Татьяна Плотникова
Конспект логопедического занятия «Подводный мир. Гласные звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
закрепить словарь по теме;
продолжать совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры;
продолжать развивать навык звукового анализа слов, деления слов на слоги;
продолжать учить дифференцировать гласные первого второго ряда;
учить дифференцировать твёрдые и мягкие звуки в слогах;
продолжать совершенствовать умения составлять предложения;
совершенствовать умения определять начальный звук в слогах;
уточнить пространственные представления;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Подводный мир, Гласные звуки и буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
формировать умение анализировать предложения, выделяя предлог как отдельное слово;
согласовывать слова в предложении, составлять предложения с предлогами;
совершенствовать умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза).
Коррекционно-развивающие:
развивать артикуляторную моторику, общую моторику;
развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
развивать память, внимание, зрительное восприятие, словесно-логическое мышление;
развивать связную речь;
развивать навыки рефлексии собственной деятельности на занятии (самоанализ, самооценка);
оптимизация нейродинамических показателей, развитие функции контроля.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль над собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника, не перебивая.
Оборудование. Мольберты, картинки с изображением морских обитателей, обручи, мяч, проектор, экран, аудиозапись песни «Рыбы в море плавают», деревянная ладошка с липучками.
Ход.
I. Организационный момент.
Логопед. Поприветствуем, друг друга (дети становятся все в круг и подают друг другу ладони).
Мы ладошку к ладошке сложили.
И друг другу дружить предложили.
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными стать.
II. Сообщение темы занятия.
1. Логопед. Ребята, повернитесь к экрану. Отгадайте ребус (на слайде изображение моржа, последняя буква зачеркнута, в конце буква е). Море
Логопед. Давайте поиграем со словом море. Прогулка у моря какая? Морская. Берег у моря какой? Морской. Рыбы в море какие? Морские. Дно в море какое? Морское. Здорово было бы оказаться на дне морском.
Логопед. А на чем можно отправиться в морское путешествие? (ответы детей).
Логопед. А знаете ли вы, что можно путешествовать не только по воде, но и под водой?
Логопед. На чём же мы можем опуститься на морское дно? (на подводной лодке, батискаф, с аквалангом).
Логопед. Прежде чем спуститься под воду, аквалангисты тренируются и учатся общаться друг с другом под водой с помощью жестов (переключение, зрительное внимание, память, преодоление импульсивности).
Посмотрите и запомните знаки, которыми пользуются аквалангисты. Логопед показывает пальцевые позы:
Этот жест – погружаемся.
Повторите жест.
Этот жест – поднимаемся наверх.
Повторите.
Этот жест – все ок, все в порядке.
Этот жест – стоп.
Этот жест – плывём.
А дети выполняют движения, которые соответствуют пальцевой позе. Логопед. Сейчас я вам буду показывать жесты, а вы говорить, что они обозначают.
А теперь наоборот, я называю жест, а вы показываете.
Первый этап - логопед показывает, дети выполняют. Второй – наоборот.
Логопед. Я называю, а вы мне показываете позу. Последняя поза вниз.
Мы готовы к погружению.
2. Упражнение «Аквалангисты».
Логопед. Начинаем погружение… Мы сделаем глубокий вдох и на одном выдохе будем считать (в воде вдыхать нельзя): один метр, два, три, четыре, пять… в конце приседают.
Логопед показывает знак «вниз» добор воздуха и присесть, «плыть», «стоп».
3. Игра «Пузыри» аквалангисты плывут.
Логопед. Пока мы с вами плыли, от нас образовались пузыри. Посмотрите на экран.
Логопед. Мы сейчас пузырь поймаем и на дне морском поиграем.
Логопед. Я кидаю вам пузырь с твёрдым звуком, а вы меняете его на мягкий и возвращаете.
Б-Б’
В-В’
Г-Г’
Д-Д’
Т-Т’
М-М’
Н-Н’
П-П’
Логопед. А теперь также поиграем со слогами.
