МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия по формированию лексики с детьми ОНР «Дикие животные зимой»

Ирина Кульгина
Конспект логопедического занятия по формированию лексики с детьми ОНР «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы

Название: «Дикие животные зимой»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о том, как зимуют дикие животные.

Задачи: Расширить знания детей о диких животных средней полосы, их

повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери; как находят пищу; как готовятся к зиме; какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они легче переносили зимние морозы.

Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию лексики с детьми ОНР „Дикие животные зимой“» размещена в разделах

Развивать внимание, слух, логическое мышление. Обогащать словарный запас детей, упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа. Активизировать в речи притяжательные прилагательные.

Воспитывать любовь и интерес к изучению природа. Подвести к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно.

Речевой материал: Лисья нора, лисья морда, лисий хвост, лисий след, лисьи лапы, медвежья берлога, медвежья лапа, медвежья морда, волчий хвост, волчья морда, волчий след, волчьи лапы, волчьи следы, заячьи уши, заячьи лапы, заячьи следы, заячий хвост, беличьи уши, беличьи следы, беличья морда, беличья лапа.

Белка – бельчонок – бельчата

Заяц – зайчиха – зайчата – зайчонок

Лиса – лис – лисёнок - лисята

Волк – волчица - волчонок – волчата

Медведь – медведица – медвежонок – медвежата

Ёж – ежиха – ежонок – ежата

Наглядный материал: Посылка из Простоквашино.

Письмо от Матроскина

Карточки с заданием

Фотоиллюстрации с изображениями диких животных и перемен, произошедших с ними.

Шапочка-маска медведя

Картинки с изображениями различных частей тела животных и их следов на снегу.

Мяч

Картинки из серии «Дикие животные и их животные»

Два мольберта, магниты, указка

Ход

Раздается стук в дверь, входит Почтальон Печкин с посылкой.

П. : Здравствуйте ребята! А куда я попал?

Ответы детей.

П. : Какая это группа?

Ответы детей.

Сверяется с адресом.

П. : Так, так. Значит я правильно пришёл. Для вас у меня посылка. От моих друзей Кота Матроскина и Шарика. Получите и распишитесь.

Логопед берёт посылку. Печкин уходит.

Л. : Интересно, что нам прислали из Простоквашино?

Ребята, устраивайтесь поудобнее, сейчас мы откроем.

Посмотрите, здесь письмо и кое-что ещё.

Л. читает:

«Дорогие ребята!

Пишет вам кот Матроскин. Пожалуйста, помогите!

Мы хотели с Шариком рассказать вам о животных нашего леса.

Шарик фотографировал, а я собирал материал. Но мы поссорились и теперь я не могу закончить рассказ.

Л. : Поможем нашим друзьям?

Ответы детей.

Л. : Послушайте первую загадку.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом

(белка)

Л. : Правильно, это белочка.

(демонстрируем 2 изображения белочки)

Л. : Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки?

Ответы детей.

Л. : Правильно. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне тёмно-серых ветвей и стволов серая шубка менее заметна, чем шубка рыжая. Ещё серая шубка более тёплая.

Л. : Где живёт белка?

Ответы детей.

Л. : Да, белка живёт в дупле на дереве. Она специально готовит его для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так, что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло. А вы знаете, что ещё?

Ответы детей.

Л. : Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы, и всё это хранит в специальных кладовых – в пустых дуплах, под мхом у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки питается их семенами. Так что голодать её зимой не приходиться.

Л. : Послушайте загадку про ещё одного лесного жителя, который меняет цвет шубку к зиме.

По полю скачет – ушки прячет.

Встанет столбом – ушки торчком

(заяц)

(Выставляем 2 картинки зайца)

Л. : Правильно, это заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеет спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

Дети высказывают своё мнение.

Л. : Да, для того, чтобы лучше спасаться от своих врагов. Ещё в этом ему помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки. А где у зайца домик?

Предположения детей.

Л. : Послушайте стихотворение, которое поможет вам ответить на вопрос.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода кора

Ответы детей.

Л. : Оказывается у зайчика нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямки или зарывшись в сугроб, а ночью выходит добывать еду. Чем питается зайчик?

Ответы детей.

Л. : Да, все вы правы. А что же он ест зимой?

Ответы детей.

Л. : Правильно. Обгладывает кору с деревьев.

(Показать изображение).

Л. : Сейчас послушайте загадки про главных врагов зайчишки.

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает

(Лиса)

(Показать изображение)

Л. : Где живёт лиса?

Ответы детей.

Л. : Правильно, в норке. Как вы думаете, лиса готовиться к зиме?

Ответы детей.

Л. : Лиса тоже готовиться к зиме, но по особенному. А как она готовиться?

Предположения детей.

Л. : Правильно, зимой на её лапках отрастает шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Лиса ходит как в валенках.

Л. : Вот ещё загадка про врага зайчишку:

На овчарку он похож

Что ни зуб, то острый нож

Он бежит оскалив пасть

На овцу готов напасть

(Волк)

(Показать изображение)

Л. : Волк, хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становиться гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.

(Показать изображение)

Л. : Спят они обычно днём, а ночью охотятся. Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно зимой менять цвет шубки?

Дети высказывают своё мнение.

Л. : Сейчас послушайте загадки о тех животных, которых зимой в лесу встретить нельзя.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Пробуждается от сна

(Медведь)

(Показать изображение)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток ни одной

(Ёж)

(Показать изображение)

Л. : Конечно, вы правильно отгадали. Это медведь и ёж. Почему их нельзя встретить в зимнем лесу?

