Оксана Сергеевна Бишаева
Конспект логопедического занятия «Путешествие в царство вечной мерзлоты. Автоматизация звука [С]»
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты».
Составила: Бишаева Оксана Сергеевна – учитель-логопед МБДОУ Д/с №61 «Тропинка».
Цель – автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствование навыков звукослогового анализа;
- уточнение слов «ледник», «вечная мерзлота», «Чысхаан».
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие в царство вечной мерзлоты, Автоматизация звука [С]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- развитие фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики;
- формирование правильной ротовыдыхаемой воздушной струи;
- развитие оптико-пространственных представлений.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- воспитание любви к родному краю.
Оборудование: слайд-презентация «Путешествие в царство вечной мерзлоты», большой монитор, ноутбук, поддувалочки «Варежки со снежинками», пособие для звукослогового анализа «Звуковые рыбки», листочки с заданием «Снежинки», карандаши.
Предварительная работа: детям выучить чистоговорку «Белые сосульки»
Ход занятия:
1. Организационный момент. (приветствие детей, создание эмоционально положительного фона занятия, развитие оптико-пространственных представлений)
Логопед: Здравствуйте ребята! Я очень рада всех видеть. Давайте друг другу улыбнемся. Скажите ребята какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Логопед: Правильно. А как вы догадались?
Дети: Потому что, на улице холодно, идет снег и т. д.
Логопед: Посмотрите на экран. К нам прилетели снежинки, а на снежинках изображена буква С. Ребята давайте найдем снежинки, где буква С написана неправильно и смахнем их.
(дети выполняют задание)
Логопед: Молодцы, вы справились. Как вы думаете с каким звуком мы сегодня будем заниматься? Ребята помните, ответ должен быть полный.
Дети: Сегодня мы будем заниматься со звуком [С].
Логопед: Правильно.
2. Уточнение артикуляции звука [С] (произнесение звука изолированно).
Логопед: Давайте вместе вспомним артикуляцию звука [С]. На экране для вас есть подсказка. Когда мы произносим звук [С] в каком положение зубы и губы? (зубы - заборчиком, губы – в улыбке) Где находится кончик языка? (за нижними зубами) Давайте положим ладонь на горло и произнесем звук [С] (дети выполняют) Скажите, звук [С] звонкий или глухой? (глухой) Почему глухой? (потому что горло дрожит) А звук [С] гласный или согласный? (согласный) Почему? (потому что есть преграда).
3. Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).
Логопед: Ребята, сегодня мы вместе со звуком [С] отправимся в Царство вечной мерзлоты. Республика Саха (Якутия) стоит на вечной мерзлоте. Вечная мерзлота – это многолетняя мерзлота почвы. Поэтому у нас в Якутске есть такое уникальное место – Царство вечной мерзлоты. Это ледник внутри горы с выставкой ледяных фигур, который находится в этнокомплексе «Чочур Муран». Ледник находится в естественных условиях и не тает даже летом.
Но перед путешествием нужно сделать артикуляционную гимнастику, чтобы наши губы и язычок набрались сил и смогли преодолеть долгий путь.
(Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционную гимнастику «улыбка», «заборчик», «трубочка», «лопаточка», «иголочка», «часики», «качели», «лошадка»)
4. Дыхательная гимнастика (формирование направленной воздушной струи).
Логопед: Вот мы и готовы отправиться в Царство вечной мерзлоты.
Пока мы шли, на нас падали белые пушистые хлопья снега. Давайте сдуем снежинки с наших варежек. Расслабленный язык положите на нижнюю губу и сдувайте снежинки.
(дети выполняют дыхательную гимнастику)
5. Автоматизация звука [С] в слогах.
Логопед: Вот мы и добрались. У парадного входа нас встретил якутский властелин холода - Чысхаан.
Чысхаан символизирует наши суровые якутские морозы и его часто изображают в образе седого старца или быка. Посмотрите, какая одежда у Чысхаана? Во что он одет? (дети озвучивают свои варианты) Властелин холода Чысхаан одет в синюю шубу, украшенную якутскими узорами в виде северного сияния и шапку с высокими рогами.
Посмотрите, один узор на шубе Чысхаана рассыпался. Чтобы его правильно собрать, нам нужно правильно произнести слоги со звуком [С].
(дети произносят слоги)
Логопед: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Теперь давайте зайдем внутрь. Мы идем по коридору, какие красивые ледяные фигуры стоят по краям!
6. Автоматизация звука [С] в словах (развитие зрительного внимания и восприятия, развитие звукослогового анализа).
Логопед: Мы дошли до ледяной стены. Смотрите для нас есть задание. Давайте правильно и красиво произнесем картинки, которые висят на стене (собака, кокос, касатка, автобус, сок, ананас).
(дети называют картинки)
Логопед: А теперь, давайте возьмем звуковые рыбки. Что мы будем делать дальше?
Дети: Находить, где прячется звук. В начале, середине или в конце.
(дети выполняют задание)
Логопед: Вы отлично справились.
7. Физ. минутка (развитие общей моторики, координации речи с движением).
Логопед: Мы немного устали, давайте встанем и разомнемся.
(дети вместе с логопедом выполняют движения со словами)
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
(дети кружатся на носочках)
Падают на землю кружевные звезды.
(медленно приседают, руками показывают
плавное движение снежинок)
Вот одна упала на мою ладошку.
(встают, ловят воображаемую снежинку)
Ой, не та, снежинка, подожди немножко.
(бережно прикрывают на ладони снежинку другой ладошкой)
8. Автоматизация звука [С] в предложениях.
Логопед: Отдохнули ребята? (да) Идем дальше. Смотрите нам путь преградили огромные сосульки. Что нам делать?
Дети: Давайте сломаем сосульки, разобьем (и другие варианты детей).
Логопед: Ребята, сосульки такие огромные и просто так их сломать не получится. Давайте прочтем чистоговорку про сосульки и может они нас пропустят? Только надо прочитать четко и красиво.
(дети произносят чистоговорку сначала сопряженно с логопедом, затем без помощи логопеда)
Белые сосульки
Сели на карниз.
Белые сосульки
Посмотрели вниз.
Мы сосульки оторвем
И домой отнесем.
Логопед: Смотрите сосульки все упали, и мы можем идти дальше.
9. Задание «Дорисуй снежинку» (развитие зрительного внимания и восприятия, развитие тонкой моторики).
Логопед: Мы пришли зал, где стоит красивый ледяной трон. И здесь опять для нас есть задание – дорисовать снежинку. Я сейчас раздам листочки и карандаши. Вам нужно повторить узор снежинки.
(дети выполняют задание)
10. Рефлексия (дети оценивают свою работу).
Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Вспомните, с каким звуком мы сегодня занимались? Какие задания у вас получались очень хорошо? Какие задания показались вам трудными?
Занятие окончено.
Источники:
1. Физкультминутка «Снежинка» https://ucthatvskole.ru/biblioteka/fizkultminutki/209-snezhinka
2. Чистоговорка «Сосульки» https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyyobraz-zhizni/2015/04/18/fizkultminutki-o-vesne
3. Информация о Чысхаане https://ru.wikipedia.org/wiki/Чысхаан