Татьяна Александровна Копоткина
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Космос»»
Копоткина Т. А., учитель-логопед; МДОУ № 108 “Снежинка”, г. Петрозаводск.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о космосе; - Совершенствовать умения внимательно слушать и отвечать на вопросы; - Расширять тематический словарь детей; - Упражнять в согласовании существительных, прилагательных с числительными в ед. и мн. числе; - упражнять в образовании родственных слов.
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе „Космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательный интерес, внимание, память, мелкую моторику; - развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к познанию окружающей действительности.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Доброе утро, дети! Сядет тот, кто назовет:
- 3-й звук в слове «река» «К» - 4-й звук в слове «забор» «О» - 5-й звук в слове «телескоп» «С» - 3-й звук в слове «земля» «М» - 4-й звук в слове «небо» «О» -2-й звук в слове «астроном» «С» - Прочитайте слово. «КОСМОС».
Логопед: Ребята, мы читали много книг о космосе, рассматривали иллюстрации, играли в игры на космическую тему, а как вы думаете почему?
- Какой знаменательный день для всего мира 12 апреля?
(12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики).
- Что произошло много лет назад в этот день?
(В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мечта людей о полете в космос сбылась)_.
А что же такое Космос и где он находится? Закройте глаза и представьте себе:
(Звучит космическая музыка)
Космос. Сколько удивительного, неизвестного, таинственного таит он в себе. Космос - это звезды и планеты, кометы и астероиды, различные космические светила, межпланетное и межзвездное пространство. Получилось, что космос – это все пространство за пределами Земли.
Логопед: Я знаю, что многие из вас очень любознательные и хотели бы узнать больше о том, что находится за пределами нашей планеты. И сегодня я предлагаю отправиться в увлекательное космическое путешествие, провести исследовательскую работу и закрепить полученные знания на земле.
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
(Храбрым, сильным, смелым и умным. Бесстрашным, спортивным, решительным и выносливым. Здоровым, внимательным, должен многое уметь и знать)
Логопед: Собираю космическую команду из тех ребят, кто уже много знает о космосе. Я буду задавать вопросы. Кто правильно на них ответит, будет зачислен в нашу космическую команду. Итак, готовы?
1. Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?
2Кто из женщин первой побывал в космосе? (В. Терешкова.)
3Что такое космодром? (Место, откуда взлетают ракеты.)
4 Как назывался космический корабль Ю. Гагарина? (Восток.)
5. Что такое скафандр (Костюм космонавта.)
6. Назовите имена других космонавтов, которые побывали в космосе. (Титов, Леонов, Волков.)
7. Назовите имя первого космонавта (Ю. Гагарин.)
8. Что такое космос? (Пространство, окружающее землю.)
9. Какие животные побывали в космосе? (Белка и Стрелка.)
10. Какие вы знаете космические корабли? («Восток», «Мир», «Салют».)
Логопед: Молодцы, дети, вы хорошо справились с этим заданием. Космический экипаж в полном составе готов к космическому путешествию.
2. графический диктант.
Логопед: Но чтобы совершить космическое путешествие надо создать летательный аппарат.
- За работу! Слушаем и рисуем по клеточкам:
2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз,
1 клетка вправо, 8 клеток вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз,
1 клетка вправо, 5 клеток вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх,
2клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх,
2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 5 клеток вверх,
1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо. 8 клеток вверх,
1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх
Логопед: Что получилось у нас? Дорисуйте иллюминатор, и название ракеты напишите.
- Сколько замечательных ракет у нас получилось! Вот теперь можно лететь?
3. Игра «запуск ракеты» (дети встают)
Надеть скафандр. - К запуску космического корабля приготовиться! «Есть приготовиться!» - Пристегнуть ремни! «есть пристегнуть ремни!» - Завести моторы! (круговые движения рук) - Все: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск! (сомкнутые руки вверх)
3. Упражнение «Невисомость»
(под музыку дети изображают разные позы)
Логопед: Мы находимся в состоянии невесомости, когда и космонавты, и вещи ничего не весят, а плавают, как рыбки в аквариуме.
Ребенок: «Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты.
Еще никто-никто на свете
Такой не видел красоты.
Ах, какая красота!
Не страшна нам высота.
Пролетаем над лесами,
Над высокими горами.
4. Игра «Скажи наоборот»
-Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетом. Опасность перегрузки! Необходимо обнаружить и избавиться от балласта – выбросить слово неприятель. - Я буду передавать метеорит, и называть слово, вы называете слово-неприятель.
Далекий – близкий Смелый – трусливый Темный – светлый Яркий – тусклый Горячий – холодный Высоко – низко Впереди – сзади Снаружи – внутри Острый – тупой Говорить - молчать Польза – вред Насорил - убрал
5. Игра «Один – много»
Логопед: Команда, разредились солнечные батареи, нужно их зарядить, а для этого, друзья много предметов назвать нам пора.
Звезда – звезды – много звезд
Космонавт – космонавты – много космонавтов
Планета – планеты – много планет Скафандр – скафандры – много скафандров Станция – станции – много станций
Метеорит – метеориты – много метеоритов
Комета – кометы – много комет Метеорит – метеориты – много метеоритов Инопланетянин – инопланетяне – много инопланетян
6. «Назови планеты солнечной системы.
Логопед: Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется, как? – Солнечная система.
- Сколько планет в солнечной системе? Подойдите к иллюминатору. – По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним – Нептун. Он восьмым идет по счету.
7. Образование сложных слов.
Логопед: Вижу какие-то космические объекты, Надо передать в центр управления информацию о них. Я буду называть 2 слова, а вы из них составьте одно.
Луна ходит – луноход Звезда летит – звездолет Звезда падает – звездопад Длинный хвост – длиннохвостый Ракета носить – ракетоноситель Космический дом – космодром Сам летит – самолет Везде ходит - вездеход
8. Упражнгение «Четвертый лишний»
Логопед: Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетом. Опасность перегрузки! Необходимо обнаружить и избавиться от балласта – выбросить лишнее слово:
Солнце, сон, солнечный, солнышко. Космос, косматый, космонавт, космический. Планета, план, планетный, планетарий.
- А какие слова остались? - Как мы называем эти слова? (родственные или однокоренные)
Подберем еще родственные слова к слову «ЗВЕЗДА»
- Человек, который считает звезды – звездочет; - Космический корабль, летящий к звездам – звездолет; - Момент, когда звезды падают – звездопад; - Небо, на котором много звезд – звездное; - Небо, на котором нет звезд – беззвездное;
- Большая звезда, а маленькая – звездочка.
10. Создание созвездий.
Логопед: Ребята, находясь в космосе, космонавт видит множество звезд, которые образуют созвездия. Назовите некоторые из них.
-А мне бы хотелось, чтобы вы придумали предложение, связанное с космосом и записали его с помощью схемы, но соблюдая правила грамматики.
(чтение предложений)
11. Итог занятия.
Логопед: Объявляю посадку! Можно отстегнуть ремни и расслабиться. Поздравляю вас! Наше космическое путешествие прошло успешно.
Мы закрепили наши знания о космосе и вернулись на планету Земля, которая самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша земля!
- Что вам понравилось в путешествии?