Предположения детей.

Л. : Правильно, они впадают в спячку. Поэтому особых припасов они на зиму не делают, заботятся только о тё плом домике для себя: ёж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой; медведь – в берлоге.

(Показать изображение)

Л. : Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Л. : Сейчас давайте поиграем. Вставайте все на ножки в круг.

Подвижная игра «Медведь»

Дети стоят кругом, в центре которого спит «медведь». Руки постепенно поднимаются вверх, вдох. Приседают, опускают руки, выдох.

Опять встают, поднимают руки, вдох. Приседают, опускают руки, выдох.

На цыпочках бегут по кругу. На последних словах «медведь» просыпается и бросается ловить детей.

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке - снег, снег,

И под елкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь!

Л. : Посмотрите, у нас в посылке остались ещё фотографии. Только Шарик очень торопился, и потому картинки неполные.

(По очереди демонстрируются картинки, сопровождающиеся вопросом)

- Чья лапа? (лапа лисы)

- Одним словом? (лисья)

- Чья нора? (Нора лисы)

- Одним словом? (лисья)

- Чья берлога? (берлога медведя)

- Одним словом? (медвежья)

- Чьё дупло? Чей хвост? Чья морда? Чьи уши? Чей след? Чьи следы? Чьи лапы? и т. п.

Л. : Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Сейчас давайте ещё поиграем.

Игра малой подвижности «Назови зверя»

Дети становятся в круг, ведущий ходит внутри круга. Все говорят слова:

Мы по лесу все идем

И зверюшек узнаем.

Ну, скорее, раз, два, три:

Быстро зверя назови.

По окончании слов ведущий бросает мяч ребенку, который должен назвать любого лесного зверя. Кто не смог назвать животное, выходит из игры.

Л. : Вот мы и вспомнили животных наших лесов. Сейчас при помощи картинок, которые прислали нам Шарик и Матроскин мы назовём и детёнышей зверей. Я выставляю картинки, а вы называйте, кто на них изображен.

Белка – бельчонок – бельчата

Заяц – зайчонок – зайчата (как называют маму зайчат)

Лиса – лисёнок – лисята (Кто у них папа)

Волк – волчонок – волчата (Как называют маму в волчьем семействе)

Медведь – медвежонок – медвежата (Кто мама у медвежат)

Ёж – ежонок – ежата (Как называют маму ежат)

Л. : Вот и осталось последнее задание. И оно самое трудное! Называется оно «Четвёртый лишний». Послушайте внимательно задание: нужно сказать, что лишнее и почему? (Игра без опоры на наглядность) (Предполагает различные варианты ответов) :

1) Медведь - волк – лиса – заяц (медведь единственный не впадает в спячку)

2) Волк – лиса – лось – оленёнок (оленёнок – детёныш, остальные взрослые)

3) Волк – лиса – рысь – заяц (заяц травоядный)

4) Бельчонок – кабан – рысь – олень (I – бельчонок-детёныш; II- рысь - хищница)

5) Лось – рысь – сова – лисица (I – сова птица; II – лось травоядный)

6) Белка – медведь – лось – заяц (I - медведь, потому что у него в рационе не только растительная пища; II – белка, т. к. у неё домик на дереве)

7) клёст – куропатка – белка – сова (I –белка не птица ; II-сова хищница)

Л. : Вот и подошло к концу наше занятие. Мы узнали всё, что хотели нам рассказать кот Матроскин и Шарик.

Итог занятия : Что мы сегодня делали? О чём разговаривали? Что вам понравилось? Что понравилось больше всего? Что нового узнали?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия на тему: Дикие животные Цели: 1. Активизировать и расширить активный словарь детей по теме; 2. Закрепить в активном словаре детей обобщающие понятии»Дикие животные»;.

Конспект логопедического занятия «Дикие животные» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме: «Дикие животные» Воспитатель – логопедической группы: Подлипаева.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей ОНР (II-III) Тема: звуки [р]- [р,] Цель: формировать навык дифференциации звуков [р], [р’] на слух и в собственной речи в словах, предложениях. Образовательные.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Предлог В. Дикие животные. Лиса. Заяц» Цель: употребление в речи предлога В; закрепление знаний о диких животных; закрепление основных видов ходьбы; обучение подвижной игре «Лиса.

Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в средней группе «Дикие и домашние животные» Рулева Юлия Юрьевна МБДОУ «Детский сад №242», г. Новокузнецк Учитель-логопед Цель: закрепление знаний по теме «Дикие и домашние животные»,.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дикие животные»Конспект подгруппового логопедического занятия «Дикие животные» .

Конспект занятия «Дикие животные зимой» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Вид НОД: занятие по познавательно-речевому развитию Тип НОД: комбинированный.

Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные зимой» (средняя группа) Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные зимой» Средняя группа Цель: Обогащение представлений о зиме и жизни лесных животных.

Конспект занятия «Дикие животные весной» с использованием методики синквейн с детьми ОНР Группа: подготовительная Цели: 1. Развивающая - Формировать лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме с использованием.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи леса» («Дикие животные») Тема: «В гостях у феи Леса» Цель: Научить детей составлять рассказ с опорой на схему. Направление: Речевое развитие. Интеграция образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по формированию лексики с детьми ОНР «Дикие животные зимой»
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 00:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по формированию лексики с детьми ОНР «Дикие животные зимой»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кульгина (УИ 1371189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД