Татьяна Бутко
Конспект занятия «Звук [й] и буква Йй»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звук [й] и буква Йй» по Н. В. Нищевой
Образовательные задачи: Ознакомление со звуком и буквой Й. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов и слов с новой буквой.
Развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Оборудование: Палочки Кюизенера, предметные картинки, снежинки, буквари, тетради, полоски и маленькие изображения зайчиков, цифры «2» и «3».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Педагог встречает детей, организует приветствие, предлагает детям присесть на стульчики. На столах перед детьми лежат предметные картинки с изображениями майки, зайки, лейки, чайки.
Посмотрите на картинки, лежащие перед вами. Назовите их.
Дети называют картинки.
Какой звук слышится в середине всех этих слов?)
Верно. И сегодня мы познакомимся с этим звуком и буквой, которая его обозначает.
2. Игра «Снегопад». Развитие фонематического восприятия.
Педагог раздает снежинки.
Теперь мы будем играть в игру «Снегопад». Но сначала послушайте стихотворение.
Чайка, зайка и сарай
Чем похожи? Угадай!
(Во всех словах есть звук [j]).
Давайте произнесем это звук вместе.).
Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда. Язык плотно прижимается к нёбу. Как вы думаете, звук [j]- гласный или согласный?). Звонкий или глухой? Приложите руку к горлышку, произнесите звук, проверьте, какой он.
Дети произносят звук, приложив руку к горлышку. (звонкий).
Верно. Кроме того, этот звук всегда мягкий. Значит, каким кружком мы будем обозначать этот звук? (зеленым). Правильно. Возьмите в руки по одной снежинке и поднимайте его, когда услышите звук [j].
Материал: й, и, а, й, у, э, й, л’, а, й, йогурт, липа, лейка, майка, соль, лей, лимон, йод, поливать, поймать.
Молодцы. Вы были очень внимательными.
3. Упражнение «Кто скорее?»
А сейчас поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. М, а, й. Что получилось?). Верно. Что такое май? (Это название весеннего месяца).
Аналогично проводится работа по синтезу слов: пой, дай, дуй.
4. Работа по букварю.
Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Чайка, зайка и сарай
Чем похожи? Угадай!
В каких словах этого стихотворения есть звук [j]?). Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это буква Йй. Под ней вы видите зеленый кружок. Что это значит? (Значит, буква Йй обозначает мягкий согласный звук [j]). На какую букву очень похожа буква Йй? … Ии). Возьмите коробочку, достаньте из нее все необходимые элементы и составьте по одной букве Й.
Дети выполняют задание.
Какие детали вам потребовались для этого? (Мы взяли 2 длинных палочки, 1 короткую и галочку). Как расположены эти элементы? (2 длинные палочки стоят на небольшом расстоянии др. от др., между ними, слева направо снизу вверх идет короткая палочка, а наверху расположена галочка.)
Посмотрите на нижнюю часть страницы. Найдите и назовите все предметы, в названиях которых есть новый звук. (Сарай, скамейка, майка, балалайка, лейка, чайка, воробей). В каких словах звук [j] слышится в конце? (Сарай, воробей). Отлично. Теперь переверните страницу. Прочитайте, что написано в столбике. Теперь прочитайте слова под картинками.). Что такое сайка? (Это булочка). Верно. Теперь давайте прочитаем предложения под картинками.). Молодцы.
5. Подвижная игра «В лесу».
С кочки на кочку скачет лягушка, Передвигаются прыжками по кругу др. за др. на корточках.
Заяц петляет в кустах на опушке, Передвигаются, стоя, совершая прыжки на обеих ногах и петляя.
Следом за зайцем крадется лиса, Крадутся на цыпочках.
Мишка вразвалку уходит в леса, Идут вразвалку.
Еж семенит по дорожке под елкой, Семенят в полуприседе, округлив спинку.
В чаще лесной рыщут серые волки. Идут, совершая широкие шаги.
Кружит над лесом стайка синичек. Бегут по кругу, взмахивая руками.
Мы показали зверюшек и птичек. Маршируют по кругу.
6. Работа в тетради.
Что вы видите в ее верхней части?). Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?).
Дети раскрашивают буквы.
Положите цветные карандаши и возьмите ручки, давайте напишем букву Йй. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу вверх слева направо короткую палочку и, наконец, сверху напишу галочку. Напишите 4 больших буквы и 4 маленьких по точкам.
Дети выполняют задание.
7. Игра «Зайкина прогулка».
Педагог раздает полоски и маленькие изображения зайчиков.
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Зайкина прогулка». Будем учиться определять место звука [j] в словах. Первый квадрат для обозначения звука в начале слова, второй – в середине, третий – в конце. Вы будете слушать слова и зайкой обозначать его место в каждом слове.
Материал: играй, мойка, йогурт, йод, каравай, сойка, бегай, попугай, гайка, фуфайка. Дети выполняют задание.
8. Игра «Два и три».
Педагог приглашает детей к доске, на которой находятся картинки.
Рассмотрите и назовите картинки.).
Педагог помещает на доску цифры «2» и «3».
Разделите эти слова на слоги и поставьте под ними цифру «2» те картинки, названия которых делятся на 2 слога, а под цифру «3» те картинки, названия которых делятся на 3 слога.
Дети выполняют задание.
9. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.