Маргарита Валиахметова
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук [Ш] и буква «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ
Тема: «Звук [ш]и буква Ш».
Цель: познакомить детей со звуком [ш], с буквой Ш.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
1) отработать четкое произношение звука [ш] в слогах, в словах, в предложениях, в скороговорках;
2) развивать фонематическое восприятие;
3) развивать мелкую моторику и общую моторику, координацию речи с движением, пространственную ориентировку;
4) развивать внимание, память, мышление;
образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ „Звук [Ш] и буква „Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
1) обучать умению выделять существенные признаки звука;
2) продолжать учить производить звуко-буквенный анализ слов, определять последовательность звуков в слове, преобразовывать слова;
3) упражнять в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец);
4) познакомить детей с буквой Ш;
5) закрепить зрительный образ буквы Ш;
6) учить печатать букву в тетради;
воспитательные:
1) воспитывать умение слушать взрослого;
2) воспитывать умение слушать друг друга и анализировать ответы друг друга;
3) формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование:
Ход занятия:
I.Организационный момент
Логопед : «Сядет тот, кто стоит за, перед, слева от, справа от, ближе всех к, дальше всех от меня… и т. д.»
Cообщение темы занятия.
Дидактическое упражнение «Назовите одинаковый звук в словах».
- У меня для вас есть сюрприз - шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней? Слайд №1.
Логопед проговаривает названия предметов из шкатулки (мишка, подушка, шахматы, шляпа) с усилением голоса на звук [ш].
- Какой одинаковый звук вы слышите во всех этих словах? (Звук [ш]).
II. Основная часть.
1. Знакомство со звуком [ш]. Артикуляция и характеристика звука.
- Змея ползет и шипит: шшш… Слайд №2.
- Ребята, давайте покажем, как она ползет и шипит. (Волнообразные движения правой, потом левой рукой в стороны, вперед с одновременным произнесением звука [ш]).
- А теперь, ребята, посмотрите в зеркало и произнесите звук [ш].
- Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? (Губы выдвигаются вперед, они похожи на «бублик»).
- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (Язычок наверху и похож на «чашечку»). Покажите рукой, какой язык.
- Ребята, а звук [ш] какой он : гласный или согласный? Почему? (Согласный, потому что и язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]).
На доске размещены домик гласных звуков и домик согласных звуков, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.
- В какой домик мы поселим звук [ш]? (В домик согласных звуков).
- У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (Фишкой синего цвета).
- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшш… (Воздух теплый).
- А что делает голос, когда мы произносим [ш] : спит или звенит? Приложите все руку к шее, скажем шшш… (В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали).
- Звонкий или глухой звук [ш]? (Глухой).
- Запомните: звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой.
2. Дидактическое упражнение «Там шипит, тут шуршит».
Логопед читает стихотворение Е. Г. Карельской, а дети произносят звук [ш].
Кот шипит, подравшись с кошкой: Ш-ш-ш…
Гусь – гоняясь за Антошкой: Ш-ш-ш-…
А змея – увидев мышку: Ш-ш-ш-…
Пар – подняв в кастрюле крышку: Ш-ш-ш…
Лист шуршит, упав под ноги: Ш-ш-ш-…
Ёж – газетой на дороге: Ш-ш-ш-…
То шипенье, то шуршанье…
Повторим это звучание: Ш-ш-ш-…
3. Дидактическое упражнение «Крестики-нолики».
У детей в тетради расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики».
Если логопед произносит слово со звуком [ш], то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
Речевой материал: кошелек, конфета, дедушка, шампунь, ковш, штанга, петух, капюшон, охотник.
4. Дидактическое упражнение «Четвёртый лишний». Слайд №11-13.
Дети по очереди называют предметы, изображённые на картинках.
- Назовите предмет, в названии которого нет звука [ш].
Шкаф, наушники, вишня, дельфин
Кошка, лягушка, конфета, машина
5. Дидактическое упражнение «Определите позицию звука [ш] в словах» Слайды 3,4.
6. Физминутка «Как живешь?»
- Как живешь? - Вот так (дети показывают большие пальцы обеих рук, держа их вверх)
- Как идешь? - Вот так! (маршируют)
- Как бежишь? - Вот так! (бег на месте)
- Ночью спишь? - Вот так! (ладошки соединяют вместе и кладут на них голову)
- Как берешь? - Вот так! (прижимают ладошку к себе)
- Как даешь? - Вот так! (ладошку от себя вперед)
- Как шалишь? - Вот так (надувают щечки и кулачками ударяют по ним)
- Как грозишь? - Вот так! (грозят пальцем вперед или друг другу)
7. Заучивание скороговорки с использованием приемов мнемотехники.
Дети внимательно рассматривают мнемотаблицу, проговаривают названия картинок, которые на ней изображены, выделяя звук [ш] в словах. Слайды №5,6.
- А сейчас мы с вами проговорим скороговорки.
Логопед медленно произносит скороговорки, указывая на подходящую картинку по тексту (2-3 раза).
8. Знакомство с буквой Ш.
- Ребята, звук [ш] обозначается буквой Ш.
- Из каких элементов состоит буква? (Из 4-х палочек).
- Напишите букву Ш в воздухе, на ладошке.
- Выложите букву Ш из счетных палочек.
- А теперь построим букву Ш из пальцев рук.
Один, два, три, четыре, пять - Будем буквы составлять.
Пальцы ручек выручайте – Строить буквы помогайте!
Левая рука. Указательный, средний, безымянный пальцы направлены вверх. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Правая рука. Указательный палец правой руки прилегает к основанию указательного, среднего, безымянного пальцев левой руки. Средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони большим пальцем.
9. Звуко-буквенный анализ слов «мышка» и «мишка». Слайд №7 и написать на доске
Дети выкладывают слово с помощью фишек.
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Назовите 1-ый звук. Какой он?
- 2-ой звук. Какой он?
- 3-ий звук. Какой он?
- Назовите только гласные звуки.
- Назовите только согласные звуки.
- Выполните схему слова в тетради.
10. Дидактическое упражнение «Волшебные превращения».
- Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мошка» («мишка»).
- Какой звук нужно поменять?
11. Определи количество слогов в слове. Слайд №8.
III. Подведение итогов занятия, поощрение детей.
- Молодцы! С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем, что мы узнали о звуке [ш] :
• Звук [ш] - согласный или гласный? (согласный);
• Какая преграда у звука [ш]? (зубки, язык);
• Звонкий или глухой? (глухой);
• Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
• Каким цветом обозначаем? (синим).
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали! А вам, что понравилось больше всего? (Ответы детей)