили звуки Ш и Ж.