МААМ-картинки

Конспект занятия «Звук [й] и буква Йй»

Татьяна Бутко
Конспект занятия «Звук [й] и буква Йй»
▼ Скачать + Заказать документы

«Звук [й] и буква Йй» по Н. В. Нищевой

Образовательные задачи: Ознакомление со звуком и буквой Й. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов и слов с новой буквой.

Развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Оборудование: Палочки Кюизенера, предметные картинки, снежинки, буквари, тетради, полоски и маленькие изображения зайчиков, цифры «2» и «3».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Темочки:

Педагог встречает детей, организует приветствие, предлагает детям присесть на стульчики. На столах перед детьми лежат предметные картинки с изображениями майки, зайки, лейки, чайки.

Посмотрите на картинки, лежащие перед вами. Назовите их.

Дети называют картинки.

Какой звук слышится в середине всех этих слов?)

Верно. И сегодня мы познакомимся с этим звуком и буквой, которая его обозначает.

2. Игра «Снегопад». Развитие фонематического восприятия.

Педагог раздает снежинки.

Теперь мы будем играть в игру «Снегопад». Но сначала послушайте стихотворение.

Чайка, зайка и сарай

Чем похожи? Угадай!

(Во всех словах есть звук [j]).

Давайте произнесем это звук вместе.).

Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда. Язык плотно прижимается к нёбу. Как вы думаете, звук [j]- гласный или согласный?). Звонкий или глухой? Приложите руку к горлышку, произнесите звук, проверьте, какой он.

Дети произносят звук, приложив руку к горлышку. (звонкий).

Верно. Кроме того, этот звук всегда мягкий. Значит, каким кружком мы будем обозначать этот звук? (зеленым). Правильно. Возьмите в руки по одной снежинке и поднимайте его, когда услышите звук [j].

Материал: й, и, а, й, у, э, й, л’, а, й, йогурт, липа, лейка, майка, соль, лей, лимон, йод, поливать, поймать.

Молодцы. Вы были очень внимательными.

3. Упражнение «Кто скорее?»

А сейчас поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. М, а, й. Что получилось?). Верно. Что такое май? (Это название весеннего месяца).

Аналогично проводится работа по синтезу слов: пой, дай, дуй.

4. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Чайка, зайка и сарай

Чем похожи? Угадай!

В каких словах этого стихотворения есть звук [j]?). Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это буква Йй. Под ней вы видите зеленый кружок. Что это значит? (Значит, буква Йй обозначает мягкий согласный звук [j]). На какую букву очень похожа буква Йй? … Ии). Возьмите коробочку, достаньте из нее все необходимые элементы и составьте по одной букве Й.

Дети выполняют задание.

Какие детали вам потребовались для этого? (Мы взяли 2 длинных палочки, 1 короткую и галочку). Как расположены эти элементы? (2 длинные палочки стоят на небольшом расстоянии др. от др., между ними, слева направо снизу вверх идет короткая палочка, а наверху расположена галочка.)

Посмотрите на нижнюю часть страницы. Найдите и назовите все предметы, в названиях которых есть новый звук. (Сарай, скамейка, майка, балалайка, лейка, чайка, воробей). В каких словах звук [j] слышится в конце? (Сарай, воробей). Отлично. Теперь переверните страницу. Прочитайте, что написано в столбике. Теперь прочитайте слова под картинками.). Что такое сайка? (Это булочка). Верно. Теперь давайте прочитаем предложения под картинками.). Молодцы.

5. Подвижная игра «В лесу».

С кочки на кочку скачет лягушка, Передвигаются прыжками по кругу др. за др. на корточках.

Заяц петляет в кустах на опушке, Передвигаются, стоя, совершая прыжки на обеих ногах и петляя.

Следом за зайцем крадется лиса, Крадутся на цыпочках.

Мишка вразвалку уходит в леса, Идут вразвалку.

Еж семенит по дорожке под елкой, Семенят в полуприседе, округлив спинку.

В чаще лесной рыщут серые волки. Идут, совершая широкие шаги.

Кружит над лесом стайка синичек. Бегут по кругу, взмахивая руками.

Мы показали зверюшек и птичек. Маршируют по кругу.

6. Работа в тетради.

Что вы видите в ее верхней части?). Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?).

Дети раскрашивают буквы.

Положите цветные карандаши и возьмите ручки, давайте напишем букву Йй. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу вверх слева направо короткую палочку и, наконец, сверху напишу галочку. Напишите 4 больших буквы и 4 маленьких по точкам.

Дети выполняют задание.

7. Игра «Зайкина прогулка».

Педагог раздает полоски и маленькие изображения зайчиков.

А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Зайкина прогулка». Будем учиться определять место звука [j] в словах. Первый квадрат для обозначения звука в начале слова, второй – в середине, третий – в конце. Вы будете слушать слова и зайкой обозначать его место в каждом слове.

Материал: играй, мойка, йогурт, йод, каравай, сойка, бегай, попугай, гайка, фуфайка. Дети выполняют задание.

8. Игра «Два и три».

Педагог приглашает детей к доске, на которой находятся картинки.

Рассмотрите и назовите картинки.).

Педагог помещает на доску цифры «2» и «3».

Разделите эти слова на слоги и поставьте под ними цифру «2» те картинки, названия которых делятся на 2 слога, а под цифру «3» те картинки, названия которых делятся на 3 слога.

Дети выполняют задание.

9. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д»Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д» Цель: Автоматизация звука д; ознакомление с буквой Д Задачи: • Закрепление навыка произношения звука д; • Научить определять позицию звука.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звук [й] и буква Йй»
Опубликовано: 28 января 2025 в 11:18
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Звук [й] и буква Йй»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бутко (УИ 455386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД