Серова Светлана Николаевна
Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе на тему «Слог»
▼ Скачать + Заказать документы
Серова Светлана Николаевна
МБДОУ д/с № 22 г. Красногорск, МО.
Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи
в старшей группе
Тема «Слог»
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-образовательные – познакомить с понятием «слог», формировать умение выполнять слоговой анализ слова (делить слова на слоги); дать понятие о слогообразующей роли гласных звуков, выделять гласные буквы и соотносить их количество с количеством слогов; научить составлению слоговых схем.
Коррекционно-развивающие – развивать зрительное внимание, фонематическое восприятие и фонематический слух, речевое дыхание и речевое восприятие; коррекция нарушений памяти, обогащение и активизация словарного запаса.
Коррекционно-воспитательные – воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях, ответственность, любознательность.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (символы слогов и звуков, счётные палочки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Задание: Выделить гласный звук в слове.
Л: Дети, посмотрите на картинки и назовите гласный звук в названии предмета (мак, кит, стол, стул, сыр.) СЛАЙДЫ 3-7
2. Знакомство со слоговым составом слова.
а) «Доскажи словечко».
Папа, мама, брат и я –
Вместе дружная…. (семья).
Л: Однажды мама и дети поехали в лес за грибами. СЛАЙД 8
Сколько детей в семье?
Д: Трое.
Л: Мальчика зовут Вова, а девочек – Ира и Наташа. Ходят дети по лесу, собирают грибы, увлеклись. Пора домой. Мама зовёт детей, произносит имена громко и медленно: И-ра, Во-ва, На-та-ша. Слова у неё разделились на части. Попробуйте и вы так же произнести имена детей.
Д: И-ра, Во-ва, На-та-ша.
б) «Потерялись».
Л: Представьте, что мы с вами тоже находимся в лесу. Разбрелись по лесу и зовём каждого.
Д: хором произносят имена детей группы по слогам.
Слово делится на слоги, СЛАЙД 9
Как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
Ты- и -ква-, а вместе тыква, СЛАЙД 10
Со- и -ва – итак, сова.
В. Берестов.
3. Слоговой анализ слова.
а) «Уложи слово на ладошку»
Л: Посмотрите, как я делю слова на слоги и хлопаю на каждый слог; «укладываю» слово на ладошку.
ма-ма
ре-бя-та
лес
Л: Сколько слогов в слове, столько и хлопков. Их можно посчитать. Давайте вместе повторим слова и посчитаем, сколько в них слогов.
Д: дети хором произносят слова (мама, ребята, лес) по слогам и хлопают на каждый слог. Называют количество слогов в словах.
4. Физкультминутка.
СЛАЙД 11
Только в лес зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой. Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём. Ходьба на внешней стороне ступни с покачиванием влево, вправо. Руки за головой.
Вдруг мы видим у куста –
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И в гнездо его кладём. Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.
б) «Дятел-телеграфист»
Новости со всех концов планеты
Почтальон всегда доставит вам.
Письма, газеты и телеграммы
Он разносит в срок по адресам.
Л: Ребята, а кто передаёт текс телеграммы для почтальона? (Телеграфист)
Он отстукивает слова на специальном аппарате. Этот аппарат называется – телеграф. СЛАЙД 12
Тук-тук-тук!
Тук-тук-тук!
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре. СЛАЙД 12
Л: На весь лес отстукивает, как по телеграфу, передаёт, что он увидел в лесу. Что увидел дятел? (Жёлуди, шишки, пень, берёзу, ёлку.) Передайте по телеграфу эти слова, отстукивая счетной палочкой каждый слог. Посчитайте, сколько слогов в каждом слове. Назовите первый слог. Второй. Третий. СЛАЙД 13
Д: дети произносят хором по слогам слова, отстукивая каждый слог счётной палочкой по столу.
5. Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков.
Задание: Разделить слово на слоги, назвать гласный звук в каждом слоге.
СЛАЙД 14
Л: Давайте вспомним, как зовут детей, которые ходили в лес (Ира, Вова, Наташа). Посчитаем сколько слогов в имени каждого ребёнка, назовём гласные звуки в каждом слоге.
Д: дети делят имена детей на слоги, выкладывают схемы, называют гласный звук в каждом слоге. Выкладывают символы гласных звуков. Соотносят количество гласных с количеством слогов.
Л: В каждом слоге обязательно есть гласный звук, он образует слог. Слог даже может состоять из одного гласного звука (И-ра). Но чаще гласный звук дружит с согласными (Во-ва). Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
6. Упражнение в слоговом анализе.
«Игрушки»
Л: Сёстры Ира и Наташа не могут поделить игрушки, давайте им поможем. Давайте вспомним, сколько слогов в имени Ира, а сколько в имени Наташа. (Два, три). Ире дадим игрушки, в названии которых два слога, Наташе – игрушки, в названии которых три слога.
СЛАЙД 15
Д: дети называют игрушку, считают количество слогов, говорят, чья это игрушка.
Ира: кукла, мишка, юла.
Наташа: посуда, кубики, скакалка.
7. Итог занятия.
Л: Чему мы учились на занятии? (Делить слова на слоги, выделять гласный звук в слоге, различать слова и слоги.)
Какой секрет деления слова на слоги вы можете назвать? (Сколько гласных, столько и слогов.)
Назовите своё имя и определите, сколько слогов в вашем имени.