Олеся Химилонова
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород»
Тема занятия : «Сад-огород»
Конспект подготовила : учитель-логопед Химилонова Олеся Михайловна
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
-учить детей согласовывать имена существительные с глаголами.
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе „Сад-огород“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Огород. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-развивать у детей умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в;
-упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;
-закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, мышление и умение соотносить различные формы.
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.
Оборудование: картины с изображением сада и огорода, эмблемы с названиями команд («Огородники», «Садовники») и таблички для столов, две корзины, морковки и яблоки (вырезанные из картона) в качестве «очков», предметные картинки с изображением овощей и фруктов.
План занятия :
1. Организационный момент
2. Основной этап:
- беседа по теме;
- игра «Во саду ли, в огороде» 1 конкурс;
- игра «Четвертый лишний» 2 конкурс;
- физкультминутка;
- игра «Узнай по описанию» 3 конкурс;
- игра «На что похоже?» 4 конкурс
3. Итог занятия
Ход занятий.
1. Организационный момент.
Ребята,посмотрите сколько у нас сегодня гостей! Здесь собрались только добрые люди. Смотрите они вам улыбаются! Давайте поздороваемся с ними и тоже им улыбнемся. А теперь встанем в круг,врзьмемся за руки. Почувстуйте тепло ваших рук и ласково улыбнитесь друг другу.
логопед загадывает загадку : «Ребята, а теперь я хочу вам загадать загадку, но загадка не простая,если вы ее огадаете произойдет волшебство. Закройте глазки и послушайте загадку
-Пусты поля,
-Вянет трава,
-Дождь проливает,
-Когда это бывает?»
Дети: осенью. (открывают глаза- логопед превратился в Осень)
2. Основной этап.
Логопед : Ваша правильная отгадка превратила меня в Осень. Я знаю вы много всего знаете об осени. А скажите, что собирают осенью на огороде, в саду?
Дети: урожай овощей и фруктов.
Логопед : что можно приготовить из овощей? Из фруктов?
Дети: борщ, компот, и. т. п.
Логопед : А перед тем, как приготовить,что делают с овощами и фруктами?
Дети: моют и режут.
Логопед : давайте сделаем это (пальчиковая гимнастика
«мы капусту рубим-рубим»)
Ребята,я к вам пришла не с пустыми руками,принесла осенние дары. А теперь я вам предлагаю стать настоящими поварами! Сейчас мы с вами будем готовить компот и борщ. Что нам понадобится для приготовления компота? А что для приготовления борща? Спросить растет ли в нашей республике?
(разобрали) Молодцы!
Логопед : А давайте покажем, как борщ и компот булькают в кастрюле (артикуляционное упражнение «непослушный язычок»)
-как мы будем их мешать (упражнение «оближи губки»)
-как овощи и фрукты будут подниматься в кастрюле («грибок»)
-во что нальем («чашка»)
Логопед : А теперь представим, что борщ и компот горячие, давайте остудим их.
(Дыхательное упражнение «остудим компот и борщ»)
Ребята, одним из осетинских национальных блюд являются осетинские пироги. Вы любите пироги? А какие овощи используют для приготовления начинок для осетинских пирогов?
Капуста (кабускаджын)
Картошка (картофджын)
Свекла (цахараджын)
Фасоль (кадурджын)
Тыква (насджын)
Физкультминутка.
-Огород у нас в порядке –
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород,
Поливали огород (действия по тексту)
В лунках маленьких не густо
Рассадили мы капусту («сажают»)
Лето все она толстела (показывают круг перед собой)
Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх)
А теперь ей тесно белой,
Говорит – посторонись! (руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения)
А теперь я хочу провести с вами викторину.
Логопед : На доске выставлены две картины. На одной вы видите - сад, на другой – огород. Я раздам вам картиночки с изображением овощей и фруктов. Делимся на две команды. Те, дети, у которых в руках «овощи», становятся командой «Огородники», те, у которых фрукты, команда «Садовники» .А почему именно так мы назвали команды.
Игра «Назови ласково»
Ребята, а давайте представим, что мы волшебники, и мы будем превращать большие овощи в маленькие. Для этого нам понадобится волшебная палочка.
- Это лимон. Я превращаю его в лимончик;
- Это перец. Я превращаю его в ….;
- Это лук. Я превращаю его в …. ;
- Это слива. Я превращаю ее в … и т. д.
(награждение)
Игра «Четвертый лишний»
Логопед : ребята, на столе выставлены ряды картинок для одной и второй команд. Вы должны определить, какой предмет из четырех не подходит к другим, «лишний». Для команды «Огородников» : помидор, апельсин, огурец, морковь. Редис, лук, картофель, вишня. Для команды «Садовников» : яблоко, репа, груша, мандарин. Виноград, свекла, слива, лимон.
Логопед-осень : в этой игре победила команда «?», они получают яблоко/морковь.
Игра «Узнай по описанию»
Логопед : а сейчас попробуйте догадаться, о чем идет речь. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов.
-Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор)
-Круглое, зеленое или красное, сочное, твердое.? (яблоко)
-Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (огурец)
-Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный. (лимон)
-Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая. (морковь)
-Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая. (груша)
-Круглая, зеленая, твердая, сочная. (капуста)
Логопед подводит итог
Игра «Узнай на вкус»
А сейчас,ребята,попробуйте угадать на вкус то,что я вам положу в ротик.
Игра «На что похоже?»
Логопед : на столы каждой из команд я положу: четыре картинки с изображением овощей (огородникам, четыре картинки с изображением фруктов (садовникам, а также геометрические формы (по три каждой) – треугольник, круг, овал. Вам нужно будет возле каждой картинки положить соответствующую геометрическую форму и объяснить, почему.
Логопед : Амина, почему возле яблока лежит круг?
Амина: потому что яблоко круглое.
Логопед : Молодец! Подводит итоги
Игра «Какой сок в стакане?»
3. Итог занятия.
Логопед : подводя итог нашей викторины, я вижу, что морковок и яблок оказалось поровну, значит, победила дружба. Я хочу вас поздравить и наградить вкусными подарками. (раздает подарки). А мне пора возвращаться к себе. До свидания, до новых встреч.
Деятельность логопеда
Орг. момент проводится для того, чтобы настроить детей на работу на занятии.
Логопед с помощью беседы подводит детей к теме занятия.
Пальчиковая гимнастика проводится для развития мелкой моторики рук.
Упражнения даются для развития у детей артикуляционной моторики
Упражнение дается для развития у детей дифференцированного дыхания (вдох носом, выдох- через рот).
С помощью игры логопед развивает у детей внимание, мышление, интерес к игре, желание победить.
Логопед побуждает детей самостоятельно определять принцип классификации предметов.
Переход от одного вида деятельности к другому через динамическую паузу.
Закрепляет знания детей о характерных особенностях фруктовых и овощных плодов.
Развивает логическое мышление, воображение детей.
Логопед подводит итог занятия, объявляет победителей и награждает их.
Деятельность детей
Дети настраиваются на восприятие учебного материала.
Дети отвечают на вопросы, знакомятся с темой, над которой они будут работать в течении всего занятия.
Дети выполняют движения в соответствии со словами.
Дети выполняют упражнения с опорой на самоконтроль.
Выполняют упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи.
Дети включаются в работу, дают ответ, объясняя свою точку зрения.
Дети логически мыслят и находят предмет, не соответствующий этому принципу.
Дети выполняют движения в сочетании с речью, снимают статистическую нагрузку.
Дети определяют предмет по существенным признакам.
Дети логически мыслят, активизируя свой словарный запас и развивая связную
речь.