Ирина Можайская
Консультация «Учите детей петь» — влияние занятий вокалом на развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
1. Влияние занятий вокалом на развитие ребенка.
2. Конспект занятия
«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ПЕТЬ»
Занятия вокалом с детства имеют множество преимуществ и важность, которые могут повлиять на развитие ребенка и его вокальных способностей. Вот несколько причин, почему занятия вокалом с детства являются важными:
1. Формирование основных навыков: В детском возрасте дети осваивают основы музыки и вокала легче и естественнее. Занятия вокалом позволяют сформировать правильную дыхательную технику, постановку голоса и другие основные навыки, которые будут полезны в дальнейшем музыкальном развитии.
Темочки:
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
2. Развитие слуха и музыкальности: Занятия вокалом способствуют развитию слуха, ритмического чувства и музыкальных способностей у детей. Это помогает им лучше воспринимать музыку, а также улучшает общую музыкальную культуру.
3. Укрепление голосовых связок: Занятия вокалом помогают укрепить и развить голосовые связки, что влияет на качество и силу голоса. С раннего возраста ребенок может научиться правильно использовать свой голос и избегать недопустимых нагрузок на него.
4. Эмоциональное развитие: Пение является формой самовыражения, которая позволяет детям выражать свои эмоции и чувства через музыку. Это способствует эмоциональному развитию и помогает детям лучше понимать и выражать свои чувства.
5. Уверенность и самодисциплина: Занятия вокалом требуют регулярной практики и самодисциплины. Когда дети достигают улучшения своих навыков и успехов в музыке, это способствует увеличению их уверенности и самооценки.
6. Социальные навыки: Участие в хоре или других музыкальных группах способствует развитию социальных навыков у детей. Они учатся работать в команде, слушать друг друга и уважать мнение других участников.
7. Развитие творческого мышления: Музыка - это искусство, и занятия вокалом стимулируют творческое мышление у детей. Ребята учатся самостоятельно придумывать какие то песенки, распевки, пытаются инсценировать сюжетные песни, придумывают движения для хороводов, с удовольствием участвуют в различных музыкальных играх в которых необходим творческий подход и фантазия.
8. Умение выступать перед публикой: Занятия вокалом помогают детям развить умение выступать перед публикой и преодолевать страх перед публичными выступлениями. Этот навык пригодится им не только в музыкальной сфере, но и в других областях жизни. Дети учатся преодолевать волнение и получать удовольствие от выступлений.
9. Здоровый образ жизни: Пение и музыкальные занятия способствуют здоровому образу жизни, поскольку требуют хорошей физической формы и заботы о своем голосе. Некоторые ребята поступают учиться в музыкальную школу или занимаются дополнительно в кружках при Домах культуры или творчества и уже начиная с детского сада они узнают о здоровых привычках и уходе за своим голосом.
10. Развитие профессиональной карьеры: Начиная с детства заниматься вокалом, ребята имеют возможность развивать свои таланты и стать профессиональными вокалистами или музыкантами в будущем, если имеют интерес и стремление к этому.
В целом, занятия вокалом с детства имеют множество положительных последствий и могут влиять на общее развитие личности ребенка, его музыкальные способности и самосознание. Это также может стать основой для долгосрочной любви к музыке и искусству.
Человеческий голос — это уникальный, удивительный музыкальный инструмент. И наделен им каждый человек от рождения.
Петь может каждый, кто этого очень захочет, вокал не знает границ. Ведь у популярной музыки иные требования, чем у классической. Важна лишь ваша индивидуальность. Выносливость и пластичность голоса вырабатываются постоянными тренировками при помощи вокальных и артикуляционных упражнений.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи я уделяю достаточно много внимания. Почему я так много внимания сегодня хочу уделить развитию речи детей, а потому, что без правильной уверенной и выразительной речи мы никогда не добьемся красивого и интересного исполнения песен. ИТАК:
Пение и речь
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение.
Развитию речевого слуха способствуют пение попевок и песен на различных звуках
(например: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом саду» или, например, для малышей «Ко-ко -ко, ко-ко ко, не ходите далеко» или замечательная песенка «Маленький щенок» - гав, гав, гав, гав…. «Кап кап, тук- тук- тук по стеклу раздался стук…» и др.) таких песенок для детей очень много и их обязательно необходимо использовать в своей работе, повторяя одни и те же фразы или слоги ребята, незаметно для себя, учатся правильно произносить те или иные звуки, слоги и слова.
