Ольга Петрова
Конспект логопедического занятия «Прогулка со Смешариками»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
Автор конспекта :
Петрова Ольга Юрьевна, логопед МКДОУ
д\с общеразвивающего вида «Ромашка»
Возраст: 5 лет
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие: владение речью, обогащению активного словаря
Темочки:
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослым, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со взрослым, умение адекватно оценивать собственные возможности.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах окружающего мира.
Физическое развитие: развитие зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики.
Цель: дифференциация звуков [ш ]- [с] в словах, связной речи.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
-закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
-учить различать эти звуки на слух;
коррекционно-развивающие:
- формировать длительную непрерывную воздушную струю;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать память и внимание;
- развивать зрительно-пространственные представления.
воспитательные:
- способствовать развитию положительных эмоций;
- воспитывать доброжелательность и выдержку.
Планируемые результаты (целевые ориентиры) :
- активно взаимодействует с взрослым;
- достаточно хорошо владеет устной речью;
- может выделять звуки в словах;
- развита мелкая моторика;
- способен к волевым усилиям.
Оборудование:
- для ребё нка: 2 коробочки для звуков [ш] - [с]; картинки с изображением предметов на звуки [ш] - [с]. Картинки со Смешариками. Шарик Су-Джок.
- для логопеда : ноутбук.
Ход занятия
I. Создание мотивационного поля.
Логопед приветствует ребёнка.
1. Приветствие
Утром рано мы встаем,
В детский садик мы идем.
Там играем и поем, никогда не устаем,
Очень весело живем!
Утро-солнышко встаёт,
Детки просыпаются,
На зарядку все встают-
Спортом занимаются
Станем мы здоровыми,
И всегда весёлыми!
2. Введение в игровую ситуацию
- У меня для тебя картинки и загадки, догадайся, с кем мы будем играть?
Вот мы видим дом красивый,
А вокруг растут цветы,
А хозяйка то ну просто
Королева красоты.
Нет, ещё не королева,
Но принцесса, это да,
Вдохновляет всех знакомых,
На великие дела!
Кто же это неуклюже,
Кто же это всех быстрей,
Собирал к себе гостей?
Ну конечно это Нюша!
А вы знали, на деревьях
Тоже можно строить дом?
В этом доме есть варенье,
Чай лечебный в доме том.
Очень мудрая хозяйка,
Энергична хохотунья,
Если кто-то заболеет,
То идёт всегда к Совунье!
Логопед задаёт вопросы.
- Догадались, в какую сказку мы отправимся?
- Да, в сказку к Смешарикам.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Приготовьте руку.
Наберите воздух и слегка подуйте. Выдох медленный, плавный.
Ветерок слабый!
Наберите воздух, подуем сильно — сильно! Ветер сильный и быстрый!
Повторение стихотворения:
Кыш – кыш — кыш – шумит камыш,
Притаилась мама — мышь.
«Не шумите, камыши!
Испугались малыши,
Разбежались кто куда,
Вот несчастье, вот беда!»
Игра «Угадай, чья песня».
«С» – это песня воды,
«Ш» – это песня змеи.
Угадайте, кто поет эту песню: «С», «Ш», «С», «С», «Ш», «С», «Ш», «С».
Артикуляционная гимнастика
Жили - были в сказочной стране Смешарики. Очень они были весёлые. Любили они петь, рассказывать стихи и разные истории.
Но однажды, случилась беда: стали они говорить непонятно и невнятно. Звуки в их речи все смешались и перепутались, а некоторые просто пропали.
Испугались Смешарики и не знали что делать. Один Лосяш не испугался. Включил он свой компьютер и сразу же нашё л ответ: необходимо выполнять артикуляционную гимнастику каждый день и тогда будешь говорить чётко и правильно. Посоветовались они и стали выполнять артикуляционную гимнастику каждый день.
Давай и мы выполним гимнастику Смешариков вместе.
Бараш рано утром проснулся,
Гири взял и потянулся.
Язычок - вверх, вниз, в стороны.
Рот открыт, высовываем язык изо рта, тянемся кончиком языка вверх, вниз в стороны.
Нюша у нас красавица,
Всем улыбается.
Тянет губы прямо к ушкам
Наша хохотушка.
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.
Губы у Нюши словно дудочка.
Губы тянем, на дудочке как бы играем.
Вытягиваем губы вперёд, держим 3-5 секунд и возвращаем на место.
На качелях Нюша и Бараш качались
И всё время друг другу улыбались.