ДА-ДЯ ДО-ДЁ ДУ-ДЮ ДЫ-ДИ РО-РЁ СО-СЁ ФЫ-ФИ ТУ-ТЮ
НА-НЯ МА-МЯ
Логопед показывает знак ОК
4. Игра «Осьминог»
Логопед. Какой необычный осьминожка. А вот ещё один. Подплывём к нему.
Логопед показывает знак плыть.
Логопед. Какие необычные у него на щупальцах липучки!
Логопед. Он просит ему помочь собрать гласные буквы первого и второго ряда, а чтобы запомнить эти пары, нам помогут «Осьминожки-ладошки».
Пальчиковая гимнастика «Гласные буквы»
Называем букву «А», а подружка буква – «Я»,
Тянем громко букву «О», а подружка буква – «Ё»,
Спела песню букву «У», а ответила ей – «Ю»,
Мы пропели букву «Э», а в ответ мы слышим «Е»,
А с малышкой буквой «ы» тянет песню буква «И».
Повторим ещё раз А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, ы-И.
Логопед. Красную ладошку Осьминог попросил украсить гласными 1 ряда. Угадайте эти гласные по артикуляции звуков. Логопед беззвучно произносит гласные звуки [А, О, У, Ы, Э]. Ребёнок называет гласный звук, находит букву с помощью липучки и размещает её на пальцах красной ладошки. На большой палец букву А, на указательный – О, на средний – У, на безымянный – ы, на мизинец – Э.
Логопед. Какие гласные мы разместили на красной ладошке? Гласные первого ряда.
Логопед. А теперь подберём к гласным первого ряда их пары.
Логопед. Какие гласные мы разместили на красной перчатке с восклицательным знаком? Гласные второго ряда.
Логопед проверяет вместе с детьми расположение гласных на ладошках.
Логопед показывает знак ОК.
Логопед. Осьминожки очень любят играть с рыбками, предлагаю присоединиться к игре.
5. Подвижная игра «А рыбы в море плавают вот так»
Знак «стоп», «плыть».
6. Игра «Синий и зелёный кораллы»
Логопед. Мы подплыли к коралловым рифам. А тут плавают рыбки. Чтобы им прятаться от хищников, они должны сливаться с кораллом по цвету. Перед нами синий и зелёный коралл.
Логопед. Прочитайте слоги на рыбках. Определи, куда нырнёт рыбка. Если согласный в слоге твёрдый, она нырнёт в синий коралл. Если согласный мягкий, рыбка нырнет в зелёный коралл.
Рыбку поймай, слог прочитай.
Вместе с рыбкой в коралл ныряй.
Сигнал «ОК», «плыть».
7. Игра «Морской конёк».
Логопед. Очень долго мы плывём. Предлагаю присесть на камушки-стульчики. Садитесь отдохнём.
Логопед. Тут живут морские коньки. Они все спрятались, испугавшись вас. Найдите их и скажите, где их видите.
Жёлтый морской конёк - на песке. Откуда он будет выплывать, когда мы уплывём?
Зелёный морской конёк – в водорослях.
Логопед. Откуда он будет выплывать? (Из водорослей).
Оранжевый морской конёк - спрятался под камнем. Из-под камня.
Красный морской конёк за кораллом. Из-за коралла.
Синий морской конёк за кораллом. Из-за коралла.
Голубой морской конёк в раковине. Из раковины.
Морской конек испугался не только нас, но и кого-то ещё. А вот кого? Поплыли дальше, узнаем!
Знак «Плыть». Подплыли «Стоп».
8. Игра «Медуза»
Перед детьми зашумленная картинка. На ней изображена медуза.
Логопед. Кто запутался в морских водорослях? Узнаёте? Ответы детей.
Логопед. Чтобы спасти медузу, надо отхлопать на ладошках слово «медуза». Но для этого нужно разделиться на команды. Рассчитайся на первый-второй.
Первая команда становится к первому мольберту. К первому мольберту подплывает воспитатель.
Вторая – ко второму.
Разбираем слово отхлопываем на ладошках.
9. Логоладошки.
В конце появляется изображение медузы.
III. Итог.
Логопед. Ребята, нам пора возвращаться. Логопед показывает палец вверх. Плывем. Вот мы на берегу. Каких морских обитателей вы встречали?