Пение играет огромную роль для развития речевого дыхания, а как Вы все понимаете в пении без него никак. Первое чему мы учимся разучивая песни -это правильно дышать, приучаем детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни. Существует великое множество различных упражнений для певческого дыхания.
Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо, отрывисто или слитно.
Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка
Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.
Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями и музыкальными терминами. Все это способствует умственному и речевому развитию ребенка.
ИТАК:
Пение способствует развитию у детей нормального звукоизвлечения, вырабатывает слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.
Занятие пением развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
Речь и голос
Большое внимание уделяем голосу ребёнка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо чётко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его, чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. И не только поэтому, если ребёнок не в состоянии извлечь звук который вы ему предложили, он просто будет петь его неправильно и в соответствии с этим у ребенка не развивается музыкальный слух, он просто кричит во время пения и все. Вам, наверняка, знакома ситуация когда ребенок говорит: «А почему я не солист, ведь я пою громко и слова хорошо знаю?», ребёнок должен научиться слышать себя, слышать и понимать своё неправильное пение, если вы этого добились - это уже успех. В этом случае ребенок будет стараться прислушиваться к пению педагога и товарищей. Обязательно необходимо дать детям послушать как интонирует педагог, затем правильное пение других детей, и попросить спеть его самого. При систематических занятиях даже не имеющий музыкального слуха ребенок научится, сначала слышать неправильное пение, а потом будет стараться правильно петь сам.
Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, зевание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины)
(например: игра «Кто кричит, что звучит»,).
В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук, поднимается настроение. Дети мычат, скрипят, лают, мяукают, зевают, гудят, чирикают и т. п. это очень весело и полезно.
Речь и артикуляционная гимнастика
В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Дети всегда с удовольствием выполняют эти упражнения, а нам можно отдохнуть в тишине. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования мы используем так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него).
Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводим специально подобранные упражнения по системе В. Емельянова, А. Стрельниковой, М. Лазарева, Б. Толкачева. Мы используем еще эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений нами чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).
В работе над дикцией нами используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика не занимает много времени. Главное – научиться контролировать работу мышц и органов, чтобы подготовить их к процессу певческой фонации.
Сам процесс голосообразования представляет собой чрезвычайно сложный механизм, в котором участвуют мышцы лица, связки, лёгкие, диафрагма, брюшные мышцы. Поэтому подготовительный этап самый ответственный. Именно в нём необходимо выработать комплекс условных рефлексов – непривычное сделать привычным.
Системная работа над артикуляционными упражнениями закладывает фундамент и формирует стереотип, которые позволяют педагогу добиться желаемого эффекта с наименьшей затратой труда и времени. Навыки правильного звучания автоматизируются в процессе многократных, целеустремлённых тренировочных занятий, а при отсутствии их - они утрачиваются. Постепенно наработанные и закреплённые гимнастикой мышечные ощущения автоматически будут использоваться при разучивании новых песен.
После того как сделали артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения начинаем распеваться, т. е. выполнять упражнения для развития чистоты интонирования мелодии.
Упражнения для распевания, которые педагог дает в начале каждого хорового, вокального занятия, должны быть доступны логическому пониманию обучающихся, легко восприниматься на слух и усложняться постепенно. Пение распевочного материала, начиная с простейшего, следует вводить с первых же занятий хоровым пением, чтобы дети овладевали элементами звуковедения, звукообразования, дыхания и культурой звука.
После разогрева артикуляционного и дыхательного аппарата можно приступать к певческому распеванию, исполняя его по системе «от простого к сложному», по индивидуальному подбору и в соответствии с поставленными задачами. Предложенные распевания не обязательно выполнять в полном объёме и непременно в данной последовательности. Их очень много. Я сама комплектую необходимые певческие упражнения в зависимости от творческого процесса с учётом многих факторов: возраста обучающихся, их физического состояния на данный момент, степени их подготовленности, педагогических целей.
Все распевки лучше аккомпанировать в первой и малой октавах, что помогает вытаскивать обертоны грудного резонирования. Распевки исполнять с движениями по полтона с середины диапазона («ми» первой октавы) вверх и вниз по хромматизмам, постепенно расширяя диапазон.
Для активизации дыхания очень полезны распевания на stakkato. Для ощущения «качающегося» дыхания петь по тоническому трезвучию и широкому арпеджио, наполненными вибрациями (например, упражнение «Море»). Необходимо обратить особое внимание на формирование гласных. Они рождаются в ротоглоточном канале, тогда как для согласных нужны губы, язык, челюсть и весь рот.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть музыкальное занятие по обучению детей пению для старшего дошкольного возраста, так как это делаю я!