Вверх, а затем вниз,
Даже выше туч и птиц.
Рот открыт. Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы.
Нюша решила пирожок испечь,
Тесто месила, скалкой разминала.
А затем в горячей печке выпекала.
1. Положить широкий язык между губами «пошлёпать» его «пя-пя-пя».
2. Рот приоткрыт. Положить расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать 3-5 секунд.
А Копатыч очень занят
Наш Копатыч барабанит.
Рот открыт. Многократно и отчётливо произносить звук «Д-д-д-д….». Язык при этом упирается в верхние зубы.
Бараш скачет по полянке
Как лошадка резвая.
Язычок поднимем мы
К нёбу присосём
и резко оторвём
И услышим цоканье весёлое.
Рот открыт. Пощёлкать кончиком языка. Нижняя челюсть не двигается.
Совунья делает зарядку
Язычок поднимем мы,
к нёбу присосём.
Встанет он на ножке тонкой,
Как Совунья на крыле.
Рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. Удерживать 3-5 секунд.
На гармошке поиграем,
Рот мы шире открываем.
Язычок к нёбу присосём
Челюсть нижнюю вниз
И вверх мы отведём.
Рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка закрывать и открывать рот.
Вот Бараш - художник
Взял он кисть и краски.
Язычок мы к нёбу поднимаем
И Барашу помогаем.
Рот открыт. Кончиком языка гладим нёбо, от зубов к горлу.
А сейчас играем в футбол,
Забивай скорее гол.
Рот закрыт. Кончиком языка упираемся. То в одну щёку, то в другую.
Нюша надула воздушный шар.
Лопнул шарик. Не беда.
Новый шар надую я.
1. Рот закрыт. Надуваем щёки. Затем по очереди, то одну щёку, то другую.
2. Втягиваем щёки в себя.
Выполняли артикуляционную гимнастику Смешарики каждый день и стали говорить красиво, чётко и правильно выговаривая все звуки. Вот и мы с вами если будем выполнять гимнастику каждый день тоже будем говорить правильно. А сейчас Смешарики радуются и прощаются с вами: «До новых встреч!»
Массаж пальцев с помощью шариков Су-Джок
Сказка "Ёжик"
Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику) : Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).
И решил он однажды навестить своих друзей.
Выбежал Ёжик на тропинку (катаем шарик по кругу ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца).
Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» - подумал Ёжик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони).
Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.
Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча:
- «Куда ты идёшь?».
- «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдём со мной».
Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому).
Раз – грибок (зажать шарик в ладошке, два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) - много насобирали.
Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).
Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её Ё жик: - «Ты куда скачешь?». - «Скачу, куда глаза глядят» - отвечает лягушка. – «Поскакали со мной».
Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).
Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке, лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.
(См. Приложение № 1)
II. Актуализация знаний
У Смешариков в стране живут разные звуки. Мы пойдём в гости к звукам [ш]-[с]
Давай вспомним куда прячется кончик языка, когда произносим звук [с]?
- Кончик языка прячется за нижние зубки, губы улыбаются.
- А какая воздушная струя выходит?
- Воздушная струя холодная.
- А куда прячется кончик языка, когда мы произносим звук [ш]?
- Кончик языка прячется за верхние зубы, губы трубочкой.
- А какая воздушная струя выходит?
- Воздушная струя тёплая.
III. Самостоятельное применение отработанных звуков на практике
Игра «Здравствуй пальчик»
Сейчас споём попевки. Будем петь попевки и поочерёдно соединять большой палец с остальными, начиная с указательного.
(Включается видео с логопедическими попевками на звуки ш с)
Игра «Назови слова по картинке»
- Будем играть с Нюшей и Совуньей.
- Если в слове есть звук Ш, в какую коробочку положим картинку?
- Картинку положим в коробочку с Нюшей.
- А если, картинка со звуком С, то кому?
- В коробочку с Совуньей.
Игра «Что мы слышим в лесу»
- Мы были в гостях у Смешариков. Куда ходили Ёжик и Лосяш?
-В лес по грибы.
- А что слышно в лесу?
- В лесу тишина. В лесу слышен писк мыши. В лесу слышен шелест листвы. В лесу шумит водичка. В лесу слышен треск шишек. В лесу слышно пение птиц.
Игра «Нарисуй Смешарика»
(Рисование любого Смешарика на цветном песке).
IV.Рефлексия.
- А теперь пора домой. Куда мы ходили в гости? С какими звуками работали?
- Сейчас закрой глазки и послушай музыку леса.