коломиец светлана
«На полянке у гусенички Таси». Конспект логопедической ОД по дифференциации [С]-[Ш] в словах с самоанализом в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия
На тему: «Дифференциация звуков [С]-[Ш] для детей 5-6 лет (старшая группа)
Цель: дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию и звучание звуков [С], [Ш];
- закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш];
- учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений;
коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие фонематического слуха и слухового внимания;
- совершенствование грамматического стоя речи;
коррекционно-воспитательные:
Публикация «„На полянке у гусенички Таси“, Конспект логопедической ОД по дифференциации [С]-[Ш] в словах с самоанализом в старшей группе» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Гусеница. Конспекты занятий
- Гусеницы и червячки
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Самоанализ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
- воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
- формирование контроля за собственной речью;
- воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: зеркало, презентация, ложки для самомассажа, сосновые шишки, ушные палочки, карточки для конструирования по схеме, картинки на С и Ш, гусенички для поделки.
Ход занятия
1. Приветствие
Здравствуй, ребята!
1- все встали, потянулись
2- друг другу улыбнулись
3- к гостям повернулись
4- гостям ручками помахали и поздоровались
5- расселись на места- начинать занятие пора
2. Вводная беседа
- Ребята, какие времена года вы знаете?
- Какое время года у нас сейчас?
- Давайте произнесем слово ОСЕНЬ.
- где находится наш язычок, когда мы произносим это слово?
3. Развитие артикуляционной моторики
- Молодцы. Вы правильно определили, где находится наш язычок. Поэтому, чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить.
Его мы будем разминать, упражненья выполнять.
Приготовьте язычки, внимательно слушайте и выполняйте верно все упражнения.
Шалунишка – язычок
В доме ротике живет.
Приоткрыл язык окно,
А на улице Осень и ооочень тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
Свою лошадь запрягать.
Приустали и присели,
Покататься на качели.
Индюки ходили мимо
заболтали, притомили.
Рядом дятел дерево долбил.
Он жуков там находил.
Язычок наш погулял.
Много нового узнал.
Он немного притомился.
К себе в домик воротился.
Выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
4. Объявление темы занятия
- Молодцы, размяли свои язычки, а теперь мы продолжим учиться красиво говорить Ш и С.
– включается картинка. Ой, что это? Мы с вами попали в осенний лес!
(картинка)
- Красиво в лесу? (голос : ой ой ой, кто это пожаловал на мою осеннюю полянку)
- ребята, кто это говорит? (гусеничка)
- давайте поздороваемся! Как тебя зовут?
(рассказ гусенички : Меня зовут гусеничка Тася. Я живу на этой полянке. Вчера я нашла на полянке вот такие красивые ложечки, но не знаю, что с ними делать. Поможете)
Дети: Хорошо, Тася
5. Самомассаж ложками
- ЛОБ ПОГЛАДИМ НЕЖНО И РАССЛАБИМСЯ ПРИЛЕЖНО
- НАДО РАСТЕРЕТЬ ВИСОЧКИ, НАДАВИВ НА ТОЧКИ
- МЫ ПОШЛЕПАЕМ ПО ЩЕЧКАМ, СЛОВНО КАПЕЛЬКИ ПО КОЧКАМ
- ГУБКИ В СКЛАДКУ СОБИРАЕМ, ВВЕРХ И ВНИЗ СДВИГАЕМ
(голос)- Как интересно. Теперь я каждый день буду делать самомассаж с этими ложечками
6. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
- ребята, я живу на полянке на дереве. Сейчас загадаю загадку и если вы отгадаете ее, то узнаете как называется это дерево.
Она на ёжика похожа,
Как ёж, она в иголках тоже,
На ней плоды бывают — шишки.
Их собирают девчонки и мальчишки (Сосна)
(картинка Сосны)
- Правильно, ребята. Вот и сосна на которой я живу.
7. Дыхательная гимнастика.
(Звук сильного ветра)
- Ой, сильный ветер забросал мою сосну осенними листьями. Помогите мне, ребята, сдуть листики
8. Вокализация. Ароматерапия
Спасибо, теперь мое деревце вновь красивое и самое зеленое в лесу.
- А вы знаете какие ароматные шишки у сосны?
(ребята нюхают и проговаривают на выдохе)
Хорошо пахнет
Хорошо пахнет шишка
Хорошо пахнет шишка сосны
Хорошо пахнет шишка сосны на полянке
Вот какие ароматные шишки на дереве у Таси! Спасибо
9. Автоматизация удержания позы язычка. Конструирование на плоскости (картинка)
– Ко мне недавно заходила на полянку подружка Единорожка. А вы можете превращаться в единорожек?
(работа с индивидуальными карточками)
10. Анализ артикуляционного уклада
- А я умею разговаривать на языке ветра, знаю язык змей. А вы умеете?
- Когда говорим С- язычок …., года говорим Ш- язычок….
11 Физминутка
- Если я говорю «змея»- шипим, если я говорю «ветер» - свистим
12. Развитие умения концентрации внимания, памяти. Игра «День- ночь»
- А вы любите играть?
(на доске картинки на ш-с)
День- Запомните картинки на доске. Ночь- закрыли глаза. День- картинки с изображением чего нет? И тд
13. Творческая работа.
- Вы все друзья, а у меня в лесу нет подруг. Сможете сделать таких же как я гусеничек?
(дети изготавливают гусеничек и повторяют за педагогом слова и словосочетания)
Сутки – шутки каска – кашка миска – мишка басня – башня маска – Машка
- Какие красивые гусенички. Пусть они останутся у вас на память о знакомстве. Спасибо вам, ребята. До свидания. Мне пора на полянку!
14. Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. Вам понравилась встреча с гусеничкой?
Как ее зовут? На каком дереве живет Тася?
Какие звуки мы учились произносить правильно?
15. Домашнее задание
- Дома выполняем артикуляционную гимнастику, проговариваем МИСКА- МИШКА
Самоанализ открытого занятия
Цель занятия доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, применение дополнительных наглядных опор (презентация). Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика «Путешествие веселого язычка», самомассаж ложками. Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук использовалось статическое упражнение «Горка», совмещенное с конструированием на плоскости, физминутка «Ветер- змея», игра «День-ночь», задание с вокализацией. Для развития мелкой моторики дети изготовили поделку «Гусеничку» из осенних листьев, соответствующую тематике самого занятия.
На занятии использовались элементы нетрадиционных методик: ароматерапия, вокализация, самомассаж ложками.
На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, презентация со звуковым сопровождением. По окончании занятия был проведен устный опрос по пройденной теме, дано домашнее задание
Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон
Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
Занятие цели достигло