ЗАНЯТИЕ
Дети сидят на стульчиках.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат:
высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до всё более далеко отстоящей поверхности (повторить 6-8 раз);
цокать и пощёлкивать языком, меняя размеры и конфигурацию рта;
языком, как иголочкой, протыкать поочерёдно левую и правую щеку (повторить несколько раз);
«снимаем напряжение» – круговыми движениями языкато влево, то вправо проведите между дёснами и губами – как бы чистим языком зубы (повторить 3-4 раза).
«Строим рожицы» - оттопыриваем и выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение; поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти движения: «обиженное лицо –радостное лицо» (повторить несколько раз);
«Трещетка» - без извлечения звука.
Игра «эхо» (педагог–ребенок). Педагог коротко и чётко прозносит согласные «к-к-к», «л-л-л», «ф-ф-ф», «м-м-м», «н-н-н» … Обучающиеся по руке дирижера повторяют согласные в том же характере и заданном темпе. Воспитывается внимание, отзывчивость на дирижерский жест, чёткость и одновременность в произношении согласных. При выполнении упражнения следить за правильной осанкой (ощущение опоры корпуса, ощущать мышцы брюшного пресса и нижних рёбер.
А теперь скажите мне. Что этот мы с вами сейчас делали?
Дети: Артикуляционную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Дети стоят
Первое упражнение.
«Греем руки»: подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдохносом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом;
«Крик чаек»: руки лежат на прессе, легкий вдох, прижали воздух диафрагмой и постепенно выдыхаем, имитируя крик чаек «а-а-а-а-а». Ощущая при этом диафрагмальное дыхание. Запоминаем мышечные ощущения;
«нюхаем цветок»:вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать;
«шарик» надуваем шарик (руки разводим в стороны, шарик сдувается на звук—сссссс (руки сужаем)
«свечи»: вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи.
Расслабляем мышцы губ. Упражнение «Трещетка» (глубокий вдох и выдох с закрытым ртом и раслабленными губами.)
«Повороты головы»
Исходное положение – стоя,ноги уже плеч. Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос. Тоже самое - влево. Шея не напряжена. Выдох в положении головы «посередине». Важно помнить! Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха. В норме: 12 раз. Плечи не поднимаем.
«Наклоны головы»
Исходное положение – стоя, ноги уже плеч. Легкий наклон головы с резким, шумным вдохом вправо, ухо к правому плечу – выдох через рот. Тоже самое влево.
Плечи не поднимаем.
РАСПЕВАНИЕ.
1. Распевка на каждой ноте от -ми- до -си- первой октавы вверх и вниз до -до- первой октавы. «Я иду и пою».
Цель:
а) разогреть связки на натуральном, естественном певческом тоне;
б) выстроить интонационный слух;
2. «Ми-мэ-ма-мо-му»- петь большие терции вверх от -до- первой октавы до -до- второй.
Цель:
а) выстроить интонационный слух;
б) грамотно вокализировать и формировать гласные звуки;
в) добиться ровности певческого тона при смене гласных звуков;
г) добиваться свободной, лёгкой нижней челюсти.
3. Слоги «лё-о-о-о-о», поём на stakkato поступенно вверх на каждой ноте от -до- первой октавы.
Следить за работой диафрагмы на каждой гласной (чтобы животик «прыгал»). Слог «лё» невольно поднимает верхнее небо в положение зевка, дает ощущение округлости.
Цель:
а) разогреть связки и закрепить процесс фонации на натуральном, естественном певческом тоне;
б) выстроить интонационный слух;
в) подключить необходимые резонаторы и закрепить всю систему певческого дыхания.
4. «Мы перебегали берега» -
а) подстраиваться под тональность;
б) развивать чистоту интонирования мелодии;
в) добиваться правильного распределения певческого дыхания.
Исполнение песен:
1. «Чудо-чудо чудеса»
2. «Звездный дождь»
3. «Россиночка-Россия»
4. Трио Сейтханова Василина, Голикова Милана и Сухонос Алексей исполнят песню «Шабу-дабу».
Разучивание песни: «На мосточке» муз. Филиппенко. Просмотр видеоролика.
Короткая беседа о песне и разучивание первого куплета.
В заключение музыкальное прощание.