Татьяна Демидова
Советы логопеда родителям по развитию у их детей лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Советы логопеда" :
"Речевые игры, на требующие отродителей дополнительной подготовки картинного и другого материала"
Развитие лексико-грамматического строя речи детей в дошкольном возрасте, вносите огромный вклад в успешность обучения Вашего ребёнка в школе. Написание сочинений, изложений (являющихся обязательными в школьной программе) требует от ребёнка использования достаточного количества лексических средств. Бедный словарный запас, недостаточность грамматического оформления своих мыслей в устной речи, затрудняют изложение их и на письме. Именно поэтому развитие словаря, а так же развитие умения грамотного словообразования, словоизменения является необходимым в речевом развитии детей дошкольного и школьного возраста. Конечно, родители не всегда могут найти время на целенаправленные занятия с детьми дома. К тому же, подбор картинок (часто необходимый для проведения занятий по обогащению словаря) не всегда возможен.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Именно поэтому, хочу предложить для Вас речевые игры, которые не требуют от Вас дополнительной подготовки картинного или другого материала! В данные игры Вы можете поиграть со своим ребёнком, например, пока находитесь в автомобиле/автобусе в дорожной «пробке»; возможно, ждёте приёма врача в поликлинике; стоите в очереди в магазине и др.
Игра № 1
«Назови фрукты/овощи/мебель и т. д.»
Цель: актуализация словаря (номинативный словарь)
Инструкция для ребё нка: «Назови все фрукты, которые ты знаешь»
Если ребёнок затрудняется в назывании всех известных фруктов, помогите ему. Предложите ему отгадать фрукт, который загадали Вы. Например: «какой фрукт я загадала? Этот фрукт круглый, оранжевый, покрытый кожурой, он сочный сладкий, очень вкусный (апельсин). В последствие, можно предложить ребёнку самому загадать Вам такие загадки (о фруктах, об овощах и т. д.).
Игра № 2
«Назови одним словом»
Цель: актуализация словаря (словарь гиперонимов – обобщающие понятия)
Инструкция для ребё нка: «Назови одним словом: груша, яблоко, слива – это…»- (фрукты) / «диван, кровать, стул, стол» - (мебель) и т. д.
Игра № 3
«Один – много»
Цель: Развитие умения употреблять существительные в род. пад. множ. числа.
Инструкция для ребё нка: «Давай поиграем в игру. Я буду называть один предмет, а ты много таких предметов. Я скажу – один стол. А если их много, то много чего?» – (много столов) и т. д.
Игра № 4
«4-й лишний»
Цель: Развитие умения определять лишний предмет в группе предметов, объединённых общим признаком.
Инструкция для ребё нка: «Я назову 4 предмета, а ты попробуешь определить среди них лишний». (можно 3 предмета)
Чашка, тарелка, ложка, стол
Диван, кровать, тарелка, шкаф
Яблоко, огурец, апельсин, слива
И др.
Игра № 5
Цель: Формирование умения употребления существительных в творит. пад. (с предлогом С).
Инструкция (вопросы) для ребё нка:
С чем кастрюля, если в ней суп/борщ/картошка и т. д.? – кастрюля с супом/c борщом/ с картошкой и т. д.
С чем чашка, если в ней (чай, кисель, кофе, молоко, сок и т. д.)
С чем банка, если в ней (капуста, варенье, мёд, компот и т. д.)
Взрослый сам очень чётко произносит предлог С и требует такого чёткого произнесения и от ребёнка.
Игра № 6
«Из чего - какая/какой»
Цель: Формирование умения образовывать относительные прилагательные.
Инструкция (вопросы) для ребё нка:
Каша из овса/манки/геркулеса/пшена и т. д. - какая? овсяная/манная/геркулесовая и т. д.
Суп из фасоли/гороха/ рыбы/курицы/ свёклы/грибов/овощей - какой?
Варенье из яблок/груш/апельсинов/ананасов и т. д. – какое?
Cок из яблок/груш/апельсинов/ананасов и т. д. – какое?
Стол из дерева, какой? Платок из пуха, какой? Шуба из меха, какая? Дом из кирпича, какой? Лопата из металла, какая? Носки из шерсти, какие? Кораблик из бумаги, какой? Мяч из резины, какой? Аквариум из стекла, какой? Сумка из кожи, какая? и т. д.
Надеюсь, что данные игры станут интересными для ваших детей, а некоторые, возможно любимыми.
Больше разговаривайте со своими детьми! Интересуйтесь, как прошёл их день в детском саду и, конечно, стимулируйте их использовать в своей речи полные предложения, распространённые разными частями речи. Например, слушая рассказ ребёнка, о том, как они всей группой рассматривали с воспитателем деревья, уточните, название каких деревьев он запомнил, как называются листья у клёна (кленовые, у берёзы (берёзовые) и т. д. Поговорите об изменениях в погоде, используя слова: солнечная, пасмурная, ясно, ветрено, дождливо и др.
Желаю Вам, чтобы беседы с Вашими детьми были и душевными, и познавательно – развивающими!
Литература
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико- грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. «Детство –пресс», -СПб., 2004
2. НищеваН. В. Система коррекционной работы в логопедической группе детей с общим недоразвитием речи. «Детство –пресс», - СПб., 2002