Татьяна Алимова
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] «Путешествие Свистелочки и Шипелочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
Коррекционно- образовательные:
- учить детей дифференцировать и анализировать звуки С и Ш в сравнительном плане;
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в звуковом анализе слов;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм;
- упражнять в составлении предложений с заданными словами, рассказа;
- развивать зрительный гнозис;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Публикация «Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] „Путешествие Свистелочки и Шипелочки“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- развивать речевое дыхание и голос;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за поставленными звуками;
Оборудование:
Зеркала, картинки для звукоподражания; предметные картинки и предметы, в названии которых присутствуют звуки С и Ш; цветные фишки для выкладывания звуковых схем, слоговые домики, ящик с песком, панно для аппликации, опорные картинки для составления предложений и рассказа; компьютер.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Получение письма от Свистелочки и Шипелочки.
- «Дорогие ребята! Мы приглашаем вас к себе в гости в Страну звуков. Добраться до нас нелегко, но уверены, что вы справитесь со всеми трудностями. Ждем вас с нетерпением!»
Логопед : Ребята, все вы уже подружились со Свистелочкой и Шипелочкой. Давайте-ка вспомним, как их нужно правильно произносить.
(Сравнительная характеристика звуков по акустико-артикуляционным признакам).
- Молодцы. Что ж, вы готовы к приключениям? Навестим наших новых знакомых? Тогда в путь!
2. Развитие общей моторики.
«Самолет».
Руки в стороны – в полет (Дети бегут по кругу на носочках, расставив
Отправляем самолет. руки в стороны)
Правое крыло вперед, (поворот через правое плечо)
Левое крыло вперед – (поворот через левое плечо)
Полетел наш самолет. (бег по кругу, расставив руки в стороны).
3. Развитие мимических мышц лица.
Выполнение движений по тексту.
Закрываю правый глаз,
Закрываю левый глаз.
Широко глаза открою,
На округу погляжу.
А затем наморщу нос –
На кого же я похож?
4. Работа над развитием дыхания и голоса.
Логопед : Прилетели! Смотрите, куда это мы попали? Что вы видите вокруг?
Дети: Горы. А по горам ходить непросто: то вверх приходится подниматься, то вниз спускаться. Давайте голосом покажем, как мы ходим по горам.
Изменение высоты голоса по схемам с распеванием гласных звуков.
5. Дифференциация звуков в слогах
Логопед : Уф! Тяжело по горам ходить. Давайте отдохнем немножко. А знаете ли вы, ребята, что в горах очень хорошее эхо. Что скажешь, то и услышишь в ответ!
Игра «Эхо» - повторение слоговых цепочек.
Са-ша-са Ши-сы-сы
Шо-шо-со Шу-су-шу.
6. Дифференциация звуков в словах.
Логопед : Отдохнули? Идем дальше. Осторожно, перед нами пропасть! Чтобы через нее перебраться, надо построить мост из слов, которые начинаются на звуки С или Ш.
Дети называют слова на звуки С и Ш. После каждого названного слова на экране появляется новый участок моста.
Логопед : Спасибо вам, ребята, за такой надежный мост! Интересно, что ждет нас впереди? Вот это да! Где это мы?
Дети: В пустыне. Здесь много песка и совсем нет воды.
Логопед : Смотрите-ка: кто-то шел здесь до нас. Давайте поищем, может что-нибудь найдем в песке?
Дети находят в песке предметы со звуками С и Ш и определяют место звуков в слове.
Логопед : Пока мы идем, давайте поиграем в игру «Наоборот». Если услышите в слове звук С – замените его на звук Ш и наоборот.
Сок-шок, шутки-сутки, басня-башня, кашка-каска, миска-мишка, уши-усы, наш-нас, вас ваш.
7. Физкультминутка.
Логопед : Молодцы! Пора нам немножко размяться!
Раз, два - все вставайте,
Три, четыре – приседайте,
Пять, шесть – повернись,
Семь, восемь – улыбнись,
Девять, десять – не зевай,
Свое место занимай!
8. Деление слов на слоги.
Логопед : А теперь мы с вами подошли к большому озеру. Сколько пассажиров стоит на берегу! Давайте поможем им занять свои каюты на корабле.
Дети распределяют животных по каютам № 1,2,3 в зависимости от количества слогов в их названиях. (Собака, кошка, еж, лиса).
Логопед : Как вы думаете, ребята, названию какого животного соответствует эта схема?
Дети подбирают название животного под готовую звуковую схему.
Логопед : Ну вот мы и приплыли! Давайте ласково попрощаемся со зверюшками.
Дети образуют уменьшительно-ласкательные формы от названий животных : До свидания, собачка!
9. Составление букв из частей.
Логопед : Смотрите, ребята, какая беда случилась! Развалились наши буквы на части. Попробуйте-ка их собрать обратно.
Дети собирают из частей буквы С и Ш.
Появляются Свистелочка и Шипелочка. : Какие же вы молодцы! Любое дело вам по плечу! Скажите, ребята, а какое время года сейчас там, где вы живете?
Дети: Весна.
Логопед : А Свистелочка с Шипелочкой, наверное, и не знают, что происходит весной. Давайте мы им расскажем.
10. Составление рассказа по опорным картинкам.
Дети накладывают картинки на панно и составляют предложения с этими опорными словами.
Ярко светит солнышко. Сугробы становятся все меньше и меньше. На деревьях распускаются почки. Цветут подснежники. С юга прилетают птицы. Везде текут ручьи. Малыши пускают по воде кораблики. Хорошо весной!
11. Итог занятия.
Логопед : Пора нам возвращаться домой. Вы сегодня все большие молодцы: все препятствия преодолели, со всеми трудностями справились! И за это Свистелочка и Шипелочка приготовили вам подарки. А какие задания вам большего всего понравились?